День украинской письменности и языка – Украина 

День святого Николая 2020 отмечается 19 декабря. Православная Церковь этого числа почитает память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В народе этот день также известен как Никола Зимний. Это любимый и долгожданный праздник для детей.

История праздника

19 декабря посвящено святому Николаю, который прославился своими поступками и самоотверженным служением Богу. С раннего детства он изучал Писание. В молодые годы получил духовный сан (звание) и стал проповедником. Богатство, которое перешло ему по наследству от состоятельных родителей, он направил на миссионерскую работу.

Николаю приписываются многие чудеса. Во время странствия он воскресил смертельно травмированного моряка и начал считаться заступником путешественников, торговцев и детей. Однажды Николай решил тайно помочь трем девушкам, которые не имели приданного. Он незаметно пробирался в дом и оставлял кошелек, наполненный деньгами.

В один из таких визитов Николай бросил монеты в дымоход, но они не сгорели, так как попали в сушащийся носок одной из барышень. Так появилась легенда о Санта-Клаусе. Дата смерти подвижника стала называться Днем святителя Николая Чудотворца.

Во времена советской власти праздник был предан забвению. Искоренялись обычаи, многие их приверженцы подвергались насмешкам и преследованиям. После распада СССР традиция возродилась и стала приобретать популярность.

Традиции и обряды праздника

В День святого Николая в храмах проходят богослужения. Верующие люди употребляют в пищу постные блюда, поскольку праздник приходится на период Рождественского поста.

В ночь на 19 декабря родители кладут под подушку ребенку подарки: фрукты, сладости, игрушки. Одинокие девушки гадают на суженых, загадывают желания, молятся святому Николаю о счастливом замужестве.

В этот день хозяйки выпекают к праздничному обеду специальное печенье – николайчики. На столах также присутствуют вареники и пироги с картошкой, грибами, капустой, постный борщ, соленья.

В этот день в селах популярны народные гуляния. Молодежь устраивает катания на санях. Местами сохранилась древняя традиция колядований 19 декабря. Парни ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых желают хозяевам крепкого здоровья и хорошего урожая. За это их одаривают сладостями и деньгами.

В этот день принято делать добрые дела. Люди помогают нуждающимся, раздают сладости, деньги, одежду, книги, канцелярские товары сиротам, детям из многодетных семей.

В детских садах, учебных учреждениях устраиваются утренники. Воспитанники читают стихотворения, демонстрируют поделки, исполняют песенные и танцевальные номера.

Со Дня святого Николая начинается подготовка к Новому году и Рождеству. Люди наводят порядки дома, закупают продукты, выбирают подарки для близких и друзей.

Подарки

На День святого Николая принято дарить подарки детям. Наибольшей популярностью пользуются сладости, фрукты, игрушки. В этот праздник также можно порадовать приятным сюрпризом взрослого близкого и родного человека.

Что подарить на День святого Николая

Что можно кушать 19 декабря

На 19 декабря приходится Рождественский пост. В этот день разрешается кушать постные блюда: пищу растительного происхождения с постным маслом (каши, супы, тушеные овощи, грибы), хлеб, воду, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. В этот праздник также можно кушать рыбу. Дозволяется выпить бокал красного сухого вина.

Что нельзя делать на День святого Николая

19 декабря запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Нежелательно проводить уборку в доме, стирать, шить. В этот день нельзя нарушать заповеди Божьи.

Приметы и поверья

  • 19 декабря идет снег – к урожаю пшеницы, дождь – к урожаю капусты и огурцов.
  • Если в День святого Николая стоит холодная погода, то вся зима будет холодной, а если теплая, то зима будет ясной и без сильных морозов.
  • Если в этот день загадать желание, то святой Николай посодействует в его исполнении.
  • В день святого Николая ничего нельзя делать для себя, а только для нуждающихся.
  • Если до 19 декабря не раздать все долги, то в следующем году придется бедствовать.

День святого Николая – светлый зимний праздник. Согласно народному поверью, в ночь на 19 декабря Николай Чудотворец спускается с небес на землю и помогает всем нуждающимся.

День рождения страны

«Руська земля» и Украина

в системе исторических координат

, 2011
Памятник древнерусскому (украинскому) князю Ярославу Мудрому в Киеве

18 апреля опять незаметно для общественности прошла дата первого упоминания названия нашей страны. Во многих других странах точно бы не пропустили такой случай для популяризации своего государства. У нас же — «тиха украинская ночь». Между тем беспамятство — чуть ли не главная причина исторических бед и неудач.
И это очень справедливо: человеку (или народу) дается опыт, полученный тяжелым трудом и кровью его предков с тем, чтобы можно было не повторять своих и чужих ошибок. А человек (или народ) этим опытом пренебрегает.
В то же время сообщение отечественной летописи от 1187 года говорит:

«В том же походе (князей Руси, то есть Киева, Белгорода, Вышгорода, Василькова, Переяслава и крепостей Поросья на половцев) разболелся Владимир Глебович (князь Переяславский) болезнью тяжелой, от которой он и умер. И принесли его в Переяслав (сейчас — Киевской области) на носилках, и здесь преставился он, месяца апреля в восемнадцатый день, и положен был в церкви святого Михаила, и плакали по нему все переяславцы. Он любил дружину, и золота не собирал, добра не жалел, а все давал дружине; был же он князь чеснотный и сильный в бою, и мужеством крепким отличался, и всякими доброчестиями был преисполнен. По нему же Украина много постонала».

В Украине общественность, не говоря о политиках, еще как следует не научилась понимать простую истину о связи между успехами народа и состоянием его памяти — ни иметь этой памяти, ни знать элементарных вещей из своей истории. В частности, такие, как происхождение названия своей страны.
В советские и имперские времена была популярная и идеологически удобная теория о происхождении названия «Украина» от слова «окраина». Благодаря этому утверждалось периферийное значение своей страны для ее жителей, которых приучали любить чужую Родину и презирать свою.
В XVIII веке, после столетних боев сразу «на несколько фронтов», украинцы оглянулись и, как говорят, выяснили — «и я не я, и хата не моя». Неожиданно оказалось, что на имя и наследие Киевской Руси может претендовать еще кто-то, кроме народа, на исконной территории которого расположены все центры Руси — Киев, Чернигов, Переяслав, Канев, Белгород, Васильков, Вышгород, Юрьев, Любеч, Овруч, Острог, Путивль, Новгород-Сиверский, Прилуки, Владимир-Волынский, Луцк, Галич, Львов, Теребовля — и так еще на пару страниц.
Причем это присвоение названия было сделано страной с противоположной политической и существенно отличающейся культурной традицией. Однако «заимствование» названия — явление, привычное в истории. Московия здесь далеко не первооткрыватель. Германия почти целое тысячелетие, до 1806 года, официально называлась Священной Римской империей, хотя главный вклад германцев в римскую историю заключался в том, что они разрушили Рим.
Румыния в середине ХІХ века изменила два собственных первоначальных названия (Валахия и Молдова) на одно. Зато какое! Хотя у большинства ученых не вызывает сомнений, что румыны — потомки латинизированных даков, а не римских легионеров и колонистов, эвакуировавшихся из Дакии в 271 году, как об этом единодушно сообщают античные источники.
Ответив на вопрос, что такое Русь и что такое Украина, мы дадим себе ответ на то, кем мы являемся.
Появление слова «Украина» впервые в 1187 году по отношению к Переяславщине, то есть собственно Руси (так в VІІІ — XVІІ веках называлась территория Центральной Украины) сразу ставила неразрешимый для советской пропаганды вопрос — окраиной относительно чего могла быть эта территория? Естественно, не относительно Москвы. Последняя в те времена была настолько глухой околицей, что о ней рядовые люди вряд ли вообще что-то слышали на Киевщине. Киев оставался безусловным центром для всех князей династии Рюриковичей. Другого центра легитимности просто не существовало. Абсолютное большинство князей этой династии считали Киевскую землю своей Родиной («доменом», или «вотчиной»), даже когда, руководя далекими землями, никогда в жизни не видели ни Днепра, ни Роси, а остальные земли рассматривали как просто подвластные себе.
В целом, часть Переяславского княжества в то время действительно была на краю Руси. Однако другая его часть была удалена от границ Руси даже больше, чем сам Киев. Таким образом, было бы непонятно, почему о князе тужили именно пограничные земли, ведь, по логике, это делать относительно своего князя должны были жители Переяславского княжества, независимо от отдаленности от границ. Следовательно, появление слова «Украина» впервые зафиксировано по отношению к Переяславскому княжеству. В этом сообщении шла речь, что по Переяславскому князю Владимиру Глебовичу «тужила вся Украина». Переяславщина была одним из княжеств собственно Руси (к которой в то время принадлежали Киевское, Черниговское, Переяславское и Новгород-Сиверское княжества). Поэтому слово «Украина» не могло означать окраин княжества. Еще более непонятно, окраиной чего могли быть неоднократно упомянутые в летописях Черниговская Украина, Сиверская (Новгород-Сиверская) Украина или, тем более, Киевская Украина.
Под 1189 г. в летописи в рассказе о князе Ростиславе Берладнике упоминается, что он приехал «в Украину Галицкую» (когда он въехал в срединные земли этого княжества, а не его окраины). В Галицко-Волынской летописи от 1213 г. есть запись: «Данило же вернулся домой и ехал с братом и приял Берестий, и Угровеск и Верещин, Столпе, Комов и всю Украину», то есть имелось в виду все княжество.
Следует отметить, что название «Украина» применялось и относительно русских и белорусских земель — Рязанская Украина, Ростовская Украина, Полоцкая Украина. Известны также сообщения о польских князьях, которые после похода на Галичину и Волынь возвращались «в свою Украину», то есть в собственное княжество, а не его окраины.
Слово «Украина» в летописях выступает синонимом слова «княжество». Именно в таком значении оно много раз употребляется в течение нескольких столетий после своего появления, когда Украина означает «наше княжество», «наша земля», «страна».
Параллель прозрачна — ведь и ныне по-украински слово «країна» означает собственно страну. «Украинянин» а позже «украинец», соответственно, значило «земляк», «соотечественник».
В украинском языке есть слово «украяти», то есть наделить чем-либо, например, хлебом, землей и так далее.
Специфика употребления названия «Украина» в литературе XІІ—XVвв. вполне прозрачно свидетельствует о том, что в тот период термин «Украина» употреблялся именно как синоним «княжества», «земли».
В украинском языке до сих пор есть слово «країна», которое, собственно, и означает страну.
Впервые появившись относительно Средней Надднепрянщины, по меньшей мере, в середине VI в., задолго до появления варягов на исторической арене, название «Русь» продержалась в Украине (Западной) до ХХ в., а в Центральной — до XVIII в. Еще поэт Иван Франко в 1914 г. писал о себе — «я єсмь русин». Некоторые закарпатцы и до сих пор называют себя русинами.
Параллельно с ХІІ в. возникает и название «Украина».
А что же такое Русь?
В отечественных летописях последовательно утверждается, что Русью является исключительно территория современной Центральной и Северной, а с конца ХІІ в. — и Западной Украины. Никакие другие земли, ни Суздаль (Залесье), ни Новгород, ни Смоленск и тому подобное Русью во времена Киевской Руси не считались. Нигде в летописи не упомянуто ни «Суздальской Руси», ни «Залесской Руси», ни «Московской Руси» — все это поздние выдумки имперских идеологов. Русь всегда была лишь одна — Киевщина, Переяславщина и Черниговщина, а с конца ХІІ в. — это еще и земли Западной Украины.
Сообщение летописи от 1141г.: «И Святослав, заплакав, послал к Юрию в Суздаль, сказал: «Брата мне Всеволода Бог взял, а Игоря Изяслав схватил. Пойди-но в Руськую землю, до Киева».
Сообщение летописи 1147 г., когда черниговский князь Святослав Ольгович обложил город Неринск (в Рязанском княжестве): «В то же время прибежали к Святославу из Руси отроки».
Сообщение летописи от 1148 г. об обмене дарами между великим киевским князем Изяславом Мстиславичем и его братом Ростиславом Мстиславичем, князем смоленским: «Изяслав дал дары Ростиславу, которые от Руськой земли и от всех цесарских земель (то есть земель, подвластных киевскому князю Изяславу, которого часто называли цесарем, наподобие византийских императоров), а Ростислав дал дары Изяславу, которые от верхних земель и от варягов».
Сообщение летописи под 1149 г., когда изгнанный из Киевщины Ростислав приезжает к своему отцу Юрию Долгорукому в Суздаль, то говорит: «Слышал я, что хочет тебя вся земля Руська и черные клобуки».
Сообщение летописи о словах Юрия Долгорукого (1149 г.): «Сыновец мой Изяслав, на меня придя, волость мою разорил и сжег, а еще и сына моего выгнал из Руськой земли и волость ему не дал, и меня стыдом покрыл».
Сообщение летописи под 1151 г. после того, как Изяслав Мстиславич в очередной раз выгнал Юрия Долгорукого из Киева, сын Юрия Андрей Боголюбский «между тем выпросил у отца пойти заранее к Суздали, говоря: «Вот нам уже, отче, здесь, в Руськой земле, ни рати, ни чего другого. Поэтому затепло пойдем».
Сообщение летописи об очередном неудачном походе Юрия Долгорукого на Киев под 1154 г.: «В том же году двинулся Юрий с ростовцами, и с суздальцами, и со всеми детьми в Русь. И случился мор среди коней во всем войске его, которого же не было никогда».
Сообщение летописи о том, как после смерти киевского князя Изяслава Мстиславича «в ту же зиму (1154 г.) двинулся было Юрий в Русь, услышав о смерти Изяславовой».
Сообщение летописи под 1155 г., когда тогдашний киевский князь Юрий Долгорукий посылает за своим племянником Ростиславом в Смоленск: «Сын? Мне с кем Руську землю удержать? С тобой. Поедь-ка сюда».
Сообщение летописи под 1173 г., когда Андрей Боголюбский указал князьям Ростиславичам оставить Киев и близлежащие города Белгород и Вышгород и пойти к Смоленску: «И возроптали весьма Ростиславичи, что он лишает их Руськой земли».
Сообщение летописи под 1174 г. о том, как суздальский князь Андрей Боголюбский, отвечая на обращение князей Ростиславичей, сказал: «Пождите немного, я послал к братьям своим в Русь. Как мне весть будет от них, тогда и дам ответ».
Сообщение летописи под 1175 г. о том, как суздальского князя Андрея Боголюбского убили заговорщики в основанном им городке Боголюбове под Суздалем, а его придворный Кузьмище причитал: «Уже тебя, господине, пахолки твои не признают. Не так, как когда-то, когда купец приходил из Цесарограда, и из других краев, и из Руськой земли…»
Сообщение летописи под 1175 г. о том, как после убийства Андрея Боголюбского владимирские бояре (из Владимира-на-Клязьме) говорили: «Князь наш убит, а детей у него нет, сынок его в Новгороде, а братья его в Руси».
Сообщение летописи под 1175 г.: «Того же года, когда оба Ростиславича сидели на княженье в земле Ростовской, раздавали они были посадничества руським отрокам. А те великую тяготу людям сим учинили продажами и вирами».
Сообщение летописи под 1180 г. о походе черниговского князя Святослава Всеволодовича на Суздаль и Рязань: «И тогда спешно приготовились к бою в войске Святославовом, и Всеволод Святославич уборзе примчал к руським полкам со своим полком. И тогда рязанские князья убежали, а других они побили». Когда Святослав возвращался из Суздали, летопись сообщает: «А когда вышел он из Суздальской земли, то отпустил брата своего Всеволода, и Олега, сына своего, и Ярополка в Русь, а сам с сыном Владимиром пошел в Новгород Великий».
Сообщение летописи под 1187 г. о том, как князь Рюрик Киевский послал в Суздаль к князю Всеволоду сватать его восьмилетнюю дочь Верхуславу за своего сына Ростислава, а Всеволод согласился, дал большое приданое и отпустил ее «в Русь». Князь Рюрик сыграл пышную свадьбу, какого «несть бывало в Руси», а затем тех, кто привез Верхуславу из Суздаля, «Якова свата и с бояре отпустил ко Всеволоду в Суздаль». Яков «приехал из Руси (в Суздаль), проводивши Верхуславу, и бысть радость».
Сообщение летописи под 1223 г. о том, что на помощь украинским князьям в их борьбе против монголо-татар из Ростова послали с ростовским полком Василия Константиновича, но он будто бы не успел «к ним в Русь».
«Варяжская теория» происхождения названия Руси из Скандинавии распространялась в России и СССР из-за того, что позволяла пренебрегать многочисленными летописными упоминаниями, в которых четко и однозначно утверждалось, что Русь — это исключительно земли современной Центральной, а с конца ХІІ в. — и Западной Украины. Если бы варяги принесли имя русинов, оно никак не могло бы быть зафиксировано в письменных источниках VI в., в то время как варяги впервые появились на исторической арене на несколько веков позже.
Сегодня даже такой москвофил, как академик П.Толочко, считает, что название «Русь» — местного, южного происхождения: «Очевидно, «Русь» — очень древнее слово ираноязычного происхождения, связанное с названиями племен сарматок (росы, россомоны, роксоланы). Где-то на грани VIII — IX веков оно закрепилось на среднем Днепре и перешло на славян. Не случайно летописец писал: «…поляны иже ныне зовомая Русь». Иначе говоря, славяне из племени, которое стало ядром древнерусского государства, сначала именовались полянами, но потом на них распространилось название «Русь»… Очевидно, со словом «Русь» связаны и давние названия рек — Роси, а также ее притоков Росавы и Роставицы».
Простое изучение первоисточников доказывает, что специфика употребления названия «Украина» в литературе XІІ — XV веков абсолютно прозрачно свидетельствует о том, что в тот период термин «Украина» употреблялся именно как синоним «княжества», «земли».
Поэтому Украина — просто новое, более молодое название Руси. А Русь, соответственно, является древним названием Украины. И оба — чудесные, связанные с колоссальным количеством побед.
18 апреля 1187 года родилось лишь одно из двух названий нашей страны, в то время как тогда в истории абсолютно ничего не изменилось. Поэтому сама страна, безусловно, является старшей.
В таком двойном названии Украина не оригинальна. Когда-то Франция называлась Галлиею, а Испания — Иберией. До англо-саксонского завоевания современная Великобритания называлась просто Британией, потом — Альбионом, затем — Англией, а сегодня используется сразу два названия. Китай изменял название каждый раз с изменением правящих династий. Так же и Россия недавно называлась СССР, до того — Московским царством, а еще перед этим — Суздалью и Залесьем.

Александр Палий — историк, автор книги «Ключ до історії України» (2005), пособия для студентов и преподавателей общеобразовательных школ «Історія України» (2010).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *