Что роднит музыку с литературой

Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

Тип урока: урок введения в тему.

Форма урока: урок-поиск.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок музыки в этом учебном году. Он будет игровой. Для начала разобьёмся на три команды.

Давайте для начала проведем игровую разминку. Я буду задавать загадки, а вы отвечать.

По одному человеку от команд будут фиксировать правильные ответы на доске.

Загадки.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о взаимосвязи двух искусств: Музыки и Литературы.

Для этого мы разобьёмся на 3 команды.

1 – ответит на вопрос, какие составные части мы можем выделить у музыки.Ее особенности.

2 – составные части литературы. Ее особенности.

3 –что общего есть у музыки и литературы.

Работа в группах.

Ответы фиксируются на доске.

Вопросы:

1 – Что такое музыка? Ее особенности.

Сегодня мы с вами рассматриваем связь двух видов искусства — музыки и литературы. На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.

ДЕТИ. Это «песня».

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ. В песне останется одна мелодия.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

2 – Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет, —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши вашихпонежней, —

Им отвечает Соловей. —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

3 — Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?

Дети дают разрозненные нечёткие ответы, приближенные к сути вопросов.

(помогает детям ответить на вопрос) -Литература – это искусство слова, а слова, как известно, состоят из… звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Значит общее, связующее звено у музыки и литературы — это звук. Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Какие это музыкальные произведения?

Дети: — песня, романс, кантата.

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

2 гр. работает над вопросом — Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом?

Дети делают вывод, что это всё явления жизни.

Молодцы! Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это, окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

Дети вспоминают про интонацию. (Если вопрос вызвал затруднения, можно подсказать им латинский корень слова «intono») .

Дети читают стихи с интонацией или поют песню.

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Без слов, только мурлыкая нужно рассказать стих.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?

Дети называют песню, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов?

Дети: — симфония, концерт, сюита, опера. (Если дают разрозненные ответы, то учитель подсказывает, опираясь на то, что во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям).

Вы просто молодцы! А сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню?

Дети делятся своими мнениями.

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова — намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения.

Мы выяснили ещё одну взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста!

Дети вспоминают былину о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас со стихотворением «Слово и нота» А вы расскажите о чем этот стих.

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Краткое обсуждение текста, выделение главного в тексте.

Дети: — Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера, надежда, любовь.

Какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

Итог урока.

На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?»

Дети: — Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, думали, анализировали. Поставьте себе сами оценку за работу на уроке.

Домашнее задание.

1.Вспомнить литературные произведения- былины, стихотворения, рассказы, сказки, в которых говорится о музыке и музыкантах. Принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

2.Вспомнить музыкальные произведения, созданные по поэмам, былинам, сказкам.

Музыка

5 класс

Урок № 1

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

— программная музыка.

Тезаурус

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Обязательная литература

Дополнительная литература

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Взаимосвязь музыки и литературы

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Как связана музыка и литература?

В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литератур­ное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведе­ния, как романс, кантата.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в раз­ных формах и по-разному воздействует на нас, читате­лей и слушателей.

Что же роднит музыку с литературой?

Единым стержнем этих искусств является интонация.

Вспомним, что такое интонация. И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволно­ванные, торжественные, ве­личественные — мы слышим и в разговорной, и в литератур­ной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь

музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музы­ки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.

Задание1

Рассмотри картину В.Поленова

«Монастырь над рекой»

Ответь на вопросы:

Какие чувства вызывают эти произведения искусства?

Какое настроение?

Обрати внимание на плавные изгибы линий рисунка в картине и

мелодии романса, общность ритмического строя, перекличку

светотени в картине и ладовой окраске в музыке.

Можно в романсе услышать тишину леса, поля?

Какими средствами музыкальной выразительности М.И.Глинка в романсе «Жаворонок» смог услышать эту тишину?

2. Народная песня в композиторской музыке

П.И.Чайковский

В мелодии народных песен,

церковные напевы, интонации

колокольных звонов — всё то, что

композиторы слышат в жизни, побуждает

их к созданию таких больших и сложных

произведений, как симфония, концерт,

сюита, опера. Во многих из них песни,

мелодии, напевы получают как бы вто­

рую жизнь, композиторы заново

открывают их слушателям.

Пётр Ильич Чайковский включил русскую

народную песню «Во поле берёза стояла» в

финал симфонии №4, в «Детском альбоме»

звучит «Камаринская», в балете

«Щелкунчик» русский танец «Трепак»,

в финале концерта№1 для фортепиано

с оркестром звучит «Веснянка»

украинская народная песня, в опере

«Евгений Онегин» используются подлинные

русские народные песни,

в увертюре 1812 год звучит песня «У ворот

батюшкиных…» и т.д.

Задание 2

Послушай рус. нар. песню «Во поле берёза…»

Послушай фрагмент финала симфонии П.И.Чайковского

Ответь на вопросы:

1. Какие новые черты приобрёл знакомый напев народной песни в симфонии?

3. Программная музыка

Портрет. С.С.Прокофьев

Литературную (словесную,

нередко стихотворную) осно­ву —

программу — имеют многие

инструментальные произ­ведения.

Создавая их, композиторы опираются на

то содер­жание, которое изложено в

литературном источнике или выражено в

названии сочинения.

Портрет. Э.Григ

Например, симфоническая

сюита норвежского композитора Эдварда Грига «Пер Гюнт»

написана на основе одноимённой

драмы Ибсена.

Балет С.С.Прокофьева «Золушка»

на сюжет сказки французского писателя Шарля Перро,

балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» по

сказке немецкого писателя Гофмана и т.д.. Эти

прекрасные музыкальные шедевры могли бы не

появиться, если бы не было литературы.

Интонационная выразительность музыки позволяет

передавать разный характер и состояние героев.

Задание 3

Послушай и сравни три женских образа сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»: «ПеснюСольвейг», «Танец Анитры» и «Смерть матушки Озе».

Ответь на вопросы:

1.Как композитор раскрывает черты героев

литературного произведения?

2.Какие средства музыкальной выразительности

выражают три разных женских образа.

3.В чем сходства интонаций?

4. Жанры в музыке и литературе

Во многих литературных произведениях упоминается о

звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним

из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести,

романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и

преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о

народных музыкантах.

Незабываемые образы различных музыкальных сочине­ний,

жизнь и творчество знаменитых композиторов, музы­кантов-

исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание

литературных произведений, со страниц которых «звучит»

музыка. Вспомни миф об Орфее, былину о Садко.

И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия пес­ня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, бал­лада и другие.

Посмотри презентацию «Жанры в музыке и литературе»

Посмотри ВИДЕО и определи название произведения и композитора.

5. Тесты к теме урока

Скачай архив по ссылке
Сохрани его на своем компьютере.
Обязательно Распакуй Архив. Для этого — Нажми правой кнопки мышки на архив — Извлечь.
Открой папку Что роднит музыку с литературой. В ней открой Папку1.
Запусти файл start HTML приложение
Пройди тест — проверь себя.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *