Что происходит с телом человека после смерти

На протяжении всей человеческой истории каждого интересовал вопрос о том, что будет после смерти. Что же ждет нас после того, как наше сердце остановится? Это вопрос, на который недавно ученые получили ответ.

Конечно, предположения были всегда, но теперь стало окончательно ясно, что люди после смерти могут слышать и понимать, что происходит вокруг них. Конечно, с паранормальными явлениями это не имеет ничего общего, ведь человек, по сути, живет еще некоторое время. Это стало медицинским фактом.

Сердце и мозг

Важно понимать, что абсолютно любая смерть наступает при одном из двух или при наличии сразу двух условий: либо сердце перестает работать, либо мозг. Если перестает работать мозг в результате серьезных повреждений, то смерть наступает сразу же после отключения «центрального процессора» человека. Если же жизнь прерывается вследствие каких-то повреждений, из-за которых останавливается сердце, то тут все намного сложнее.

В Нью-Йоркском университете эксперты-ученые определили, что человек после смерти может чувствовать запахи, слышать речь людей и даже видеть мир своими глазами. Это во много объясняет феномен, связанный с видением мира в ходе клинической смерти. Невероятно много было случаев за всю историю медицины, когда человек рассказывал о своих ощущениях во время пребывания в этом пограничном состоянии между жизнью и смертью. После смерти бывает такое же, говорят ученые.

Сердце и мозг — это два органа человека, которые работают на протяжении всей жизни. Они связаны, но ощущения доступны после смерти именно благодаря мозгу, который еще некоторое время передает информацию от нервных окончаний к сознанию.

Мнение экстрасенсов

Специалисты по биоэнергетике и экстрасенсы еще очень давно начали предполагать, что человек не умирает мгновенно, как только его мозг или сердце остановили работу. Нет, все гораздо сложнее. Это и подтвердили научные изыскания.

Мир потусторонний, по мнению экстрасенсов, зависит от мира настоящего и видимого. Когда человек умирает, говорят, что он видит все свои прошлые жизни, а также всю текущую жизнь сразу. Он переживает все заново за бесконечно малую долю секунды, превращаясь в ничто, а потом заново возрождаясь. Конечно, если бы люди могли умирать и сразу возвращаться, то вопросов бы не было, однако даже эксперты в области эзотерики не могут на 100 процентов быть уверенным ив своих заявлениях.

Человек не чувствует боли после смерти, не чувствует радости или горя. Он просто остается жить в потустороннем мире или переходит на иной уровень. Никто не знает, идет ли душа в другое тело, в тело животного или человека. Быть может, она просто испаряется. Может быть, она живет вечно в лучшем месте. Этого никто не знает, поэтому так много религий в мире. Каждый должен слушать свое сердце, которое подсказывает ему верный ответ. Главное — это не спорить, потому что никто не может знать наверняка, что творится с душой после смерти.

Душа как нечто физическое

Душу человека нельзя потрогать, но возможно, что ее наличие ученым, как ни странно, удалось доказать. Дело в том, что при смерти человек теряет по какой-то причине 21 грамм своего веса. Всегда. При любых обстоятельствах.

Никто этот феномен так и не смог объяснить. Люди считают, что это и есть вес нашей души. Это может говорить о том, что человек видит мир после смерти, как доказали ученые, лишь потому, что мозг умирает не сразу. Это не имеет особого значения, потому что душа уходит от тела, мы остаемся неразумными. Возможно, это и есть причина того, что мы не можем двигать глазами или говорить после остановки сердца.

Смерть и жизнь взаимосвязаны, не бывает смерти без жизни. Относиться к миру потустороннему нужно проще. Лучше не стараться понимать его чрезмерно сильно, потому что на сто процентов быть точными не получится ни у кого из ученых. Душа дает нам характер, темперамент, возможность мыслить, любить и ненавидеть. Это и есть наше богатство, которое принадлежит лишь нам.

Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования всякого живого существа.

У теплокровных животных и человека Смерть связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения (см. Танатология). Различают два основных этапа Смерти — так наз. клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, смерть. Клиническая Смерть является обратимым этапом умирания, к-рый протекает в течение нескольких минут после прекращения кровообращения и дыхания. Обратимость ее в основном зависит от степени гипоксических изменений нейроцитов головного мозга. Продолжительность пребывания человека в состоянии клинической смерти в условиях нормотермии не превышает 8 мин., в условиях гипотермии она может быть удлинена.

Наступлению клинической смерти предшествует предагональное состояние (постепенное снижение АД, угнетение сознания и электрической активности мозга, тахикардия, сменяемая брадикардией, нарушение стволовых рефлексов), терминальная пауза (временная задержка дыхания и брадикардия вплоть до периодически наступающей асистолии) и агония (см.).

Биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях, при к-ром реанимационные мероприятия остаются безуспешными. Достоверными признаками наступившей биологической смерти являются посмертные изменения (см.). Естественнонаучные аспекты С. как биологического феномена исследует комплекс биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди к-рых занимают реаниматология (см.), патологическая физиология (см.) и патологическая анатомия (см.).

С точки зрения диалектического материализма С.— необходимый и существенный момент жизни. Как подчеркивал Ф. Энгельс; «… отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом…— смертью» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 610). Поскольку С. неразрывно связана с жизнью, то в процессе биол. эволюции механизмы умирания также подвергаются эволюционным изменениям. У многоклеточных организмов смерти, как правило, предшествует процесс старения (см. Старость, старение).

Человек является высшей формой эволюционного развития жизни. Он генетически связан с другими жизненными формами и имеет с ними много общих черт (в т. ч. и нек-рые общие биологические механизмы старения и Смерти), но в то же время он принципиально отличается от них благодаря способности производить орудия труда, наличию членораздельной речи, мышления и сознания. Поэтому человек в отличие от других живых существ сознает свою смертность. Причем С. для человека выступает не в качестве природного феномена, но прежде всего как явление социально значимое, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества формируются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С., связи умерших и живых, формы существования после С. В этом отношении характерен культ мертвых, особенно развитый у древних египтян, к-рые рассматривали жизнь лишь как подготовительный этап к загробному существованию и поэтому уделяли огромное внимание строительству гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и др. В культуре многих древних народов важное место занимали религиозные представления, связанные с культом умерших предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после С., бессмертием. Мифы о «загробной жизни» и «бессмертии души» всегда содержали попытку нравственного преодоления страха С., адаптации человека как к факту С. близкого для него существа, так и к неизбежности собственного ухода из жизни.

Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель пытались помочь преодолеть страх перед С., отстаивая тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, к-рая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположный тезис: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек как таковой С. никак не воспринимает, а следовательно, ее ему и не нужно страшиться.

В христианской религии, для к-рой характерно острое переживание неповторимости бытия каждой отдельной личности, вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной степени освобождала человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, культивирует чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков — memento mori (лат. помни о смерти) — выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние к-рой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века и особенно начиная с эпохи Возрождения развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о С. и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т. ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. нередко приводил к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, представлениям о вседозволенности, оправданию поведения, исходящего из принципа «после нас хоть потоп». Поэтому в мировоззрении крупнейших естествоиспытателей, напр. Ньютона (I. Newton), и философов, придерживавшихся в основном материалистического подхода к изучению объективной реальности, для обоснования моральных ценностей сохранялись религиозные представления о боге, бессмертии души и др. В русской философии этот подход к проблеме С. и бессмертия выразил А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смерти и бессмертии».

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания Смерти в связи с решением вопроса о бытии бога и бессмертии души были детально проанализированы Кантом (I. Kant). Им была показана противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств бытия бога и представлений о бессмертии души, воскресении, каре за грехи и др. Вместе с тем с точки зрения морали, И. Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее будет учтено моральное состояние, в соответствии с к-рым мы закончим нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы С. и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным; религиозным подходам, получило широкое распространение в буржуазной философии 19—20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека, получившие предельное выражение у Шопенгауэра (A. Schopenhauer), Гартмана (Е. Hartmann) и особенно у Ницше (F. Nietzsche). Лейтмотивом этих представлений (имевших, разумеется, и существенные различия) явилось пессимистическое утверждение о том, что жизнь есть «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, цель ее не в счастье, а в страдании, а значит С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Отрицая идею воскресения тела и бессмертия души, сторонники иррационалистических концепций утверждают бессмертие рода, к-рое реализуется через иррациональное, неопределенное жизненное начало, у Шопенгауэра именуемое волей. Жизнь с этой точки зрения бессмысленна. Признание бессмыслицы в качестве главного смысла жизни и G. характерно для одного из самых модных философских течений 20 в.— экзистенциализма, наиболее крупными представителями к-рого были Сартр (Т. P. Sartre) и Камю (A. Camus). В его основе лежит метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и С. человека, лишенная необходимой связи с социальными и биологическими «измерениями» личности.

В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека (см.) как индивида и личности, его связи с обществом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Сложность взаимосоотнесения родового и индивидуального достигает у человека своих предельных форм именно потому, что в биол. смысле индивид — всегда в нек-ром отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомства и С., вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биол. смысле природа становится «равнодушной», «теряет интерес» к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то как раз тогда, когда отступает природа, возрастает интерес общества, т. к. развитие личности отдельного человека в конечном итоге является целью и средством существования и развития человечества — и как вида Homo sapiens, и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле.

Единство противоположностей личного и общественного, вернее их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и смысл жизни человека и общества, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в частнособственнических общественно-экономических формациях и все более совпадать по мере приближения общества к коммунистическому будущему. Движение к нему — это постоянное изменение меры личного и общественного; это все более ярко выраженная индивидуализация личности и вместе с тем ее единение с обществом, его целями и смыслом его существования и развития, это, следовательно, постоянная устремленность в будущее, к-рая придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Непонимание диалектики индивидуального и родового, личностного и общественного, приводящее к их метафизическому противопоставлению, характерно для подхода к проблеме С. ряда совр. буржуазных философов. Показательной в этом плане является постановка вопроса, обсуждающегося в западной философской и научной литературе, о «праве на смерть», в к-рой сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой — ее полную подчиненность общественным и государственным интересам. Человек, как и любое другое живое существо, смертен, и С. является неизбежным моментом его существования. 3. Фрейд точно подметил, но мистифицировал этот факт, введя представление о существовании особого «влечения» к С.

Не фантастические грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом Смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решающей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни — вот та философская основа, к-рую утверждает марксизм. Поэтому в подходе к проблеме С. неоправдан поверхностный оптимизм, учитывающий только интересы рода. Действительно, умереть, чтобы дать дорогу другим, чтобы жизнь была вечной, необходимо и справедливо. Сознание того, что умирает индивид, а личность не умирает полностью, она живет в делах и памяти потомства, как живет в нас и будет жить вечно А. С. Пушкин («Нет, весь я не умру…»), может примирить нас нравственно со С., хотя жизнь великой личности лишь невоспроизводимый образец для всех. Марксизм утверждает значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни и не отрицает другой индивидуальной стороны проблемы С., к-рая остро переживается личностью. В этом переживании присутствует трагизм личного соприкосновения со С., не снимаемый философией, даже самой оптимистической. Поэтому не поверхностный оптимизм, а реализм, точнее научный, реальный гуманизм утверждается марксистской философией в качестве основы подхода к вопросам С. и бессмертия. Философский подход не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого в любой, всегда чрезвычайно индивидуальной ситуации столкновения с фактом С. близкого существа или необходимости собственного ухода из жизни. Но такой подход ясно обозначает общую мировоззренческую позицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь несхожих и неповторимых в интеллектуальном и эмоциональном планах для каждой личности.

Смертность человека, неповторимость его индивидуального бытия налагает на личность особую нравственную ответственность. В основе этого нравственного чувства лежит не страх перед наказанием за грехи в «загробном царстве», но прежде всего ответственность перед собственной общественной (родовой) сущностью. Она формируется на осознании того факта, что бытие человека, его поступки, дела приобретают независимое от него существование, поэтому они всегда необратимы и часто непоправимы. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам гуманности, зависит осуществление его собственных жизненных целей, необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других и как необходимое следствие — осмысленности и оправданности для самого себя своего собственного существования.

Осознание конечности и неповторимости бытия каждого человека — источник чувства его ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо врачу), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает веских оснований для надежд на преодоление С., к тому же и возможное влияние подобного достижения на развитие культуры, если допустить его осуществимость, еще мало изучено и не может быть однозначно определено как прогрессивное. Гораздо важнее перед лицом С. как закономерного и необходимого явления развивать в человеке чувство ответственного отношения к жизни, ее содержанию и продолжительности.

Проблема продления человеческой жизни в этой связи должна рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе биол. длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в к-рой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль. Процесс социального старения человека может быть нормальным, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма, и патологическим, при к-ром наблюдается негативное воздействие факторов, ускоряющих естественно протекающие процессы старения. Поэтому первой и основной является задача сведения до минимума причин, приводящих к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, к-рое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинскую помощь. Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биол. резервы человека и сводится до минимума патологическое действие факторов раннего старения. Причем социальной ценностью обладает не просто увеличение длительности жизни. Возрастающую общественную ценность имеет сохранение дееспособной развитой человеческой индивидуальности, обогащенной знаниями, опытом жизни и мудростью.

Необходимость продления жизни перед лицом ее естественной ограниченности представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе мудрое изречение римского философа Сенеки о том, что лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. Интересную закономерность в этом плане подметил Кант: всего долее живут в том случае, если всего менее заботятся о продлении жизни, но соблюдают, однако, осторожность, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели и нравственно-этическую оценку. Вопрос о жизни и смерти подчас зависит от состояния духа человека, от того, считает ли он сам необходимым и оправданным свое собственное существование.

Чрезвычайно показательным в этом плане является высказывание Ф. Энгельса в письме к Зорге (F. А. Sorge) на следующий день после смерти К. Маркса: «Искусство врачей обеспечило бы ему, быть может, несколько лет прозябания, жизни беспомощного существа, умирающего не сразу, а постепенно, к вящему триумфу врачебного искусства. Но этого наш Маркс никогда не перенес бы. Жить, имея перед собой множество незаконченных трудов и испытывая танталовы муки от желания закончить их и от невозможности это сделать,— это было бы в тысячу раз горше для него, чем настигшая его тихая смерть» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 35, с. 386). Значение морально-волевых факторов, определяющих мужественное отношение человека к С., наглядно продемонстрировал массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Воля человека, моральные установки, сводящие к минимуму стрессовые ситуации в межличностном общении,— все это оказывает влияние на продолжительность жизни (см.) и непосредственно зависит от благоразумия и ответственного отношения к собственному существованию каждой личности. Поэтому нравственный и профессиональный долг врача заключается не только в том, чтобы лечить больного, но и в том, чтобы предупреждать возникновение болезни, внося свой посильный вклад в создание здорового образа жизни (см. Профилактика первичная, Социалистический образ жизни).

Особенно остро проблема Смерти и связанная с ней проблема неповторимости и уникальности каждой личности возникает в связи с проблемой пересадки жизненно важных органов и прежде всего сердца (см. Трансплантация). Когда «материал» для пересадки берут от трупа, то моральное право врача сомнений не вызывает, хотя, как известно, первые опыты по переливанию трупной крови вначале вызывали у нек-рых врачей резкое возражение именно по моральным соображениям. Интересы «реципиента» требуют от врача взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления С. Интересы «донора» противоположны — они требуют максимальных затрат (в т. ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения человека к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т. ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную С. С моральной точки зрения, ни один больной не может рассматриваться в качестве «потенциального донора» жизненно важных органов, пока биологическая С. не констатирована. В ряде случаев возникает ситуация, когда гибнет только кора головного мозга при сохранении сердечной деятельности, наступает так наз. смерть мозга (см.). В наст, время вопрос о том, можно ли в этом случае говорить о жизни человека, поскольку он безвозвратно утрачивает личностные качества и перестает быть общественным существом, далек от своего окончательного разрешения.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека составляет важный мотив этичного поведения врача у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и тем более уходе, ссылаясь на интересы тех, кому врачебная помощь еще может принести пользу (см. Деонтология медицинская). Подобная душевная черствость лишь ускоряет гибель больного, усугубляет его нравственные муки перед лицом приближающейся С. и, что не менее важно, является для родственников умирающего и окружающих больных серьезным психотравмирующим фактором. Неправомерна также и эйтаназия (см.) — умышленное ускорение врачом летального исхода из ложно понимаемого чувства гуманности. Отзывчивость врача, его способность к сочувствию и сопереживанию адаптирует больного к предстоящему уходу из жизни, смягчает мучительный страх перед наступающей С. Культура сопереживания С. другого человека должна быть атрибутом не только отдельной личности, но и общества в целом. Религия выработала определенные нормы поведения и обряды, к-рые в современном обществе все больше утрачивают свое значение.

Необходима большая нравственно-философская и практическая работа, имеющая целью развитие культуры поведения человека, освобожденного от догм религии и ее мифов, в отношении Смерти другого (включая церемонии погребения, похоронного обслуживания и др.). Стереотипы общественного поведения способствуют адаптации человека к феномену С., являющемуся необходимой частью человеческой жизни. Человек ни в одном из человеческих вопросов не должен выходить за пределы своей сущности, определяющей его разум и гуманность. И это единственная и достойная его перспектива, к-рая придает смысл его индивидуальному существованию и историческому развитию человечества в целом.

Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляется сущность человека и его перспективы. В. И. Ленин говорил, что «человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 56). Марксистская философия и основывающийся на ней реальный гуманизм дают такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих социальных параметрах. Этот идеал утверждает диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, Смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно и соответствует его сущности — в материальной и духовной культуре человечества.

См. также СМЕРТЬ в судебно-медицинском отношении

И. Т. Фролов

Легенда гласит, что, когда академик Павлов умирал, он рассказывал собравшимся у его постели медикам о своих ощущениях: сердце бьётся медленнее, холодеют ноги… Свидетельства записывали, словно конспект лекции. А заглянувшему в дом очередному визитёру вежливо сказали: «Академик не сможет вас принять. Иван Петрович занят – он умирает».

Скорее всего, это байка, но весьма символичная. Павлов был великим исследователем, и ему наверняка хотелось бы узнать, что испытывает человек в момент смерти. Ведь у науки не было ответа на этот вопрос. Да и до сих пор нет…

И слепые прозревают

Подобные переживания принято обозначать термином NDE (от англ. near-death experiences – «околосмертный опыт»). Первым, кто взялся исследовать этот феномен с точки зрения науки, был американский психолог и психиатр Реймонд Моуди. В книге «Жизнь после жизни» он проанализировал рассказы 150 людей, переживших клиническую смерть и заглянувших за последнюю черту.

Как выяснилось, часто ощущения и видения у вернувшихся с того света совпадают. Первое впечатление – это неприятный звук (шум, звон в ушах), второе – осознание собственной смерти, третье – приятные эмоции (радость, умиротворение), вплоть до того, что хочется смеяться. Далее человек ощущает, будто он вышел из тела, парит над ним, видит и слышит всё происходящее вокруг, причём зрение и слух обретают даже слепые и глухие от рождения.

А затем начинается мистическое путешествие: пациенту кажется, что он летит вверх, попадает в туннель или узкий проход, встречается с ранее умершими родственниками, а также с неким светящимся существом, которое верующие воспринимают как Бога или ангела. Есть и другие повторяющиеся сюжеты: разглядывание эпизодов собственной жизни (как правило, нелицеприятных), достижение невидимой преграды и, наконец, категорическое нежелание возвращаться в собственное тело, как будто оно стало чем-то ненужным, отягощающим.

За те десятилетия, что прошли с момента выхода книги Моуди, учёные провели множество исследований феномена NDE. Есть даже Международная ассоциация исследования околосмертных переживаний и фонд, который собирает и публикует истории людей, переживших клиническую смерть. Например:

«Я увидела себя стоящей у подножия кровати со всей семьёй и друзьями, но они меня не слышали. Затем я повернула голову и увидела сияющий белый свет. Я смотрела на него, потом увидела несколько теней, оказавшихся умершими членами моей семьи. И мой папа, который был среди них, взял меня за руку и сказал, что мне ещё нужно что-то испытать на земле. Он проводил меня до моего тела».

«Спускаясь к своему телу, я увидел себя в комнате неотложной помощи. Также я видел трёх медсестёр в боковой комнате, тихо разговаривающих за столиком с кофе. Я был обеспокоен возвращением в своё тело, оно казалось мне маленьким и узким».

Психоделик для мозга

Учёные стремятся всё объяснить рационально. Основная версия: из-за недостатка кислорода в умирающем мозге происходит всплеск электрической активности и мощный выброс допамина. Мозг резко возбуждается в зонах, ответ­ственных за согласование с телом и осознанием собственного «я», а также за озарения и переживания мистических событий. Допамин обостряет эмоции и внимание. Ещё есть предположение (о нём упоминал и Моуди), что в процессе умирания мозг интенсивно вырабатывает психоделик DMT, который обычно выделяется в микродозах. Он и приводит к галлюцинациям.

Исследователь феномена NDE британский реаниматолог Сэм Парниа организовал целый проект, чтобы подтвердить или опровергнуть реальность околосмертных переживаний. Он выслушивал рассказы людей, прошедших через клиническую смерть, и провёл эксперимент: разложил на полках в операционной некие символы, которые можно было разглядеть только сверху. И опрашивал пациентов, переживших «выход из тела», что они видели. Символы никто так и не заметил. Тем не менее Сэм Парниа пришёл к выводу, что сознание не исчезает сразу после смерти, а существует как бы само по себе.

«Один пациент рассказал нам, как он полностью покинул тело и в течение 3 минут наблюдал за нами, – делился своими впечатлениями исследователь. – Он в деталях описал реанимационные мероприятия, действия врачей. Обычно мозг перестаёт действовать через 30 секунд после остановки сердца, а здесь речь идёт о 3 минутах. И человек описывал не галлюцинации, а реальные события, которые его мозг уже не смог бы воспринять. Это убедило меня в том, что его сознание продолжило существовать отдельно от мозга».

Объяснений нет?

Что ещё удивляет учёных: как правило, люди, пережившие NDE, кардинально меняются. Они пересматривают свои взгляды на смерть, на окружающих людей, на собственный образ жизни. Становятся более чуткими, отзывчивыми, заботливыми…

Само собой, околосмертный опыт неразрывно связан с религиозными убеждениями, ведь все религии мира объединяет вера в то, что со смертью тела жизнь не кончается. И врачи, слушая рассказы пациентов, вернувшихся «с того света», отмечают, что интерпретации видений зависят от того, к какой конфессии относит себя пациент. Христиане рассказывают, что встретили Иисуса Христа или Деву Марию, мусульмане – пророка Мухаммеда, буддисты – Будду. Атеисты же упоминают лишь «сверхъестест­венное существо».

Врач-психиатр Андрей Гнездилов, создавший первый в России хоспис в посёлке Лахта под Питером, за долгие годы общения с умирающими пациентами пришёл к тому же выводу: человеческое сознание после смерти не исчезает. «Когда люди рассказывают мне о своих тайных, глубоко потрясших их переживаниях, опыт практикующего врача позволяет мне с уверенностью отличать галлюцинации от реальных событий, – утверждает он. – Таких случаев в моей практике было много. Объяснить эти феномены я не могу».

Гнездилов вспоминает историю, участником которой стал сам. Он навестил пациентку после операции. У неё остановилось сердце, его долго не могли завести. Женщина рассказала, что какая-то сила вытолкнула её из тела, она увидела себя со стороны и вспомнила о матери и дочке, с которыми не успела попрощаться. И тут же переместилась в свой дом. Увидела, как мама вяжет, а дочка играет с куклой. В этот момент зашла соседка, принесла платье в горошек для дочки. Девочка бросилась к ней, но задела чашку, и та разбилась. После этого женщина вернулась в своё тело.

«Я предложил ей: давайте я заеду к вашим близким, скажу им, что операция прошла удачно, – говорит Андрей Гнездилов. – Когда я пришёл к ним и по ходу дела стал расспрашивать про соседку, платье в горошек и разбитую чашку, у бабушки чуть глаза на лоб не полезли. Весь рассказ подтвердился до мельчайших деталей. Согласитесь, это доказывает как минимум то, что есть некие состояния сознания, по поводу которых наука ничего нам сказать не может».

Часто нам приходится слышать о свете в конце тоннеля перед смертью. Люди, которые побывали «за гранью», пережив, например, клиническую смерть, могут вспомнить некоторые подробности увиденного. Но вот мало кто задавался вопросом, какие ощущения у человека, когда конец жизни приближается, и что он испытывает, умирая по разным причинам.

Истекающие кровью

Человеческая жизнь может оборваться всего за пару секунд от раны, если задета аорта. Как известно, этот сосуд связан напрямую с сердцем. А вот в случае повреждения артерии или же вены, человек может прожить еще пару часов, если вовремя не получить медицинскую помощь.

В таком случае, перед смертью человек проходит несколько стадий, если можно так выразиться. Среднее количество крови у взрослого человека – 5 литров. После потери 1,5 литра, раненый испытывает сильную слабость и отдышку, также усиливается чувство жажды. Когда в теле не хватает 2 литра крови, человека мучает сильное головокружение, он теряет связность мыслей, смутно осознает происходящее и, в конце концов, наступает бессознательное состояние.

Смерть от падения с высоты

Предел – это 200 километров в час. Такого результата можно достигнуть, если сигануть с высоты выше 145 метров. Специалисты изучили смертность от падений с высоты, и вот какие результаты: 75% падающих уходили из жизни через несколько секунд после столкновения с поверхностью. От чего именно они умирают, зависит не только место приземления, но и положение человеческого тела. Ни о каком выживании не может быть и речи, если человек приземлился на голову. В Сан-Франциско есть место с «дурной славой». Это – мост «Золотые ворота». Надо сказать, что именно тут совершается огромное количество суицидов. Проведя анализ 100 смертей от прыжков с моста, эксперты сделали следующие выводы: высота моста ровняется 75 метрам. 120 километров в час – это скорость тела при столкновении с водой. Как правило, смерти наступают от разрыва сердца, от разрыва легких сломанными ребрами, от сильных ушибов легких и от повреждения главных кровеносных сосудов. Но вот если упасть ногами в воду, то велика вероятность выжить.

Смерть от утопления

Самая главная ошибка утопающих – паника. Как правило, человек, осознавая, что вот-вот вода поглотит его, начинает барахтаться. Утопающий не может позвать на помощь, так как все силы прикладывает для борьбы за сохранение кислорода. Так может продолжаться от 20 секунд до минуты. Когда же утопающий полностью уходит под воду, он как можно дольше не выдыхает остатки кислорода. В таком состоянии он может продержаться от 30 секунд до полторы минуты. Рефлекторно человек делает попытки вдоха, и тем самым заглатывает небольшое количество воды. От этого начинает кашлять и глотает еще больше жидкости. Когда вода начинает заполнять легкие, она блокирует в тонких тканях газовый обмен. Это приводит к так называемому внезапному непроизвольному сокращению мускулатуры гортани – лагингоспазму. При этом человек испытывает боль, сравнимую с горением в области груди. В этот момент вода заполняет дыхательные пути. После этого человек резко впадает в состояние спокойствия, а затем наступает потеря сознания от того, что организму не хватает кислорода. Как результат – сердце останавливается и умирает головной мозг.

Сгорание заживо

Огонь опаляет волосы ресницы и брови, а горячий дым обжигает горло. Это мешает человеку дышать. Помимо этого, естественно, человек испытывает адскую боль от ожогов кожи. Ожог распространяется, тем самым увеличивается площадь поврежденной ткани, и вот тогда болевые ощущения немного спадают. Люди, которые пострадали от огня, говорят, что некоторое время, находясь в огне, они не испытывали болевых ощущений. Так происходит либо от шока, либо из-за выброса адреналина. Но как только непосредственная опасность проходит, боль мгновенно возникает с новой силой. Многие люди умирают до того момента, когда начинают гореть заживо. Они просто травятся угарным газом, теряют сознание и уже не просыпаются.

Сердечный приступ

Первый признак – сильная боль в груди. Она может быть как продолжительной, так и приходящей. Это происходит от того, что сердечная мышца старается сохранить нормальную работу и не допустить лишения кислорода. Стоит отметить, что боль может отдавать в спину или живот, а может и в горло. Бывают и менее явные признаки. К ним относятся тошнота, обильный холодный пот и непривычная отдышка. При таких симптомах больной человек обращается за помощью не скоро: в среднем терпят от 2 до 6 часов. Женщинам сложнее распознать сердечный приступ, поскольку такие симптомы для них не редкость. Как правило, они попросту не обращают на них внимания. Люди с сердечным приступом нередко умирают еще до приезда в больницу. Сердечная аритмия – фактическая причина смерти. Когда сердце остановилось, приблизительно через 10 секунд человек теряет сознание, а через минуту наступает смерть.

Мы все умрем. Но что случится после этого с твоим телом? Вот как оно будет жить после того, как ты сам уже скончался.

Жизнь продолжается

Ты мертв, когда твой мозг необратимо перестал функционировать. Во всяком случае, согласно определению, зафиксированному в шведском законе. Но некоторые части тела все равно продолжают жить. Тело умирает вовсе не в один момент, как многие полагают. Эксперты различают смерть индивида и смерть клеток.

Странные звуки

Например, сердечные клапаны можно использовать в течение 36 часов после смерти, а роговица продолжает функционировать еще в два раза дольше.

Может также случаться немало странных вещей, например, тела покойных издают странные звуки, люди продолжают думать, а у мертвых мужчин случается эрекция. Давайте взглянем на некоторые вещи, которые могут случиться с твоим телом через разное время от 30 секунд до 50 лет после того, как ты умер.

30 секунд

Клетки мозга чувствительны к нехватке кислорода и разлагаются одними из первых. Тем не менее некоторые нервные клетки могут выживать настолько долго, что ученые не вполне уверены, не продолжаешь ли ты воспринимать еще что-то, несмотря на то, что уже считаешься мертвым.

Мертвые продолжают думать

Исследования показали, что мозговая активность может быть в районе нуля более минуты и таким образом свидетельствовать, что человек мертв, а затем подняться до уровня, который можно сравнить с полным бодрствованием, чтобы потом снова упасть до нуля. Что при этом происходит, по-прежнему не вполне ясно.

Согласно некоторым предположениям, мозг вновь пробуждается к жизни, потому что душа покидает тело. С научной точки зрения этот феномен объясняется тем, что большое количество нервных клеток испускает импульсы еще один последний раз.

Ученые размышляют над тем, не может ли это объяснять, почему люди, которых вернули к жизни после остановки сердца, рассказывают о свете и сильных чувствах. В таком случае, они могли быть в сознании даже после того, как их сердце перестало биться, и у них могли сохраняться мысли и чувства, даже когда мозговая активность была некоторое время близка к нулю.

Никто не знает

Этот феномен в том числе привел к дискуссиям о том, не должны ли хирурги, проводящие трансплантации, подождать возможного всплеска активности, прежде чем начинать операцию.

«Маловероятно, что человек находится в сознании во время такой активности мозга. Но единственные, кто на самом деле приблизился к этому и может хоть что-то об этом рассказать, — это те, кто пережил состояние, близкое к смерти», — говорит исследователь мозга Ларс Ульссон (Lars Olsson) из Каролинского института.

12 часов

Через 12-18 часов трупные пятна достигают своего максимального охвата. Они возникают из-за седиментации крови. Они могут, например, показать, передвигали ли труп, на что обращают внимание, например, судебные медики, когда идет расследование преступления.

24 часа

Макрофаги — это еще один вид долгоживущих клеток. Они относятся к иммунной системе. Удалось отследить, что они могут работать еще сутки после того, как ты скончался, например, уничтожая сажу в легких после пожара.

36 часов

Несмотря на то, что твое сердце прекратило биться, сердечные клапаны могут хорошо сохраниться, так как в них есть клетки соединительной ткани, которые долго живут. Сердечные клапаны можно использовать для трансплантации в течение целых 36 часов после смерти человека.

72 часа

Роговица также продолжает жить. Ее можно использовать в течение трех суток после того, как ты умер. Это объясняется в том числе и тем, что роговица находится очень близко к поверхности, непосредственно контактируя с воздухом и получая из него кислород.

96 часов

Когда тело начинает разлагаться, образуются газы. Они могут быть причиной странных и неприятных звуков вроде стонов и сдавленного плача. Случалось, что это явление очень пугало людей, которые даже думали, что мертвец ожил.

Через несколько суток на теле возникают грязно-зеленые пятна. Часто они начинают распространяться с живота — из-за бактерий. Ну а затем распространяются по всему телу.

Возникает эрекция

Несмотря на то, что вероятность этого очень мала, сообщалось также о случаях, когда у мертвых мужчин была эрекция. Это объясняется тем, что кровь может собираться в сгустки, которые все еще содержат питательные вещества и кислород.

Кровь дает питание клеткам, восприимчивым к кальцию. Некоторые мышцы активизируются благодаря кальцию, и у мужчин это может привести к тому, что определенная мышца сократится и приведет к эрекции.

Растут волосы и ногти

Хенрик Друид (Henrik Druid), судебный медик и ученый в области правовой медицины, произвел около 6 тысяч вскрытий. По его словам, многие считают, что волосы и ногти продолжают расти, после того как человек умер. Но это заблуждение.

«Кожа теряет жидкость, сжимается и стягивается. Это выглядит так, будто ногти и волосы выступают больше, чем раньше. Но то, что они растут, — это иллюзия».

Истечение жидкости

После пары недель мертвые тела обычно уже сильно повреждены.

«Тогда можно видеть следы сильного разложения. Например, тело приобретает коричневато-зеленый цвет, на коже возникают наполненные жидкостью пузыри, которые могут лопаться, а изо рта и ноздрей может течь жидкость, которая выходит, в том числе, из тканей и мышц.

Кроме того, трупы часто распухают и издают неприятные запахи. В этот момент прекращается окоченение, и тело становится очень мягким: кожа, мышцы и органы уже порядком разложились. Когда у тела больше нет иммунитета, бактерии в нем свободно размножаются, питаются и уничтожают его.

А если у тебя к тому же была какая-то инфекция, и ты умер уже с вредоносными бактериями внутри, или же у тебя был рак, то тело разложится еще быстрее».

Откладывание личинок

То, насколько быстро будет проходить процесс разложения, зависит также от окружающей среды. Если тело лежит в тепле, оно разлагается быстрее, чем если бы оно было в прохладе. Тело, оставленное на природе, по большому счету уничтожается за какой-то месяц, после того как им завладевают бактерии и насекомые. В гробу тело обычно сохраняется гораздо дольше.

«Но иногда мухи успевают отложить личики, в том числе в отверстиях тела — глаз, носа, рта и ануса — прежде чем тело попадет в землю. Это может случиться за какие-то сутки. Тогда они отправятся в гроб вместе с телом и продолжат его разлагать».

Выкопали снова

Через год, как правило, тела, лежащие в земле, полностью съедены бактериями, и после них остаются лишь кости. Но есть и исключения. Один из примеров — известный случай из шведского города Арбога, когда тело выкопали через год после погребения, и его все еще можно было вскрыть.

«Это зависит от условий. Например, имеет значение, насколько влажно или сухо было в земле и гробу. Бактерии лучше себя чувствуют во влажной среде».

Мыльная консистенция

В воде тело может сохраняться гораздо дольше, чем в земле, что подтвердилось в том числе во время подъема со дна парохода Freja в 1994 году. Пароход затонул за 98 лет до этого, и все-таки тела удалось опознать.

В воде в теле происходит образование так называемого жировоска, из-за чего оно становится твердым и обретает мыльную консистенцию, что неблагоприятно для бактерий.

Что касается скелетов, то, согласно подсчетам, они должны истлевать в могиле в течение пятидесятилетнего периода. Но и здесь все может сильно варьироваться. Случалось, что кости сохранялись сотни тысяч лет.

Эксперимент медиков показал, что мертвые тела могут «двигаться» даже через год после смерти

Ученые из австралийского центра исследования разложения провели эксперимент, который доказал, что мертвое человеческое тело способно менять свое положение даже спустя больше года после смерти.

Это открытие, о котором пишет «Российская газета», возможно, повлияет на ход судебно-медицинских экспертиз.

Как сообщается на сайте Центрального Квинслендского университета, изучение меняющих свое положение тел идет уже 17 месяцев. На протяжении всего этого времени камера, расположенная над трупом, делает снимки каждые 30 минут в дневное время суток.

Скелеты. Тематическое фото

Съемки идут на объекте для тафономических экспериментальных исследований в Сиднее, который был создан для изучения разложения человека в различных условиях для воспроизведения сценариев на месте преступления.

— Мы обнаружили, что руки значительно двигались. Сначала они находились рядом с телом, потом они оказывались на расстоянии от него, — говорит в репортаже ABC исследователь Элисон Уилсон.

Открытие сделано в рамках предыдущего исследования Уилсон, в котором она проверяла применимость научного уравнения для оценки разложения тела в северном полушарии к окружающей среде Австралии.

Она отметила, что движения на ранних стадиях разложения были ожидаемы, и никого бы не удивили, но факт того, что руки меняли положение в течение такого длительного срока, стал неожиданностью

Медики считают, что смена положения частей тела в первую очередь связана с тем, что тело мумифицируется, а связки высыхают.

Ученые на месте эксперимента

— Это знание может быть важным в расследовании необъяснимых смертей. Это может изменить то, как ученые анализируют и интерпретируют места преступлений, особенно, когда человеческие останки были найдены не сразу. До сих пор, если нет доказательств того, что тело было перемещено человеком или животным, медики предполагают, что положение обнаруженного тела соответствует тому, каким оно было в момент смерти, — говорится в сообщении.

Если на протяжении длительного срока изучить достаточно трупов, то можно получить статистические данные о движении трупов после смерти. Эти данные можно будет в будущем использовать для определения точного места преступления и позы тела, это поможет выяснить, что произошло.paranormal-news.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *