Дефицит внимание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.
Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

Введение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это широко распространенное расстройство неврологического развития, наносящее вред здоровью. Оно возникает в детстве и имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. СДВГ имеет в высокой степени наследственный характер, поражает приблизительно 5-8% молодых людей и встречается чаще у лиц мужского пола. Согласно описанию, данному в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств – издание четвертое (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – Fourth Edition),1 СДВГ представляет собой набор симптомов, которые выходят за пределы возрастных норм, наносят значительный вред здоровью и проявляются в различных ситуациях. Данные симптомы распределяются на две категории: (а) невнимательность/неорганизованность и (б) гиперактивность/импульсивность. Считается, что лица, которые обнаруживают значительно выраженные симптомы невнимательности/неорганизованности, относятся к подтипу с преобладанием дефицита внимания; те, у кого определяются значительно выраженные симптомы гиперактивности/импульсивности, относятся к подтипу с преобладанием гиперактивности/импульсивности. Самая распространенная клиническая форма проявления СДВГ – это смешанный тип, при котором личность обладает значительно выраженными симптомами из обоих классов. Текущие научно-обоснованные формы коррекционного вмешательства для СДВГ включают применение психотропных препаратов и проведение бихевиоральной терапии.2,3,4,5

Предмет

Крайне важно определить наиболее эффективные стратегии коррекции для СДВГ. Критически необходимо установить, какие компоненты научно-обоснованного лечения являются самыми эффективными (включая стратегии оценки для установления этого), определить, каким образом оптимально комбинировать стратегии лечения, установить лучшие методы, направленные на обобщение и поддержание достигнутых результатов лечения, а также определить факторы, способствующие достижению идеальных результатов лечения.

Проблематика

Годы исследований коррективных вмешательств определили и усовершенствовали методы научно-обоснованного лечения СДВГ, включая мероприятия по коррекции поведения и медикаментозное лечение. Тем не менее, подобные способы лечения хоть и основаны на экспериментальных данных, не излечивают расстройство и не ведут к значительным улучшениям состояния всех пациентов. В дополнение к этому, эффект от использующихся в настоящий момент программ научно-обоснованного лечения, как правило, недолговечен, а результаты их применения имеют тенденцию не обобщаться на другие ситуации.

Научный контекст

Обширные исследования факторов риска, коррелятов, долгосрочных результатов, относящихся к СДВГ, и лежащих в его основе процессов, до сих пор не в полном объеме внедряются в коррекционные программы, направленные на конкретные механизмы. Тем не менее, ряд отчетов о строго контролируемых отдельных случаях и исследований с применением двойного слепого метода подтверждают жизнеспособность бихевиоральной терапии и программ медикаментозного лечения СДВГ.

Ключевые вопросы

Ключевой вопрос исследований касается оценки эффективности коррекционных мероприятий СДВГ, состоящих из бихевиоральной терапии, медикаментозного лечения, а также смешанного лечения, включающего в себя коррекцию поведения и назначение препаратов. Другие важные исследовательские вопросы охватывают выявление факторов, объясняющих, как и насколько хорошо работает лечение, и для какой конкретно группы лиц оно является эффективным.6 Данные факторы могут включать пол, тип СДВГ, уровень развития, сопутствующие заболевания, родительские факторы, дозировку лекарственных препаратов, когнитивные изменения и особенности дисциплины, присущие определенной семье.6,7,8,9,10

Результаты последних исследований

Текущие научно-обоснованные методы лечения СДВГ включают медикаментозную терапию и поведенческое вмешательство. Медикаментозные методы лечения СДВГ обычно состоят из применения психостимуляторов, хотя зачастую одновременно с ними прописывают и другие типы препаратов с целью лечения сопутствующих расстройств. Психостимуляторы, используемые с целью лечения симптомов СДВГ, включают метилфенидат, декстроамфетамин и смешанные соли амфетамина – данные препараты улучшают передачу допамина. Атомоксетин, являясь ингибитором обратного захвата норэпинефрина, также доказал свою эффективность. И дофамин, и норэпинефрин являются нейромедиаторами (переносчиками информации в мозге), которые участвуют во многих мозговых процессах. Тогда как доказано, что эти лекарства уменьшают проявления симптомов СДВГ и корректируют функциональные нарушения в различных условиях,4 эффект от их применения обычно сохраняется только в течение активного действия препарата в организме и мозге.

Как следствие, и с целью стимулировать активную выработку определенных навыков, обычно также рекомендуются немедикаментозные методы лечения. Бихевиоральная терапия является единственным научно-обоснованным мероприятием для коррекции СДВГ помимо введения препаратов. Бихевиоральная терапия обычно включает в себя проведение мероприятий с родителями, педагогами и самим ребенком.2,11 Специфические компоненты бихевиоральных коррекционных мероприятий при СДВГ включают в себя прямое ситуационное воздействие (contingency management) и клиническую бихевиоральную терапию. Прямое ситуационное воздействие состоит в том, что педагоги или консультанты непосредственно поощряют нужные навыки и используют эффект последствий, проявляющихся при возникновении проблем. Более распространенные процедуры клинической бихевиоральной терапии включают (1) обучение родителей по ряду тем, включающих управление поведением (например, позитивное внимание родителей, поощрение подобающего поведения, негативные последствия плохого поведения) и (2) обучение педагогов по темам, таким как использование подсказок и поощрений в классе. Как показывают результаты наиболее релевантных исследований, вероятность нормализации симптомов наиболее высока при сочетании медикаментозного лечения и коррекции поведения, особенно в отношении показателей функционирования.12,13,14

Хотя эффективность методов коррекции СДВГ уже установлена в научных исследованиях, экспериментов на основе двойного слепого метода, направленных на выявление конкретных индивидуальных факторов лечения, пока проведено очень немного. Ключевые факторы, выявленные в Исследовании мультимодального лечения детей с СДВГ (Multimodal Treatment of children with ADHD Study, MTA), включают в себя: наличие сопутствующего тревожного расстройства, социальная поддержка семей, этническая/расовая принадлежность, тяжесть СДВГ, симптоматика депрессии у родителей, коэффициент умственного развития детей, посещаемость, использование медикаментов среди населения и негативная/неэффективная родительская дисциплина.6

Наконец, можно считать жизнеспособными специальные формы ситуационного воздействия, усовершенствованные с упором на когнитивную сферу (например, родительские тренинги по развитию социальных навыков), а также тренинг когнитивных функций, направленный на восполнение нейрофизиологических дефицитов, обычно ассоциированных с СДВГ (например, нарушения управляющих функций, включающие проблемы планирования, поддержания организованности, торможения неадекватных реакций, постановки и достижения целей), однако данные на настоящий момент ограничены. Критически важный вопрос, касающийся существующих на данный момент научно-обоснованных мероприятий по коррекции СДВГ – включая ряд комбинированных методов лечения с применением медикаментов и поведенческих вмешательств – заключается в том, что улучшения, достигнутые в ходе лечения, зачастую не только недолговременны, но и не обобщаются на поведение в иных условиях.3

Неисследованные области

Крупная проблема, связанная с текущими научно-обоснованными методиками лечения СДВГ, касается генерализации результатов.16 А именно, лица с СДВГ обнаруживают тенденцию не переносить улучшения, достигнутые в ходе лечения, в другие сферы жизни. Таким образом, будущие усилия по разработке лечения должны быть сосредоточены на определении компонентов коррекционных мероприятий, стимулирующих долговременное поддержание результатов лечения в различных ситуациях. Еще один вопрос исследований включает разработку методов коррекции функциональных нарушений, часто сопровождающих СДВГ (например, социальные сложности, академические трудности, дефицит организационных навыков). Успешное проведение коррекционных мероприятий в этих областях может иметь стойкий долговременный эффект и способствовать достижению ускользающей цели поддержания достигнутых в ходе лечения результатов. Наконец, существует серьезный пробел в публикациях по ранним профилактическим мероприятиям. Подобные мероприятия в случае успеха могли бы изменить траекторию СДВГ с самого начала, предотвращая тем самым проблемы в будущем. Хотя данный подход используется в изучении других связанных с развитием мозга расстройств (например, расстройства аутического спектра), подобная методология довольно редко применялась в процессе изучения СДВГ.17 Проблема «ложных тревог» в диагностике является одной из ключевых: сколько детей дошкольного возраста, находящихся в группе риска возникновения СДВГ, на самом деле будут страдать от данного расстройства?

Выводы

СДВГ – распространенное расстройство, связанное с неврологическим развитием, которое наносит ущерб здоровью и требует интенсивного коррекционного вмешательства. Значительная часть исследований посвящены выявлению научно-обоснованных корректирующих мероприятий. Существующие на данный момент варианты научно-обоснованных подходов включают коррекцию поведения и медикаментозное лечение (по большей части при помощи психостимуляторов); существуют данные о том, что наиболее эффективное снижение интенсивности симптомов происходит, когда комбинируются медикаментозное лечение и поведенческая коррекция. Хотя данные варианты лечения и подходят для снижения остроты основной симптоматики (например, невнимательность/неорганизованность, гиперактивность/импульсивность), они не показывают действенных улучшений в восполнении основного дефицита, связанного с СДВГ, а их результаты скорее кратковременны и ситуативны. Важным шагом станет стимулирование прикладных исследований, в рамках которых на основе знания биологических и контекстуальных факторов риска разрабатываются более совершенные стратегии лечения. Важные области будущих исследований включают: выявление конкретных факторов, влияющих на исход лечения; разработку коррекционных мероприятий, результаты которых имеют долгосрочный характер, а выработанные в процессе навыки хорошо генерализуются; определение способов лечения функциональных расстройств, обычно присутствующих у лиц с СДВГ; выяснение потенциальной пользы профилактических мер.

Рекомендации для родителей, служб и административной политики

Профессиональные организации (например, Американская ассоциация детской и подростковой психиатрии и Американская академия педиатрии)18,19 опубликовали нормативы по оценке и лечению СДВГ, но подобные профессиональные руководства не находят должного применения; кроме того, четко не оговорено, будут ли расходы на внедрение подобных стандартов возмещаться всегда или хотя бы регулярно. Семьям необходимо понимать, что им нужны соответствующие специалисты в сфере здравоохранения, которые продемонстрировали свою квалификацию в лечении СДВГ и распространенных сопутствующих заболеваний и нарушений; директивные органы должны обеспечить адекватные стандарты оценки и лечения. Более того, частота постановки диагноза и направлений на лечение СДВГ заметно варьирует на территории США20 и по всему миру.21 С этой вариацией могу быть связаны все факторы, имеющие отношение к директивной политике, такие как профессиональные тексты и экзамены, влияющие на дальнейшую карьеру, обучение профессионалов, выплата страховок и реклама лечения (в особенности, реклама медикаментов). В целом, осведомленность о СДВГ, сокращение уровня социального отторжения с учетом его идентификации и адекватного лечения, научно-обоснованная социальная политика, обеспечивающая бюджет для оказания социальных услуг с учетом результатов исследований, и соответствующие средства оценки результатов, достигнутых в ходе лечения, – всё это важнейшие цели в контексте обеспечения молодежи и семей оптимальными услугами.

Литература

СДВГ это нарушение развития, начинающееся в детстве и частично проявляющееся и во взрослом возрасте. При этом расстройстве ребенку сложно удерживать внимание, контролировать себя и свою импульсивность; иногда к этим симптомам добавляется выраженное моторное беспокойство. Больные не могут подолгу концентрировать внимание на чем-то одном, а позже появляются проблемы в социальном поведении. За клиническую картину ответственны нейробиологические отклонения, причины которых кроются в генетических и психосоциальных факторах. Лечение в основном фармакологическое и психотерапевтическое.

Всегда нелегко, если в семье есть ребенок с хроническим заболеванием. Поэтому для облегчения течения важно знать, что это за болезнь и каковы особенности пациента. Лечения одного только пациента не хватает надолго, как и только лекарственной поддержки.

Мы предлагаем семьям, в которых есть дети с СДВГ, системную концепцию терапии, которую, например, можно прочувствовать во время совместного отдыха на Майорке. В нее входят:

  • Психотерапия для ребенка/подростка с СДВГ
  • Продолжение и по необходимости пересмотр медикаментозного лечения
  • Иппотерапия для расслабления, улучшения концентрации внимания и телесного восприятия
  • Биологическая обратная связь для улучшения концентрации внимания и способности расслабляться
  • Семейная терапия для укрепления здоровых видов общения в жизни семьи
  • При необходимости индивидуальные или семейные консультирования родителей, например при стрессовых реакциях
  • Обучение техникам релаксации всех членов семьи

Методы терапии для семьи подбираются индивидуально, с учетом всех особенностей. Во время терапии семья может жить в отеле или снять квартиру. Детей и подростков забирают на терапию наши работники.

У взрослых СДВГ может скрываться за антисоциальным поведением и злоупотреблением наркотическими веществами (особенно кокаином). Здесь комбинация из психотерапии, биологической обратной связи, фармакологического лечения и иппотерапии также является весьма эффективной.

Если Вы заинтересованы в терапии, просто заполните форму ниже. Затем мы свяжемся с Вами, чтобы договориться о предварительной конфиденциальной и бесплатной консультацией по телефону.

Свяжитесь с нами сейчас

Специалист: Невролог

Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Гиперактивность – это преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Проблема находится на стыке неврологии, психиатрии, педиатрии и медицинской психологии, поэтому лечить могут все указанные специалисты.

О заболевании

Гиперактивность – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Данное состояние может быть следствием перинатального поражения нервной системы либо быть составной частью СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания).
Возбудимость и активность ребенка чрезмерна и непродуктивна – дети бегают без цели, суетятся, не могут сосредоточиться. Расстройство иногда встречается и у взрослых, проявляется двигательным беспокойством и неусидчивостью. Гиперактивные пациенты как будто испытывают окружающих на прочность, исчерпывая терпение до предела.

Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведением, учиться, удерживать в памяти необходимую информацию.
Общее число детей, подверженных гиперактивности, достигает в нашей стране 18%, мальчики болеют втрое чаще. Достаточно часто гиперактивность сочетается с психическими расстройствами.

Симптомы гиперактивности

Заподозрить расстройство можно уже в раннем детском возрасте: малыш беспокоен, плохо спит, бурно реагирует на любой внешний раздражитель, часто бывает рвота, постоянно повышен мышечный тонус.
В полной мере симптомы проявляются при попытке организованных занятий: в подготовительной группе детского сада или первом классе школы. Основные проявления следующие:

  • невнимательность;
  • повышенная активность;
  • импульсивность.

Невнимательность – это невозможность длительно удерживать произвольное внимание на одном предмете или явлении. Ребенок не может сконцентрироваться, из-за чего терпит неудачу в усидчивой игре или не справляется с учебным заданием. Малыш постоянно отвлекается на посторонние раздражители, поэтому не доводит начатое до конца. Будучи оставлен в одиночестве, ребенок не может организовать ни свое время, ни пространство вокруг себя. Из-за этого он постоянно что-то начинает делать, но никогда не заканчивает.
Гиперактивность – это постоянное двигательное беспокойство, непоседливость. При длительном наблюдении можно выделить стереотипии – однотипные повторяющиеся движения (постукивания, бег по кругу, бег с мячом, переминание с ноги на ногу и подобное). Дети с этим нарушением не соотносят свое поведение с окружающими обстоятельствами. Так, ребенок может вставать, ходить или бегать на уроке без всякого разрешения учителя.
Импульсивность – это действия, опережающие мысли. Ребенок отвечает и делает, не думая, вследствие чего, не придерживаясь правил, терпит поражения в играх и испытывает трудности общения со сверстниками.

Жалобы на гиперактивность

Сам ребенок ни на что не жалуется, но может испытывать разочарование оттого, что его игнорируют сверстники.
Родители могут заметить такие признаки, сопровождающие гиперактивность:

  • энурез, ночной или даже дневной;
  • задержка речевого развития;
  • тики (непроизвольные сокращения мышечных групп) – подергивание носом, моргание, покашливание, повторение слов, подергивания ртом или плечами;
  • дисграфия – расстройство письма, повторяющиеся ошибки или трудности написания, которые самостоятельно не прекращаются;
  • дислексия – расстройство чтения: перестановка букв местами, искажения, трудности осмысления прочитанного, невозможность пересказать;
  • дискалькулия – трудности освоения арифметики и других разделов математики.

До 70% детей с СДВГ – левши или амбидекстры (одинаково владеют правой и левой рукой). Такие дети трудно осознают последствия своих поступков, поэтому часто получают травмы, с ними происходят несчастные случаи.

Причины гиперактивности

Точная причина расстройства до сих пор не установлена. Специалисты считают основными 2 причины: генетическую и повреждение головного мозга внутриутробно и в раннем детском возрасте.
Исследования последних лет показывают, что повреждения обнаруживаются в таких отделах центральной нервной системы:

  • ассоциативная кора больших полушарий;
  • базальные ганглии;
  • таламус;
  • мозжечок;
  • префронтальная кора.

Акушеры-гинекологи знают, что дети с гиперактивностью рождаются в патологических родах или при беременности, протекающей с тяжелыми нарушениями: угрозы выкидыша, тяжелый токсикоз, недоношенность, внутриутробная гипоксия, преэклампсия.

Диагностика гиперактивности

Диагностика проводится совместно педиатром, детским неврологом и медицинским психологом. Ведущая роль в диагностике принадлежит детскому неврологу.
В нашей стране принята классификация МКБ-10, но классическая диагностика проводится по DSM — IV, разработанной американской психиатрической ассоциацией.
У ребенка должны присутствовать не менее 6-ти признаков из каждого блока (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) и обнаруживаться до 8 лет. Эти признаки приводят малыша к социальной дезадаптации – бытовым трудностям, невозможности освоения новых навыков, трудностям в общении со сверстниками.
Ребенок должен пройти полное клиническое обследование, поскольку под маской обсуждаемого расстройства могут протекать различные заболевания:

  • снижение зрения или слуха;
  • эпилепсия;
  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • олигофрения;
  • хроническое отравление свинцом;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • последствия родовой травмы;
  • аномалии развития центральной нервной системы.

При соответствующих анамнестических данных назначаются консультации профильных специалистов, которые рекомендуют специфические обследования – ЭЭГ, МРТ и другие.
По показаниям назначается дополнительное психологическое обследование, которое может включать следующие тесты: Тулуз-Пьерона, Вебера и другие.

Лечение гиперактивности

Лечение при данном расстройстве включает множество коррекционных мероприятий. Собственно терапия сводится к назначению медикаментов, улучшающих трофику и метаболизм нервной ткани: ноотропы, нейропротекторы, витамины. По ситуации назначаются антиконвульсанты или противосудорожные средства.
Перспективный метод немедикаментозного лечения – микрополяризация (ТКМП). Это воздействие однополярным током слабой силы на определенные участки головного мозга. Под действием ТКМП начинается активный рост нервных клеток в проблемных зонах, образование новых нейронных связей.
Психолого-педагогическая коррекция включает следующие мероприятия:

  • щадящий режим обучения (малое количество детей в классе, домашнее обучение);
  • длительный сон;
  • сбалансированное полноценное питание;
  • достаточная физическая активность;
  • кинезиотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • БОС-терапия (биологическая обратная связь);
  • мозжечковая стимуляция;
  • занятия с логопедом;
  • занятия с дефектологом.

Улучшить состояние ребенка можно только совместными усилиями родителей, врачей и коррекционных педагогов.

Профилактика гиперактивности

Профилактика гиперактивности многоэтапная:

  • отказ будущих родителей от вредных привычек;
  • генетическое обследование беременной;
  • ведение беременности гинекологом;
  • адекватная тактика акушера в родах;
  • раннее обследование новорожденного у детского невролога при наличии подозрительных симптомов.

Ребенок с гиперактивностью должен сопровождаться врачом, психологом и коррекционным педагогом до совершеннолетия или полной компенсации симптомов.
Коллектив квалифицированных сотрудников клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в ситуации и окажет все возможные виды помощи при гиперактивности, соответствующие последним достижениям медицины и дефектологии. Обращайтесь к профессионалам, чтобы подарить ребенку счастливое детство и взрослую жизнь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *