Содержание
- Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
- Составление синквейна
- Зачем составлять синквейн в школе
- Синквейн – примеры по разным предметам
- История возникновения
- Правила составления
- Дидактический синквейн
- Синквейн с точки зрения педагогики
- Примечания
- Ссылки
- Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
- Правила построения синквейна
- Как использовать синквейны на уроке?
- Как научить детей писать синквейн?
- Области применения
- Варианты работы с синквейном
- Достоинства метода
- Примеры синквейнов
Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Лягушка.
Земноводная, хордовая.
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Скользкая.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
История возникновения
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Правила составления
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
- Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
- Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
- Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
- Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
- Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Простота построения
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Формирование аналитических способностей
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Вариативность
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Примечания
- Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с.
- Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. Дата обращения 28 мая 2009.
- Кендиван О. Д-С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся (рус.) // Фундаментальные исследования : Научный журнал. — 2014. — № 3. — С. 827—829. — ISSN 1812-7339.
- Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Дата обращения 28 мая 2009. Архивировано 28 марта 2012 года.
- Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»?. Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006). Дата обращения 28 мая 2009.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (недоступная ссылка). Журнал «Логопед», №5 (2005). Дата обращения 28 мая 2009. Архивировано 13 апреля 2009 года.
- Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). Дата обращения 28 мая 2009.
Ссылки
- Примеры синквейнов:
- Упражнение «Синквейн — „Толерантность“» и Составление синквейнов — в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
- Cinquain (англ.).

LCCN: sh2002001118 · Microsoft: 154257082
Синквейн и его использование на уроках истории
Французы придумали стихотворение, которое назвали «синквейн». Го-ворят, что в вольном переводе это означает «пять вдохновений», или «пять удач».
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихо-творная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (С 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Дидактический синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты исполь-зования и других частей речи. Например, определение или дополнение.
Примеры синквейнов по истории
История.
Гуманитарная, интересная.
Исследует, узнает, изучает.
Наука, занимающаяся изучением прошлого.
Люди.
Монголо — татары
сильные, коварные
нападают, сражаются, проигрывают
битва на реке Угре
победа русских
Китай
Восточный, могущественный
Строит, объединяет, собирает
Великая Китайская стена
Конфуций.
Поле Куликово
На поле Куликовом.
Степном, широком.
Была, прошла, кипела.
Битва с войском Мамая.
Победа.
Столетняя война.
Долгая, кровопролитная.
Началась, длилась, закончилась.
Военные конфликты между Англией и Францией.
Поражение.
Русско — японская война
внезапная, кровопролитная
убивает, разделяет, пугает
предпосылка назревания внутриполитического кризиса
поражение
Империя
российская, многонациональная
развивается, содержит, поддерживает
закончилось территориальное оформление страны
государство
Примерный вариант |
Тренировочный вариант |
Владимир храбрый, дальновидный завоевывал, укреплял, крестил укрепление государства Красное солнышко |
Князь мудрый, … укреплял, …, развивал … … |
Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Правила построения синквейна
— развивается образное мышление; -развиваются творческие способности учащихся; -совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли; -развивается мышление и воображение; -вырабатывается способность к анализу; -уменьшается время, отводимое на запоминание информации; — расширяется словарный запас. Серия сообщений «Увидеть другого»:
Часть 1 — Это было ещё в Ленинграде…
Часть 2 — Свет погасшей звезды… Александр Ткаченко
…
Часть 8 — Урод
Часть 9 — Урод
Часть 10 — Синквейн — стих в 5 строк, как технология развития критического мышления
Часть 11 — Хокку по русски.
Часть 12 — Прикоснись ко мне. Жизнь — это очень быстро…
…
Часть 15 — Правило «первых трёх минут», которое нужно знать всем родителям
Часть 16 — Уважение меняет всё
Часть 17 — Как помочь экстраверту не умереть …или советы интроверта