Детей растить

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Одной из основных задач гармоничного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание гуманных, нравственных отношений к окружающему миру.

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что в дошкольном возрасте происходит становление и развитие нравственной сферы ребят, что способствует формированию нравственных качеств (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).

Важнейшим фактором, оказывающим решающее влияние на формирование нравственных, заботливых качеств личности является семья.

Ведущим компонентом педагогического потенциала семьи является, несомненно, внутрисемейные отношения, которые играют важнейшую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами, между родителями и детьми. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии личности дошкольника обусловлено тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которым сталкивается ребенок с момента рождения. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.

Особую роль в нравственном развитии ребенка играет его близость с матерью в первые годы его жизни. Материнская любовь и забота являются наиболее желательным источником удовлетворения чувств ребенка, стимулятором его развития. Именно в этом заключается одно из самых важных преимуществ семейного воспитания перед другими воспитательными институтами.

Забота родителей и детей друг о друге является одним из социально – психологических механизмов становления и развития личности ребенка. Именно в процессе общения, взаимодействия со взрослыми ребенок познает правила и нормы человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления, идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта в собственной деятельности.

Наиболее важным для развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе родственных отношений, порождающих целый спектр интимно – эмоциональных, т.е. глубоко личных, душевных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как родительская, сыновья (дочерняя) любовь и привязанность. Им в большей мере, чем другим присущ глубоко личный контакт, сердечность, отзывчивость, доверие, искренность, взаимное понимание, чуткость и забота друг о друге. Совокупность этих нравственных ценностей, лежащих в основе взаимоотношений между членами семьи и составляет нравственно – эмоциональную основу семейных отношений, а глубина и насыщенность семейных отношений этими ценностями – их нравственно – эмоциональную выразительность, которая играет незаменимую роль в формировании личности.

В семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько члены семьи (дети), обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других.

В своем исследовании мы рассматриваем особенности проявления детьми заботливого отношения к окружающему. Нас интересовало, кто, по мнению детей, больше всего нуждается в заботе, какое место в этом ряду занимает природа. С этой целью проводились, беседы с детьми (индивидуальные, групповые, по рисункам), предлагались проблемные ситуации нравственного характера, использовались ситуационные картинки. Кроме того, проводились систематические наблюдения за поведением детей в ситуациях, предполагающих проявление заботы и сострадания. Важно было определить, как дети понимают слово заботливость, о ком считают нужным заботиться, какое место в процессе проявления заботливости занимает природа. С этой целью, мы фиксировали высказывания и особенности поведения детей, обращали внимание, на проявление ими доброжелательности и отзывчивости по отношению к окружающей их природе (животным и растениям), стремятся ли помочь им, или, наоборот, оставляют объекты природы без поддержки, насмехаются, издеваются над ними, проявляют негативные формы поведения, затрудняющие воспитание заботливости.

Результаты обследования показали, что дети считают необходимым проявлять заботу о членах своей семьи. Так, на вопрос, о «ком необходимо заботиться?», они отвечали: о маме – (37%), о папе – (14%), о бабушке – (8%), о дедушке – (6%), о маленьких детях – (3%), о младшем братике (сестренке) – (4%), о друзьях – (4%), о знакомых – (4%), о кошке – (2%), собаке – (1%).

При этом выяснилось, что понятие заботливость для дошкольников вполне конкретно, и они готовы проявлять это качество только по отношению тех, кто находится рядом. Если в семье есть дедушки и бабушки, братья и сестры, то их дети так же включают в орбиту своего внимания.

В ходе работы мы выявили, что большинство дошкольников, среди нуждающихся в их заботе в первую очередь выделяют родителей, реже других членов семьи, то есть, о «близких» людей.

Причиной такой избирательности является личный опыт ребенка и пример взрослого. Так, например, девочка, имеющая дома младшего братика, говорит: «Я помогаю маме заботиться о братике» (Катя Д.). Те, кто видит, как родители заботятся о других членах семьи (младшем брате, сестре, или о пожилом человеке (бабушке, дедушке), понимают важность и необходимость этого.

Полученные данные свидетельствуют о том, что более трети детей на первое место ставят заботу о маме, именно она, по их мнению, больше всего нуждается в ней. Ребята готовы «помочь донести маме до машины тяжелую сумку» (Артем К.), «помочь маме доварить вермишель» (Ира И.), «помыть посуду» (Марина З.), «помыть пол, вытереть пыль» (Алина Е.), «постирать, погладить» (Даша Р.).

Мы видим из результатов, что представления о заботе, у дошкольников, прежде всего, связано с выполнением взрослыми какой- либо домашней работы. Она для них более очевидна, понятна и, выполняется как правило мамой. Именно поэтому, гораздо меньшее число опрошенных (14%), считают нужным проявлять заботу о папе («Помочь папе пропылесосить» — Паша Р.). Интересна аргументация, которая при этом выдвигается: «о папе не надо заботиться, он сильный, крепкий и заботится обо всей семье» (Оля С.). Сами родители были крайне удивлены, узнав позицию ребенка по отношению к отцам.

В тех семьях, где имеются бабушки и дедушки, дети отмечали, что они тоже требуют заботы, но какой именно, не могли сказать. Нас насторожило то, что из понятия заботливое отношение у большинства дошкольников пропадает эмоциональный компонент. Многие отвечали, что у них «нет денег» для того, чтобы проявить заботу о ком–либо. Такое прагматическое отношение ребят, показывает незнание разнообразных способов проявления заботливости, таких, как: сказать доброе слово, посидеть рядом, обнять человека и т.д. Восполнить этот недостаток, на наш взгляд возможно, в процессе взаимодействия ребенка с природой. Возникающие при этом чувства (жалость, ответственность) заставляют дошкольника проявлять свою заботу в конкретных действиях. Это в определенной степени подтвердилось и при обследовании детей.

Тех, кто, выразил готовность проявить заботу о животных, оказалось немного (всего 3%). Это были дети, у которых в доме есть животные («Мне жалко, когда наша Муська голодная, я сразу даю ей поесть» — Ира И.)

Показательно, что никто из опрошенных не считает предметом своей заботы растения. Это объясняется тем, что дошкольники не воспринимают их как живые организмы и даже элементарный уход за растениями (полив, удаление пыли) не связывают с проявлением заботливости.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сказать, что основная часть опрошенных, проявление заботливости понимает как оказание непосредственной помощи родителям и близким людям. Дети чаще всего не осознают необходимость заботиться о животных, растениях имеющихся дома и в детском саду. Это связано с тем, что взрослые, как правило, не привлекают ребят к систематическому и самостоятельному уходу за питомцами. В результате дошкольники либо воспринимают живое (особенно животных) как предмет для игр, либо вообще забывают об их существовании.

Родители поддержали наше мнение о том, что необходимо специально формировать у детей осознанное, заботливое отношение к окружающему, учить проявлять заботу не только о членах семьи, но и о других людях, оказывать им помощь, отзываться на боль и радость окружающих, понимать и неравнодушно относиться к той заботе, которую проявляют по отношению к ним взрослые. Родители хотели бы, что бы их ребенок был способен испытывать чувства сострадания, жалости ко всем, кто в этом нуждается. В их число они включали так же животных и растения. Такие пожелания свидетельствуют о важности проведения специальной работы по воспитанию у детей заботливости.

На основе анализа полученных результатов, мы выделили основные положения, по которым следует осуществлять взаимодействие с семьей по формированию у старших дошкольников такого нравственного качества как заботливость.

Прежде всего, необходимо, что бы взрослые, окружающие детей, понимали, что заботливость это важное личностное качество, которое формируется у детей на эмоциональной основе и проявляется в деятельности.

Требуется уточнение самого понятия, «заботливое отношение», применительно к детям дошкольного возраста.

Ребенку важно осознать, что каждый может проявить заботу о тех, кто в ней нуждается. При этом, собственный пример всех членов семьи, оказывает на дошкольника большой воспитательный эффект.

Наличие в доме животных и растений создает условия для проявления заботливости. Однако добиться результата можно лишь тогда, когда у детей имеются постоянные обязанности по уходу за ними. Ребенок должен понять, что от его действий зависит жизнь и состояние как животных, так и растений.

Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 352 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.:Из-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008 с.

3. Козлова С.А. «Я-человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру // Дошкольное воспитание. – М., 1996. — №6. – с.59-65.

4. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической
воспитанности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. — СПб., 1999. -19 с.

5. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания
детей. — М., Новая школа, 1993. — 27 с.

6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь. 1992. – 214 с.

​ ​ ​

Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Каждому родителю нужно понимать, что воспитание самостоятельного ребенка – это трудоемкий процесс, который требует ежедневного выполнения ряда действий. Но, помогая детям стать независимыми, можно сделать значительный вклад в их успешность. Она затрагивает все области жизнедеятельности, благоприятно отражается на самооценке ребенка, повышает вероятность его самореализации, полноценного устройства личной жизни, финансового благополучия. Самостоятельность формируется в раннем детском возрасте, что подчеркивает важность участия в ее формировании родителей ребенка.

Чем можно помешать в развитии самостоятельности

В первый год жизни у детей еще нет задатков к самостоятельности. Этот поведенческий фактор проявляется немного позже.
Первичные самостоятельные решения ребенка наблюдаются примерно в возрасте 3 лет, когда меняют предпочтения в питании. По мере взросления спектр потребностей постепенно расширяется, ребенок интегрируется в социум, являясь его частью. Если дети не учатся самостоятельности в дошкольном возрасте, впоследствии это негативно отразится на самооценке, создаст трудности с построением отношений. Поэтому взрослым нужно заниматься правильным воспитанием ребенка уже с того момента, как он начинает выполнять первые шаги, обучается элементарным действиям.

Занимаясь воспитанием детей, некоторые родители допускают ошибки, и тем самым снижают вероятность формирования зрелой, целостной личности. Поэтому вырастает безответственный и неуверенный в себе ребенок: он не проявляет инициативу, не может реализовать себя в жизни.

Тактика, которой придерживаются родители, и вредят тем самым детям:

  • Критикуют. Некоторые родители периодически забывают, что ребенок выполняет различные действия впервые, только учится жить, и вполне естественно, что в процессе познания мира у него возникают сложности. Критикуя детей за ошибки, взрослые выстраивают дистанцию между собой и ними, искусственно увеличивают значимость ситуаций: ребенок, который сталкивается с трудностями, чувствует себя беспомощным.
  • Не учитывают мнение детей. Если родители не готовы принимать ребенка, как личность, они равнодушны к его мыслям в отношении того или иного вопроса. Иногда взрослые недооценивают проблемы детей, что влияет на взаимоотношения в семье. Не относясь всерьез и дифференцируя роли на «большого» и «маленького», невозможно воспитать самостоятельную личность.
  • Перенасыщают режим дня ребенка. Желая внести вклад в развитие детей, выстраивают их режим дня таким образом, чтобы заполнить каждую минуту – спортивными тренировками, различными творческими кружками. В большинстве случаев сам ребенок не стремится к посещению этих секций и занятий, но за счет такой тактики родители пытаются развлечь детей. Взрослым нужно помнить: навыки самостоятельного ребенка проявляются в первую очередь, в его способности организовать для себя интересные занятия.
  • Не оставляют выбора. Принимая решение, исходя из собственного видения ситуации, родители препятствуют формированию у детей чувства ответственности. Не учитывая детский голос в различных спорных ситуациях, взрослые отводят ребенку второстепенную роль, что соответствующим образом отражается на неокрепшей самооценке.
  • Выполняют всю работу за детей. Иногда родители руководствуются нежеланием что-либо переделывать за ребенка, тратя на это силы и время. Поэтому выполняют действия вместо него, чтобы достичь положительного результата «с первого раза» – без последующего устранения недостатков детской деятельности.

Самостоятельность – это признак взросления: наблюдая у детей задатки к независимости (пусть даже в элементарных вопросах), не нужно пресекать инициативу либо подвергать действия критике.

Как развить самостоятельность, советы родителям

Чтобы воспитать ребенка самостоятельным и ответственным человеком, нужно пересмотреть психолого-педагогический подход. Специалисты считают, что умение быть самостоятельным – не наследуется от родителей, а служит результатом их правильного воспитания.

Организация самостоятельной деятельности детей предполагает:

1. Учить, а не критиковать. Когда каждое действие ребенка сопровождается нравоучениями, агрессией, он перестает выполнять сам даже то, что на самом деле у него хорошо получается. В этом случае дети оставляют возможность выполнения определенных действий другим людям, чтобы в очередной раз не столкнуться с критикой. Такое поведение делает их безответственными, безынициативными. Чтобы не выстраивать дистанцию между собой и детьми, нужно объяснять им особенности выполнения тех или иных занятий и предупреждать, какие ошибки потенциально могут возникнуть на каждом из этапов их осуществления. Когда дети осознают, что их предостерегают от возможных неприятностей, они ощущают себя защищенными, а отношения между родителями и ребенком становятся более доверительными.
2. Давать право на ошибку. Родителям нужно понимать, что в течение жизни ребенка будет сопровождать череда ситуаций разного уровня сложностей. И, оказавшись в затруднительном положении или ситуации, требующей принятия важного решения, он не должен бояться делать выбор.
3. Учитывать возраст. Предъявляя к ребенку завышенные требования, можно столкнуться с неизбежной чередой конфликтов. Родителям следует осознавать, что от детей дошкольного возраста не стоит ожидать навыков, которыми владеют подростки. Немаловажное значение имеет детский темперамент, интроверт или экстраверт ли ребенок.
4. Не иронизировать. Почти во всех случаях дети воспринимают сарказм тяжело – в зависимости от возраста, такое отношение взрослых может воспринимать как агрессивно, так и меланхолически. Чтобы у ребенка образ родителей не отождествлялся с ролью насмешников, взрослые должны толерантно подходить к вопросу выражения замечаний, не подвергать иронии поведение или слова ребенка. Особенно, если какую-либо деятельность дети совершают впервые. Похвала и поддержка – эффективные инструменты, применяемые для построения доверительных отношений в семье.
5. Не брать инициативу за организацию досуга. Чтобы определить, самостоятельный ли ребенок, нужно спросить у него, как он обычно проводит время. Это могут быть подвижные игры, творческие занятие или иные виды деятельности – индивидуальные или групповые. Ребенок, который хочет справиться со скукой, может играть даже самостоятельно. Взрослым не нужно всецело брать на себя ответственность за организацию детского досуга. Особенно, перенасыщать повседневность ребенка, тем самым, отнимая у него детство.
6. Поручить отдельное занятие, связанное с бытом. Формирование у детей независимости нужно начинать с того, чтобы доверить ребенку элементарную домашнюю обязанность. Важно, чтобы она не была в тягость и давала ощущение важности. Принимая участие, например, в поддержании порядка, дети чувствуют себя значимыми, высоко оценивают свой вклад, повышают самооценку.
7. Не переходить границы ребенка, как личности. Родителям важно помогать в принятии решения, но не делать это вместо ребенка в каждой ситуации, когда важно учитывать именно его мнение. Чтобы сформировать личность, взрослым не нужно вынуждать детей дружить с конкретными сверстниками, навязывать свое видение того, кого приглашать на праздник. Ребенок должен понимать, что существует некая условная территория, ответственность за которую несет именно он.
8. Спрашивать совет. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт и объективную оценку происходящего, необязательно следовать рекомендациям детей. Но, спрашивая их совета в отношении того или иного вопроса, можно подчеркнуть значимость ребенка, мотивировать его к принятию решения, понять его психоэмоциональное состояние.
9. Мотивировать к познанию нового. Иногда, чтобы не допустить ошибок, дети отказываются от изучения новых для себя вещей, действий. Чтобы построить доверительные отношения и повысить самооценку ребенка, нужно объяснить, что новый опыт не всегда отождествляется с неудачами. Важно донести до него, что от ребенка не откажутся и не отвернутся, даже если конкретное действие завершится неудачно (например, участие в конкурсе, соревнованиях). Кроме остальных положительных аспектов, такая тактика родителей будет вдохновлять ребенка к совершенствованию умений.
10. Не усердствовать с контролем. Пристальное отслеживание выполнения домашнего задания, круга общения ребенка и остальных аспектов его жизни не оставляет ему выбора для проявления самостоятельности. Такие дети чувствуют себя подконтрольными, не имеющими права выбора, что негативно отражается на их самооценке и повышает риск формирования безответственности. Намного важнее научить правильному выбору друзей, обратить внимание на то, какими качествами должен обладать хороший человек.

Самостоятельность и одиночество – не тождественные понятия. В процессе воспитания родителям важно донести до понимания ребенка: принимая решения сам, он не лишен поддержки с их стороны, и всегда может рассчитывать на мудрый совет и своевременную помощь.

Детская самостоятельность – состояние, при котором ребенок один принимает решение в том или ином вопросе. Эта черта характера способствует формированию самодостаточности, независимости, уверенности в себе и адекватной самооценке, что в совокупности благоприятно отражается на адаптации ребенка к социуму и реализации в нем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *