Бурятия дацан

История

2 мая 1945 года было издано постановление Совета народных комиссаров Бурят- Монгольской АССР № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Местные буддисты начали сбор средств на его строительство. Вскоре в местности Ошор-Булаг было построено деревянное здание, в работах над которым принимали активное участие верующие. Уже 12 декабря прошла первая открытая служба «Сахюусан хурал», а в следующем феврале по всем канонам состоялись новогодние службы — «Сагаалганай хурал». В 1948 году построили два первых бурятских буддийских храма — Цогчен-дуган и Чойра-дуган. В 1951 году была официально выделена земля под монастырский комплекс. На этой территории возводятся дома для лам, хозяйственные постройки.

Поскольку строительство велось на деньги верующих, возведение основных храмовых зданий затянулось на долгие годы. Только в 1970-х были построены второй и третий восьмистенные дуганы. В 1991 году в дацане открылся Буддийский университет Даши Чойнхорлин имени Дамба Даржа Заяева, где готовят лам. В наши дни в нем учатся около ста послушников.

В 2002 году дацану было передано нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Когда ему было 15 лет, прошел триста километров до Анинского дацана, где 23 года постигал учение Будды, в чем достиг невероятных высот. В ходе обучения также освоил тибетскую медицину. 1904 году он стал настоятелем Янгажинского дацана, много жертвовал на благотворительность, занимался просветительской и лечебной деятельностью. В 1911 года был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. В годы первой мировой войны он собирал средства для фронта, направлял в госпитали лам. Был награжден монгольским Орденом Драгоценного жезла и российским Орденом Святой Анны II степени.

Легенда гласит, что 15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса и дал наставление ученикам навестить его тело еще через 75 лет. После этого он предался чтению молитвы и в состоянии медитации ушел в нирвану. В том же положении тело его захоронили в кедровом кубе. В 1955 и 1973 году группы лам извлекали саркофаг и убеждались в том, что состояние тела не изменилось. В сентябре 2002 года один из долгожителей сообщил четырнадцатому Пандито Хамбо-ламе, где находится саркофаг. Со всеми почестями тело Итигэлова было перенесено в Иволгинский дацан. Для хранения этой реликвии по проекту самого Итигэлова был выстроен Храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова. Только 9 дней в году любой желающий может поклониться Эрдэни Мунхэ Бэе — (Драгоценному и Неиссякаемому телу Пандито Хамбо-ламы Итигэлова).

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН расположен в 30 км от города Улан- Удэ.
Доехать до дацана из Улан-Удэ можно от Банзарки (площадь Банзарова находится рядом с рынком и местным Арбатом) автобусом №130 (20-25 руб.), далее на маршрутке до Дацана (до конечной) — 15 руб. По Дацану водят экскурсии монахи для одного- трёх человек 250 руб., съёмка 50 руб. Село. Верхняя Иволга (30 км от Улан-Удэ) (расценки на 2010 г.)
. Главное чудо этого Дацана- Лама Даша Доржо Итигэлов, предсказал когда-то революцию и разгул атеизма. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Кроме того, бурятскими богословами найдена книга, написанная ламой в иносказательной манере на старомонгольском языке с вкраплениями тибетского и санскрита. За два года удалось расшифровать небольшую часть послания, и полная расшифровка предвещает открытие множества загадок, предсказанных святым человеком.
В 1927 году Лама Итигэлов добровольно впал в нирвану. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.
Медэксперты потрясены: у Итигэлова все признаки живого тела: мягкая кожа без признаков гниения, сохранились нос, уши, закрытые глаза (глазное яблоко не вытекло), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Даже «живой» запах остался. Хамбо-лама в буквальном смысле живёт после смерти: у него теплые руки, он потеет и даже открывает глаза. Этому феномену попытались дать объяснение ведущие учёные и религиозные деятели. Но окончательных ответов на этот вопрос наука дать не может. Есть лишь гипотезы.
Врачи, которые наблюдает тело с 2002 года, определили пульсацию мозга. По их утверждению, у живых — мозговые полушария выдают 3-4 ритма в минуту, а у неподвижного Итигэлова — 1.
Раз в полгода Лама Даша, как живой, прибавляет и теряет в весе по полкилограмма.
В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания. Жаль, но мне не удалось приобщиться к этому Чуду. И хотя мой монах- экскурсовод приглашал посетить Дацан на следующей неделе (29 октября 2010), когда тело Ламы должны были выносить для страждущих, мои дела не позволяли мне задержаться в Улан- Удэ. Поэтому, чтоб попасть в Дацан в самый наилучший момент, может, есть смысл связаться с визитно- информационным центром Иволгинского Дацана http://www.datsan.buryatia.ru/ или задать вопрос по e-mail: datsan@yandex.ru Я этого сделать перед поездкой не сообразила.
Тут же, в Иволгинском Дацане можно увидеть волшебный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти. Мастерами Иволгинского дацана тыльная сторона камня была обработана и в августе 2007 года Драгоценный камень был установлен на территории дацана. Над ним, в гугурве, находится статуя Зелёной Тары.
Делая обход вокруг драгоценного камня и прикасаясь к нему, можно просить об исполнении своих благих желаний.
Также можно проверить, исполнится желание или нет. Для этого нужно отойти примерно на десять шагов и, загадав благое желание, с закрытыми глазами попасть ладонью руки (правой или левой) точно в драгоценный камень. Если вы при этом не коснулись ничего, кроме камня,- ваше желание исполнится.
Да будет благо!»
В буддизме Тара, Спасительница, по-женски воплотила в себе деятельную энергию сострадания Авалокитешвары, и люди начали прибегать к ее помощи во всех своих нуждах, она стала самой почитаемой богиней Тибета, Монголии и Бурятии. Обычно считалось, что обрести Высшее Просветление можно лишь в теле мужчины, и женщине, накопившей должные заслуги, необходимо испытать еще одно перерождение. Но бодхисаттва Тара объяснила всем, что нет такого различия, как мужчина и женщина. И потому она, вопреки всем предрассудкам, будет именно в теле женщины работать на благо всех живых существ до тех пор, пока мир сансары не опустеет. И лишь тогда станет буддой, и из тела женщины непосредственно уйдет в нирвану.
Зеленая Тара почитается верующими как мать всех Будд и живых существ. В буддизме она олицетворяет женскую сущность. Примечательно, что за возведение посвященного богине дугана взялась именно женщина. Сэсэг Шабакова уверена: этот храм был создан с помощью и по воле богини.
Зеленая Тара всегда очень быстро приходит на помощь — ее правая нога немного приспущена с лотоса, где она восседает. Это говорит о готовности богини прийти по первому зову. Чтение мантр Зеленой Тары помогает уничтожать препятствия и достигать исполнения всех желаний, — уверены ламы.
Что показалось мне особенно интересно, ведь богиня Тара присутствует не только в буддизме. Жители загадочного некогда государства Тартария, простирающегося по всей территории Евразии (древняя Русь тоже входила в её состав), называли себя детьми Тарха и Тары. А река Тара в Черногории ведь тоже названа в честь богини! Но поклоняются и почитают её сегодня только буддисты.
Забавным показался тот факт, что все монахи, показывающие посетителям Дацан, ростом были не ниже своих экскурсантов. А так как, всё таки, подавляющее большинство таких туристов- женщины, то невысокие ростом монахи были только возле маленьких женщин. Я «ростом удалась», и возле меня был высокий, статный монах. Ни один монах не был ниже женщины! Что это: случайность или закономерность? Этот вопрос так и не решилась задать своему проводнику.
Интересны обычаи посещения Дацанов. Женщины должны быть без головного убора и в своих молитвах они «простираются» перед Буддой. В дацане «Ринпоче Багша» для этого сделана специальная доска в рост человека и специальные приспособления, одевающиеся на кисти рук, чтоб можно было скользить по доске. А в Иволгинском Дацане мне приходилось наблюдать, как молятся монахи, но «простираются» уже прямо на полу и без приспособления для рук. Неподготовленный человек так может заработать мозоли на руках, да и выдохнется на третьем «отжиме».

С туристов, приезжающих посмотреть знаменитое 33-метровое наскальное изображение Будды Шакьямуни в Хоринском районе Бурятии, потребовали плату за посещение. Об этом сообщила активистка одного из клубов скандинавской ходьбы Улан-Удэ Лилия Багменко.

По её словам, на днях их тургруппа приехала посетить известную достопримечательность Бурятии. К ним подошли люди, представившиеся инспекторами и продемонстрировавшие удостоверения, выданные министерством природных ресурсов РБ. Они заявили, что посещение изображения Будды платное для граждан, кроме детей и пенсионеров. Инспектора оставили туристам реквизиты и номер телефона, чтобы те, кто не имел при себе наличности, могли оплатить позже.

Замминистра Минприроды РБ Наталья Тумуреева прокомментировала, что изображение Будды находится на землях Худакского заказника, являющегося особо охраняемой природной территорией, и в подобных местах за посещение может устанавливаться плата. Разобраться с ситуацией она пообещала после майских праздничных выходных.

Наскальное изображение Будды Шакьямуни появилось в Хоринском районе 2016 году, его выполнили на отвесной скале вершины одной из сопок в окрестностях села Баян-гол. Его высота достигает 33 метров, оно считается одним из самых больших изображений Будды в мире. И с той поры оно является одной из туристических достопримечательностей Хоринского района и Бурятии.

Иволгинский дацан (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Иволгинский дацан в Улан-УдэИволгинский дацан в Улан-Удэ Mikhail Markovskiy, Dreamstime.com

Многоцветные крыши иволгинского дацана видны издалека: этот храмовый комплекс, признанный центр буддизма в России, встречает посетителей яркими красками и религиозно-философскими традициями, уходящими корнями в века. Дацан расположен на территории республики Бурятия и является памятником культуры и истории мирового значения.

В храме действуют правила буддийского этикета: запрещается поворачиваться спиной к статуям Будды и показывать на них пальцем, а также курить, сквернословить и громко разговаривать.

Немного истории

Дацан был построен в 1945 г., что до сих пор многих удивляет, — в сталинскую эпоху редко возводились культовые постройки такого размаха. 1951 г. храмовому комплексу был выделен собственный земельный участок, и началось строительство. Сегодня он включает 10 дацанов и дуганов, университет, медицинский корпус, оранжерею, вольеры для косуль и жилые помещения. Первое здание не было выдержано в традиционном буддийском стиле и представляло собой простой деревянный дом, возвышающийся в чистом поле. Позже дацаны начали строить с использованием китайско-тибетских элементов (многоцветность и загнутые вверх крыши), однако комплекс приобрел и местный архитектурный колорит — так, бурятские дацаны построены из дерева вместо камня, в них есть прихожие, защищающие внутренние помещения от зимних холодов.

Что посмотреть

Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году — во время больших буддийских празднеств.

В университете дацана обучаются около 100 послушников, с академической жизнью которых может познакомиться любой посетитель монастыря: по выходным преподаватели-ламы проводят открытые лекции.

Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, с. Верхняя Иволга, ул. Дорожная. Координаты: 51° 45′ 30″ N; 107° 12′ 12″ E.

Как добраться: из Улан-Удэ на автобусе № 130 с площади Банзарова до пос. Иволгинск (стоимость билета 30 RUB), далее пересесть на автобус Иволгинск — Дацан (15 RUB); на личном авто из Улан-Удэ — 30-40 минут по федеральной трассе А165.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение — бесплатное.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *