Братья стругацких

Братья Стругацкие: лучшие книги советской фантастики

Братья Стругацкие, книги которых знают и любят не только в нашей стране, но и по всему миру, — советские писатели, создавшие лучшие образцы русской научной фантастики. Множество их романов было экранизировано. На них равнялось целое поколение авторов, работающих в жанре фантастики и фэнтези. На сегодняшний день они не теряют своей популярности. Если вы хотите прикоснуться к истории становления данного жанра в России, то стоит познакомиться с такими писателями, как братья Стругацкие, книги, список которых вы можете найти на сайте и ставшие почти легендой, обязательны к прочтению.

Братья Стругацкие: биография творческого дуэта

Братья Стругацкие, биография которых не менее интересна, чем их книги, родились в Москве и Ленинграде. Первые литературные опыты А.Н. Стругацкого были предприняты еще до войны, однако его рассказы не сохранились из-за блокады Ленинграда. Поэтому первой работой считается рассказ «Как погиб Кант», принадлежащий перу Аркадия. Борис начал сочинять свои истории несколько позже — в шестидесятых годах. Совместная книга братьев вышла в 1959 году и называлась «Страна багровых туч».

Творчество этих писателей всегда отражало их постоянно меняющееся мировоззрение. Вероятно, поэтому их произведения настолько разноплановы. Рисуя миры будущего, они наполняли их лучшими людьми. Оптимизм и вера в прогресс — одна из отличительных черт ранних произведений Стругацких. Их романы вполне соответствовали требованиям соцреализма, однако авторы избегали типичных героев и клишированных сюжетов. В центре их романов — гуманисты и интеллигенты, ответственные и преданные науке люди. По большому счету, романы братьев изобиловали оригинальными поворотами сюжета и смелыми приемами, что выгодно отличало их от других писателей подобного жанра того времени. Также они не пренебрегали возможностью обличить пороки общества. Среди их произведений — немало сатирических романов, которые высмеивали проблемы советской жизни.

Братья Стругацкие: книги на сайте «КнигоПоиск»

Если вас заинтересовали братья Стругацкие, лучшие книги вы можете найти в этом разделе. Данный рейтинг составлен на основе отзывов наших пользователей, поэтому вы легко можете выбрать для себя роман, с которого начнете свое знакомство с творчеством знаменитых писателей. Читайте с удовольствием!

Nohate.jpg НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

Б.Н.Стругацкий — однофамилец известного писателя А.Н.Стругацкого, писавшего под псевдонимом «братья Стругацкие»

«
— Топоров

Типичные советские интеллигенты

Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие (סטרוּגּצקִי, АБС, «Стругачи») — два брата-фантаста родом из СССР. Типичные советские интеллигенты, борцы с совком (cм. философский энциклопедический словарь).

Аркадий умер в 1991 году, а Борис его догнал только в 2012, до последнего вздоха рецензируя и воспитывая молодых пейсателей (в рамках своего питерского литературного семинара, из которого ещё в советское время вышла куча как приличных авторов, так и лиц с весьма опухшими гондурасами), издавая журнал новой фантастики «Полдень. XXI век», а также вёл off-line интервью с читателями на rusf.ru. Опосля смерти брата таки сподобился написать две книги соло. Обе пронизаны депрессией и чёрным юмором, иногда служат поводом для холиваров. Однако ж предсмертный роман Аркадия по депрессухе не уступает.

Борис был известен высокомерием, порою заставлявшим его вставать в позу морального авторитета со сморщенным носиком (хотя нечасто и обычно по делу).

Что интересно, обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал БНС. А посему некрополисты, некроманты и фанаты АБС, желающие возложить цветочки, будут здорово обломаны, узнав, что могилы как таковой у братьев нет.

Чем знамениты

В поте лица…

Написали великое множество великолепнейших книг, мощно распиаренных в этой стране. В той стране пиар не получился, место уже было прочно занято толпой англоязычных классиков — Шекли, Хайнлайн, Бредбери, Азимов, Кларк, Герберт — оставивших в мозгах западных гиков след примерно такой же глубины и формы, как братья — в мозгах советских. С другой стороны, если о ком и слышали наши буржуйские братья, так это о Стругацких, в то время как фамилии Булычёв, Ефремов или Беляев для них — набор букв. Во всяком случае, кое-какие романы переводили на английский, и не раз, и переиздавали — и в Великобритании, и в Штатах — тоже не раз.

АБС ненатужно доставили всем слоям целевой аудитории — у них в багаже и танчики, и рыцари, и смехуёчки с переходом в кухонную антисоветчину, и покорение природы на отдельно взятых планетах в духе бессмысленного и беспощадного соцреализма, и космос высшей пробы, и настоящий сверхъестественный ужас по полной программе, и полная Кафка, и целых три кубометра неистовой интеллигентской рефлексии, и «советский производственный роман», и детектив с загадочными убийствами в стиле Агаты Кристи, и даже виртуальная реальность для опытов над жывтоне.

При этом практически любой опус, исключая разве что самые ранние вещи типа «Страны багровых туч», можно читать прямолинейно, воспринимая только как боевик или только как комедию, а можно легко найти философский или политический второй слой, а если постараться, то и третий, но в этом случае нужно помнить, что анализируя талантливое произведение, можно легко впасть в ересь и возомнить себя Пророком, единственным, кто понял, о чём это на самом деле. Так делать не нужно.

По некоторым из произведений сняты художественные фильмы, созданы радиопостановки и даже сделаны компьютерные игры (многие — зря).

Второстепенный, но небезынтересный факт: в переиздании всего креатива АБСов (серия «Миры братьев Стругацких», издательство АСТ) предисловия писал Переслегин… и они люто доставляют.

Меметичность IRL

«

— Правильно! — воскликнул бородатый. — На Лукоморье его!

«
— Понедельник начинается в субботу

Из произведений АБС в народ ушёл ряд мемов различной популярности (в этом плане особенно отличается эпически винрарный шедевр «Понедельник начинается в субботу», также на отлично доставляют средневековые персонажи ТББ):

  • Массаракш!
  • Полож умклайдет!
  • «А внутре у ней неонка!»
  • «А заметили ли вы, дорогие сэры, какие стоя́т погоды?»
  • «И животноводство!»
  • «Если надзиратель пьет чай — прекратить! Были сигналы: не чай он там пьет»
  • «Мнэ-э… не советую, молодой человек, не советую… Съедят!»
  • Сладок кус не доедала!
  • «Вам не кажется, что я поглупел?»
  • «Лучевое похмелье»
  • «Белый тезис»
  • «Человек, неудовлетворённый желудочно»
  • «Значить», «Куда брякнуть-та?», «По сусалам», а также «…, нес па?», «Кель ситуасьён!» и прочие французские варваризмы — всё это, значить, нобль вё профессор Выбегалло, мон шер.
  • «Не вижу, почему бы трём благородным донам не <подставить по вкусу что именно сделать>». Фраза крайне вариативна, благородных донов может быть от одного до бесконечности, а действие может быть от «получить пару ударов палкой» до «поработать», и от «выпить» до «выучить наконец этот матан». Вообще в романе определение «благородный дон» используется множество раз, поэтому нужный эффект достигается простой заменой им любого местоимения в любой фразе
  • «Это очень всё бла-ародно, а вот как там насчет баб?..» Опять же, не менее вариативная конструкция — баб можно невозбранно заменять на любое другое понятие, резко контрастирующее с идущим выше по тексту описанием «бла-ародного», цель — вызвать разрыв шаблона.
  • «Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают, значит, знают, что делают…»
  • «Они желали странного». У дикарей в «Попытке к бегству» «желать странного» было самым наказуемым преступлением. Авторы, конечно, имели в виду прогрессивный образ мысли, однако пошлые читатели поняли как всегда. Bashorgrufavicon.pngПример использования фразы на Башорге. Также фраза широко распространена на ЛОР’е.
  • «Благородный дон поражён в пятку!» Этот момент, кстати, цитирует эльфийская лучница в Warcraft’еге.
  • «Хамьё! Вы же неграмотны, зачем вам подорожная?»
  • «Как вольно дышится в возрожденном Арканаре!» — радостно восклицает благородный дон в ответ на замечание Руматы о стоящей страшной вони.
  • «Можно, я лягу?»
  • «Когда еврейское казачество восстало, в Биробиджане был переворот-переворот, а кто захочет захватить наш Бердичев, тому фурункул вскочит на живот!..» Цитата сабжам не принадлежит, песня реально имела место до них. Впрочем, выведение цитаты в мемы — засчитывается. Кстати, расовые комические песнопевцы «Слобода» обильно вещают песнь о еврейском казачестве с голубых экранов.
  • «— Национальность? — !»
  • «Один вот так стоял, дали ему в глаз, больше не стоит, шерсть на носу»
  • «Возле здания стояло несколько квадратных атомокаров и расхаживал голубой полицейский с пистолетом».
  • «— Пить я вам даже не предлагаю, — сказал он и ловко поставил поднос на стол. — Я сразу понял, что вы — русский мальчик. У вас у всех какое-то особенное выражение лица. Не могу сказать, Иван, чтобы оно мне не нравилось, но при виде вас почему-то пропадает жажда. И хочется соревноваться за какое-нибудь звание даже в ущерб заведению»
  • Пять розог без целования за невосторженный образ мыслей!

Есть, впрочем, цитаты и посерьёзнее — «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». Актуально, не правда ли? Или:

… надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться

Вы поняли эту телегу, мои маленькие девиантные друзья? Правильно, не поняли. Потому что эти же братья написали: «человечество будет поделено на две неравные части, причём меньшая из них форсированно и навсегда обгонит бóльшую» и свалит в свой «Небесный град Иерусалим». Кстати говоря, об этом писал ещё незабвенный и вам наверняка известный Ф. М. Достоевский в «Бесах». Видимо, он был знаком с откровением Иоана Богослова из последней части Библии. Который в свою очередь является героем романа Стругацких «Отягощенные злом или сорок лет спустя». Или вот:

Странности… Нет никаких странностей. Есть просто неровности. Внешние проявления непостижимой тектонической деятельности в глубинах человеческой натуры, где разум насмерть бьется с предрассудками, где будущее насмерть бьется с прошлым. А нам обязательно хочется, чтобы все вокруг были гладкие, такие, какими мы их выдумываем в меру нашей жиденькой фантазии… Чтобы можно было описать их в элементарных функциях детскихпредставлений Почему человек никак не научится жить просто? Откуда-то из бездонных патриархальных глубин все время ползут тщеславие, самолюбие, уязвленная гордость. И почему-то всегда есть что скрывать. И есть чего стесняться.

Как «ползут» эти самые тщеславие и уязвлённая гордость, радостно демонстрирует анонимус на просторах современных интернетов.

А вот ещё прекрасная цитата из Стругацких:

Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!)

Педивикия сообщает нам по этому поводу:

Роман «Хищные вещи века» считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа.Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей

Интересным для тебя, милый друг, будет узнать, что лет десять спустя схожие мысли высказывал американский психоаналитик Эрих Фромм в книге «Иметь или быть».

И даже на это их «Иметь или быть» у Стругацких есть собственная цитата из все того же «Понедельника»:

…истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует.

АБС в творчестве современных пейсателей

Стругацкие оставили нехилый след не только в сердцах фанатов, но и в умах тех, кто решил зашибить немного бабла пейсательством. В результате мы имеем:

  • тему контакта в поздней советской фантастике;
  • «белые от бешенства глаза» в каждом втором произведении рассейской фантастики;
  • устойчивую (благодаря Переслегину) мысль про зомбирующие лазеры со спутников как основу статуса-кво на отдельно взятой планете;
  • породивший много срачей двухтомник Лукьяненки про такой плохой полдень. Что интересно, у братцев первоисточником описываемого светлого будущего был коммунизм, а Лукьяненко решил, что светлое будущее должно быть прогнившим, с душком и лагерями. Ну и вообще наебнуться в ближайшей перспективе — просто потому, что так сделал коммунизм. Стоит заметить, что завуалированные копипасты Стругацких встречаются, пожалуй, во всех произведениях пейсателя;
  • «драконий» цикл П. Шумилова с невозбранно скопипизженной у Стругацких вселенной Полудня (что интересно, Шумил не скрывает, а Стругацкий не против);
  • серию S.T.A.L.K.E.R., на которой кормится множество убогих и бездарных писак, охотно общающихся со своими недоразвитыми фанатами и регулярно сливающих в срачах по самым простым вопросам (пруфы стёрты администрацией);
  • несколько хороших, годный фиков; то же «Змеиное молоко» Успенского в продолжение «Парня из преисподней». Очень душевно рвёт шаблон и истинно алайски расовый получился, о чём ниже;
  • несколько книг серии «Время учеников»;
  • высерную серию под названием «Обитаемый остров — проект Аркадия и Бориса Стругацких» (видимо, Аркадий Натанович самолично восстал из пепла, чтобы подписать бумаги об учреждении серии). Как и в истории со S.T.A.L.K.E.R.’ом, является убежищем и источником пищи для бездарностей;
  • хороший роман омского педагога Лукьянова «Чёрная пешка», претендующий на гипертекстовость;
  • «Трудно стать богом» — посредственное продолжение к роману «За миллиард лет до конца света» про Малянова в эпоху коммерциализации науки от некоего Рыбакова. Герой уныл чуть больше, чем абсолютно — нищ, потрёпан и импотент. Внезапно он уверяется в богоизбранности — своей и всея Руси, притом беды его все от чрезмерной самоотверженности. В конце повестушки несвежее семейство Маляновых дружно читает Евангелие, ПГМ торжествует. El fin? Как бы не так! К повести Рыбакова в свою очередь пишет вбоквел «Богу — богово» не менее известный Васильев. На героев охотятся агенты иностранной разведки, маразм крепчает, а воспитанные на гуманистических идеалах гордого человеческого духа Стругацкие косплеят в гробах миниатюрные БАК;
  • Небезызвестный КлимСаныч Жуков в свое время скопипиздил (или творчески позаимствовал) ряд идей из ТББ для своего «Солдата императора». А другую — у Артуро Переса-Реверте.
  • «Саракш: Кольцо ненависти» и «Саракш: Тень Странников» вполне достойные и качественные фанфики Владимира Контровского.
  • ну и «Соль Саракша» Лазарчука стоит, пожалуй, упомянуть. Как фанфик, довольно неплох.

Исторические срачи

Самый могучий срач имени братьев Стругацких приключился в 1988 году, вызвав неподдельно эпическую драму. В этом году вышла в свет повесть Юрия Медведева «Протей», в которой был произведён феерически мощный наброс говнища на вентилятор.

Наиболее аццкая копипаста выглядела так:

…в дом покойника нагрянула по ложному доносу орава пытливых граждан с соответствующими удостоверениями, перерыли все вверх дном, рукописи постранично перелистали, книги, письма, личные вещи перетрясли, стены миноискателями просветили, даже урну с прахом покойного… Так вот, всю жизнь меня мучило, кто донос настрочил, какую цель преследовал, хотя насчет цели — ясно: после обыска лет десять имя светлое замалчивалось, даже из кроссвордов его вычеркивали. В средневековье на Руси это называлось «мертвой грамотой»… И увидел я тех, кто бред этот выдумал, подтолкнул подлый розыск. Двух увидел, состоящих в родстве. Один худой, желчный, точь-в-точь инквизитор. Изощренный в подлости, даже звездное небо в окуляре телескопа населявший мордобоем галактических масштабов, ненавистью ко всему, что нетленно, гармонично, красиво, вековечно. Другой грузный, с зобом как у индюка, крикун, доносчик, стравливатель всех со всеми, пьяница, представитель племени вселенских бродяг, борзописец, беллетрист, переводчик. При жизни всемирно прославленного гения оба слыли его учениками, случалось учителю их защищать, а после смерти его ни разу не позвонили вдове. Я увидел подноготную подлости, микромолекулярную схему зависти…

«Протей»

Если ты, мой милый девиантный дружок, родился уже после описываемых событий, то мы тебе сейчас всё это объясним простыми словами.

В данной копипасте Юрий Медведев фактически прямым текстом обвинил братков в том, что они написали донос на другого эпического персонажа советской фантастики, писателя Ивана Ефремова.

А надо сказать, что Медведев был даже на патологическом фоне позднего совка пейсателем бездарнейшим, поцреотом и фимозником в стадии застарелого бокланопоцтита черепа, — но при этом занимал крайне важный стратегический пост: был главой редакции научной фантастики издательства «Молодая Гвардия». Это означало, что данный кадр контролировал процесс издания практически всей советской фантастики (там, где речь шла о крупных книжных тиражах, само собой, — кого интересуют периферийные журнальчики?). Ещё с 70-х годов Медведев и Стругацкие дико разосрались, вследствие чего принято считать, что Медведев и «молодогвардейцы» всячески тормозили процесс публикации братьев.

И вот, поскольку «так было неможно» и вообще «Ефремов — это святое», а тут этакая предъява кинута людям, которые себя мнили чуть более, чем единственными продолжателями славного дела ефремовского, — срочно началось массовое негодование хомячков из числа фагготов (т. н. фэнов, членов клубов любителей фантастики, КЛФ). Соответственно, ибо перестройка к тому моменту уже грянула, двадцать лет копившееся говно взаимных обид хлынуло широким стремительным потоком, утопив в себе всех и вся, хоть как-то причастных к тусовке советских любителей фантастики. Ибо каждый деятель фэндома, отягощённый тремя прочитанными стругацкими книжками, немедленно возымел желание Высказать Мнение. Но так как перестройка кончилась столь же внезапно, как и началась, оставив после себя совсем новые проблемы в новом времени, вопрос увял.

А Медведев чуть ли не до самой смерти троллил младшенького братца:

Для меня поднятый шум был полной неожиданностью, и сейчас даже я не уловил его смысла до самого конца. Мог ли я предполагать, что вольное сочинение, повесть фантастическая может стать предметом того, чтобы назвать меня… как угодно. Я решительно отвергаю подобные домыслы. Я оставляю право художника на чистый вымысел. Я даже удивлен, что отрывок из «Протея» вызвал у братьев такую бурную реакцию… А разве я кого-то из них назвал астрономом? Ах, вы об «окуляре телескопа»? Скажите, вам приходилось смотреть в окуляр телескопа? А мне приходилось много раз. Вы не заметили, что фраза в глядке телескопа написана, если угодно, не совсем даже по канонам русского языка? У меня есть причина, по которой я сделал именно так, а не иначе…

Современные срачи

«

Стругацкие будут прокляты как создатели того, что они создали, в их политическом, спецслужбистском и ином смысле слова. А в литературном смысле они ничто. И нужно быть хомячиной маткой, чтобы этого не понимать. И в этом есть портрет хомяка, которому что ананасы, что свиной хрящ, что Стругацкие, что Ше… — всё блокбастеры

«
— Кургинян срывает покровы: https://www.youtube.com/watch?v=QvgPWMHuly4#t=548

Фантасты ли Стругацкие

Довольно часто со Стругацких срывают покровы по двум основным направлениям.

1. Социальная фантастика — это такой савецкий междусобойчик, на западе заслуженно неконкурентоспособный — те же самые задачи легко решаются в рамках обычной прозы.

К сожалению, этот наброс не для неподготовленного исследователя — чтобы их развивать, необходимо хорошо ориентироваться в теме, как в советской фантастике, так и в американской. Аудитория для этой темы тоже нужна соответствующая, а такая и отбиваться может грамотно, подняв статьи о социальной фантастике и её значительности на Западе.

Второй вариант аналогичен тому, что творится вокруг дедушки Толкина и доктора Булгакова:

2. Стругацкие не фантасты. Фантастика — низкопробная нелитература и макулатура, а Стругацкие писали боллитру. Звездолёты, пришельцы и роботы им нужны были исключительно затем, чтобы символизировать, а у остальных фантастов они ничего не символизируют.

Опять же затруднён тем, что АБС в начале карьеры понаписали немало соцреалистической ближнеприцельщины, которую из НФ никак не вычеркнешь. Да и основная масса поздних вещей вполне укладывается в рамки жанра, что очевидно всем, знакомым с Брэдбери, Хайнлайном и компанией.

Запасной повод для запуска вентилятора: «Стругацкие — это Лем для быдла». Фаллометрия, кто для матери-фантастики более ценен, может быть очень увлекательной. Проблема в том, что круги поклонников у АБС и Лема во многом пересекаются, так что найти людей с полярными мнениями о них трудновато.

Вдова писателя

«

Есть ли такое говно, под которым еще не подписался Борис Натанович Стругацкий?

«
— После подписи БНС петиции в защиту Сванидзе в учебникосраче

Себя как в зеркале я вижу…

Бориса Стругацкого часто ласково величали «вдова писателя». Дело в том, что, по сравнению с сольными книгами Аркадия, самостоятельные книги Бориса выглядят для многих блёкло. Хотя есть мнение, что он просто всю жизнь обсуждал каждую фразу с соавтором и привык писать именно так, плюс процесс теперь накладывается на горькую память о потере брата, да и банальная старость никому ещё таланта не добавляла. Хотя бывали и исключения: Гюго выпустил все основные романы, кроме «Собора Парижской Богоматери», после 60, а Кнут Гамсун и Эрнст Юнгер генерировали годноту вплоть до безвременной смерти в 92 и, соответственно, 102 года.

В качестве примера: в одну строчку

Много ли военных мифов в Швейцарии — стране, на протяжении веков поставлявшей всей Европе профессиональных военных, ландскнехтов?

вкрались сразу две фатальные ошибки. Во-первых, военных мифов в Швейцарии дофига — у каждого кантона, у каждого городишки (уж Вильгельм Телль, по идее, должен быть известен самому БС). Во-вторых, ландскнехты были злейшими врагами швейцарцев — «плохая война», выпущенные кишки вместо плена и прочее гуро. Но какая разница, если это служит рукопожатной цели обличения мифотворчества вокруг ВОВ.

Или сделавшее бы честь Купцову:

Я определяю фашизм (немецкий фашизм, нацизм) по-другому: это диктатура националистов.

Но главные дебаты идут таки вокруг выяснения роли БНС в АБС, грубо говоря:

  • БНС был полноценным соавтором
  • БНС дрянь и бездарь и без АНС писать был бы не способен

Всё, тушите люстры, выносите книги, сейчас начнётся интеллектуальный разговор, плавно переходящий в плевки и пощёчины.

Вообще, представление о том, что на самом деле всё писал Аркадий, а Борис — так, примазался консультант по научно-техническим вопросам, существовало давно (в среде московских фанатов АБС), равно как и диаметрально противоположное мнение в среде фанатов питерских.

В этих ваших интернетах

АБС и копирастия, или
«На детях гениев…»

Отдельным и весьма вкусным — для умелых троллей, разумеется — срачем являются «звери около двери», в коих предметом спецолимпиады является вопрос: «а, собственно, с какой именно целью звери там стояли-то?»

Стояли звери около двери.И пройти не давали,А в них стреляли

Конспирологи

Стояли звери около двери.В них стреляли,Они умирали

АБС

Но нашлись те, кто их пожалели,Те, кто открыл зверям эти двери.Зверей встретили песни и добрый смех.Звери вошли и убили всех

Жопоголики

Таким образом в данных спорах ежели и не рождается Истина™, то прекрасно подтверждается старая, избитая максима: «кому что — а вшивому баня».

Однажды некоему Пучкову, в миру Гоблину, попалась на глаза книга мемуаров братьев Стругацких, где Борис рассказывал о том, как он бегал по редакциям, пока Аркадий сторожил рукопись (вообще-то, эта цитата из Ильфа и Петрова, которые, рассказывая о том, как пишут вместе, в свою очередь ссылались на братьев Гонкур). В мемуарах советская власть упоминалась без должного энтузиазма, иногда даже Борис осмеливался распространять клевету на советскую цензуру.

Бравому оперу подобные наветы пришлись не по нраву (вероятно, издатель отказался от предложения разрекламировать книгу на oper.ru) и, ударив струёй блевотины в таз, Главный поставил бедных старичков в один ряд с Аленом Даллесом, Новодворской, Сахаровыми, Каспаровым и прочей советской интеллигенцией. О чём незамедлительно и сообщает в конце постов соответствующей тематики: «У меня на Лиговке полно таджиков. Спасибо либеральным интеллигентам вроде Стругацких, развалившим СССР» или «Борис Стругацкий ему руки не подаст».

К. О. отмечает невнимательность Главного, потому что оба брата не вполне гуманитарного образования: Борис — астроном, Аркадий, несмотря на военную карьеру, — переводчик с японского, а их папа-ЕРЖ в молодости был лихим красным кавалеристом.

Камрады немедленно объявили публичные заявления АБС ересью и объявили анафему всем поклонникам.

Вероятно, таким образом выразилась зависть Гоблина и попытка борьбы с тиражами издающихся до сих пор «Пикника на обочине» (справедливости ради, о последнем опер отзывался положительно) и «Трудно быть богом» (в отличие от никем не замеченной «За державу обидно», где Опер рассказывает, как всё было на самом деле), а также к популярности S.T.A.L.K.E.R.’a в противовес фееричной «Правде о 9-й роте».

«Русская фантастика»

Оффлайн-интервью с Борисом Стругацким на rusf.ru с июня 1998 до ноября 2003.

Стругацкие и фошизм

Весьма интересную трактовку Мира Полудня Стругацких предложил весьма упоротый жидоненавистник-софист Юрий Нестеренко. С ней можно ознакомиться .

Предсказания

Ходят весьма подтверждённые слухи, что АБС удалось предсказать ряд интересных вещей, авторство некоторых из которых, впрочем, может оспариваться:

  • Рэйвы — «Дрожка» в «Хищных вещах века», фактически прообраз дискотек с объебосами, только вместо веществ там что-то вроде гипноза через сочетание воздействия звука, цвета и неких волн, воздействующих прямо на моск. Отсюда же и настоящие аудионаркотики.
  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Модификаторы тела — «Артики».
  • Сотовый телефон:

— Что-нибудь случилось? — услыхал он слабый женский голос, исходивший, казалось, из недр пожилого правнука.— Нет-нет, — сказал праправнук, доброжелательно кивая Кондратьеву. — Я здесь нечаянно толкнул одного молодого человека.— А… — сказал женский голос. — Тогда слушай дальше……»Здорово! — подумал Кондратьев. — Это, конечно, радиофон. Только где он у него?»

«Полдень. XXII век»

Впрочем, «беспроволочный телефон» описывался Фрэнком Баумом ещё в 1914 году.

  • Блютуэ-гарнитура — «Серьга-приёмник». Хотя Брэдбери описал радиоприёмники «Ракушки» и такие же передатчики, вставляющиеся в ухо, ещё в 1954 году, и возможно даже он был не первым.
  • Пейнтбол, которого в то время в нынешнем виде ещё не было, — «Ляпник»: «Это ляпа, она высохнет, и ничего не останется»©.
  • «Готы» и прочие эмобои — «Грустецы», о которых упоминаний крайне мало, но несколько невнятный намёк на их культ депрессии имеется.
  • Дауншифтинг — «Неедяки» в «Отягощенные злом», а вообще сам термин «неедяки» принадлежит фантасту Илье Варшавскому.
  • Машины с автопилотом:

Я смотрел, как он подошел к своему длинному автомобилю, рухнул на сиденье, поковырялся в пульте автоводителя, откинулся на спинку и, кажется, сейчас же задремал. Автомобиль осторожно покатился по площади и, набирая скорость, исчез в тени и зелени боковой улицы.

«Хищные вещи века»

  • Виртуальные миры — (спойлер: «Слег» из «Хищных вещей» и, в некоторой степени, весь «Град Обреченный» (причем именно «обречЕнный», а не «обречЁнный» ). ) Многие MMORPG всё больше и больше напоминают иллюзорную реальность, хотя до ванны с горячей водой, таблеток репеллента внутриутробно и визжащего радиоприёмника им пока далеко. Но задроты уже умирают от нервного и физического истощения то там, то сям. Если хорошо покопаться в других романах как АБС, так и Лема, Брэдбери или любого другого НФ-писателя, можно нарыть и ещё.
  • Существование колец у всех планет-гигантов, что для астрономии тех годов лютый вин.
  • Викитека — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу».
  • Википедия — Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • Чернобыль и зона отчуждения в «Пикнике на обочине». Однако ходят слухи, что АиБ писали Зону с комбината «Маяк», который ко времени написания «Пикника» уже успел случиться. По другой версии, прообраз Зоны — места боевых действий в Ленобласти, где этот ваш хабар долго валялся кучами и прямо на поверхности вперемешку со жмурами, а первых собирателей ржавых стволов отлавливали злобные менты.
  • Популяризация науки. «Я совершенно убеждён, что через десять—пятнадцать лет любой школьник будет лучше разбираться в общей теории относительности, чем современный специалист. Для этого вовсе не нужно понимать, как происходит искривление пространства—времени, нужно только, чтобы такое представление с детства вошло в быт и стало привычным».
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н. э.), в полуденном мире:

Малышев задумчиво сказал:— Было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты испытываешь удар по морде…— Представляю, — сказал Панин. — У меня уже так было однажды. Без всякого кино.

«Полдень. XXII век»

  • Эти ваши slo-mo:

…Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться…

«Обитаемый остров»

  • 3D-принтеры (еды)

А жратва? Показать ребятам эту жратву – не поверят, не бывает такой жратвы. Берешь тюбик, вроде бы с зубной пастой, выдавливаешь на тарелку, и на тебе – запузырилось, зашипело, и тут надо схватить другой тюбик, его давить, и ахнуть ты не успел, как на тарелке перед тобой – здоровенный ломоть поджаренного мяса, весь золотистый, дух от него… э, что там говорить! Это, ребята, не декорация. Это мясо.»

«Парень из преисподней»

Алсо

  • Фантастика
  • Неонка
  • Благородные доны
  • И животноводство!
  • Прогрессоры
  • Экранизация-позорище

Ссылки

Примечания

  1. «Тут Бройдин поднял глаза. Они мгновенно залились белой водой бешенства.» И. Э. Бабель, Одесские рассказы
  2. Следует отметить, что БНС миллион раз признавал, что что-то на кого то он подписывал под давлением КГБ. Собственно, по утверждению автора ЗМЛДКС — книжка о нелегком выборе интеллигента под невыносимым довлением написана строго по мотивам его, младшего автора, весьма неприятного общения с кровавой гебней. Кроме того, процесс развода интеллигента на донос кровавой гебней весьма вкусно и со знанием дела показан в ПП. Но мы ведь не будем проводить параллелей?
  3. К слову, и в американской литературе социальщины навалом, особенно среди мягкой научной фантастики. Так, отличилась на этом поприще духовно богатая дева Урсула Ле Гуинн.

6988.png

Стругацкие — наше всё!

Дохлые классики Аверченко • Бомарше • Брэдбери • Булгаков • Вольтер • Гаррисон • Гашек • Говард • Горин • Горчев • Дидро • Дик • Довлатов • Достоевский • Кастанеда • Кафка • Климов • Кормильцев • Кэрролл • Лавей • Лавкрафт • Лем • Лец • Маркиз де Сад • Набоков • Петрарка • Петухов • По • Пратчетт • Пушкин • Руссо • Рэнд • Сабатини • Солженицын • Стругацкие • Сэлинджер • Тэффи • Толкин • Хаксли • Чапек • Эренбург
Современники Акунин • Баркер • Белобров-Попов • Бригадир • Веллер • Галковский • Гришковец • Губерман • Давидович • Дивов • Еськов • Жванецкий • Каганов • Крапивин • Ложкин • Масодов • Невзоров • Никонов • Охлобыстин • Паланик • Переслегин • Подервянский • Протопопов • Сапковский • Хаецкая • Черевичник • Шендерович • Шестаков
Поэты Бродский • Высоцкий • Духовникова • Кобра • Мамонов • Маяковский • Немиров • Нострадамус • Отар-Мухтаров • Северянин • Хайям • Хармс • Чёрный • Шанаева • Шевченко • Широпаев • Эбеккуев
Борзописцы и худловары Асов • Арбатова • Багиров • Беркем аль Атоми • Болашенко • Бушков • Глуховский • Голубицкий • Горалик • Гриценко • Донцова • Дьяков • Истархов • Калашников • Карр • Кизи • Кинг • Коэльо • Крылов • Купцов • Латынина • Ли Вонг Ян • Лукьяненко • Минаев • Мухин • Начинающий писатель • Нестеренко • Никитин • Олег Т. • Пелевин • Перумов • Понасенков • Проханов • Радзинский • Сколота • Соколов • Сорокин • Стальфельт • Стариков • Суворов-Резун • Толстая • Фрай • Чернобров • Чудинов • Шахиджанян • Ширянов • Экслер
Lurklogo-magendavid.png

Стругацкие. Матеrиал из Луrкомоrья — евrейской rасовой энциклопедии.

Мета ZOG • Взаимоисключающие параграфы • Дух времени • ЕРЖ • Иудаизм • Моссад • Обрезание • Поц • Хазары • ЦАХАЛ
Предметы и понятия 7:40 • Desert Eagle • Esperanto • WinRAR • Гешефт • Каббала • Кипа/Фольгированная кипа • Кошер • Лига защиты евреев • Маца • Мочет • Сало • Узи • Хава нагила • Цимес • Цугундер • Шахматы • Шлимазл • Шняга • Шулхан Арух
Таки да! aalien • Weird Al Yankovic • Абрамович • Агасфер • АКМ Шалом • Альбац • Балмер • Барщевский • Бендер • Березовский • Борат • Бродский • Василевский • Вассерман • Веллер • Вербицкий • Врен • Высоцкий • Гайдар • Гензбур • Гиндис • Гликберг • Глоба • Глуховский • Горалик • Горин • Гришковец • Губерман • Давидович • Дворкин • Дед Панас • Децл • Джереми • Добкин • Довлатов • Друзь • Жванецкий • Жириновский • Зельднер • Зукагой • Иисус • Каганов • Каждан • Кафка • Кашпировский • Киркоров • Кернес • Короленко • Котик • Крылов • Курицын • Кушнир • Лавей • Лейбов • Лем • Ленин • Леонтьев • Лец • Май • Макаревич • Маркс • Маслоу • Мессинг • Милитарёв • Митник • Моисеев • Моргенштерн • Немцов • Нестор • Носик • Нострадамус • Ольшанский • Перельман Г. • Перельман Я. • Петросян • Пульвер • Рабинович • Радзинский • Раневская • Рожкова • Ройзман • Рэнд • Саган • Саркози • Сигал • Соколов • Соловьёв • Соломон • Спиноза • Сполски • Сталлоне • Столлман • Стомахин • Стругацкие • Такоенебо • Тангоданцер • Тененбойм • Толстая • Трахтенберг • Троицкий • Троцкий • Умпутун • Фабрикант • Фальк • Фарада • Фейнман • Фрейд • Фриц Морген • Фролов • Хазин • Хиль • Ходорковский • Черкасский • Черновецкий • Чирков • Чубайс • Шендерович • Шиитман • Шмулевич • Экслер • Эренбург • Эрдёш • Юке
Примазавшиеся Апач • Арбатова • БГ • Боярский • Буш • Гордон • Задорнов • Йож • Кащениты • Кремлядь • Лебедев • Никонов • Панов • Полонский • Поттер • Тимати • Тимошенко • Хармс • Хейдиз • Черномырдин • Яценюк
Не евреи Гой • Мамзер • Шабесгой
Агентсмитизм 14/88 • Wingdings • Zarubezhom.com • Авдеев • Вагнер • Войны с арабами • Гетто • Гитлер • Дело Дрейфуса • Дисней • ДПНИ • Истархов • Климов • КОБ • Кураев • Менгеле • Мицгол/Список мицголизмов • Мухин • Нордика • Окончательное решение • Поцреот • Рыжий Тарзан • Священный Ахредуптусъ • Тесак • Титановый лом • Торадицийо • Фошыст • Холмогоров • Холокост • Широпаев • Яроврат
Ресурсы Demotivation • Facebook • Google • ICQ • Йэху Москвы • Луркоморье
Места пребывания Израиль (Ад и Израиль • Израильское царство) • Биробиджан • Бабруйск • Днепр • Одэсса • США
Мемы АПВОВНВ • АПВС • Б-г • ВА • Ветхозаветные мемы • Дважды еврей Советского Союза • Жук-антисемит • Козёл отпущения • Мы евреи • Ой-вей • Принцип Арнольда • Путеводитель по коридорам Ада • Пятисемит • Такидатая дуэль • Ушацъ • Хатуль мадан
Gandalf low re.jpg

Стругацкие — летописцы мира Меча и Магии, о Элберет!

Основы Alignment • Борьба Бобра с Ослом • Магия • Толкинисты/Ролевики • RPG • Фанфик • Фэнтези
Авторы Брэдбери • Вагнер • Говард • Грибные Эльфы • Лавкрафт • Лукьяненко • Перумов • Пратчетт • Сапковский • Стругацкие
Образы Андед • Вампир • Дракон • Гном • Зомби • Оборотень • Орк • Паладин • Попаданец • Рыцарь • Тролль • Эльф
Произведения Adventure Time • Avatar: The Last Airbender • Slayers • Властелин колец • Гарри Поттер • Дети против волшебников • Конан • Волшебник Изумрудного города • Песнь Льда и Пламени • Путеводитель по коридорам Ада • Тёмная башня • Чарли и шоколадная фабрика
Мемы One does not simply X into Mordor • Бронелифчик • Конные арбалетчики • Корованы • Медвежья кавалерия • Убить дракона голыми руками • Фаербол • Штаны Арагорна • Эльф 80-го уровня • Это очень сильное колдунство
Игры Arcanum • Baldur’s Gate • Dark Souls • Diablo • Disciples • Dungeon Keeper‎‎ • Gothic • Heroes of Might and Magic • King’s Bounty • Kyrandia • Lineage II • Master of Magic • Might and Magic • Planescape: Torment • Ragnarök Online • The Elder Scrolls (Daggerfall • Morrowind • Oblivion • Skyrim) • Warcraft (DotA • WoW) • Аллоды • Вархаммер

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они передумали и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино, финансах и многом другом. Подписывайтесь!

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику — честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС — «Понедельник начинается в субботу», ТББ — «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

книги братьев стругацких: цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого — с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная фантастика может быть сатиричной. А будни научных работников — увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

Читать «Понедельник начинается в субботу» →

Читать «Сказку о тройке» →

купить

Трудно быть богом

книги братьев стругацких: трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких — само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы — самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило — человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети — это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Борис Стругацкий

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж — редкость для книг АБС.

Читать «Трудно быть богом» →

купить

Пикник на обочине

книги братьев стругацких: пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия — Земля после вторжения пришельцев. Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы — это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

«Пикник на обочине»

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

Читать «Пикник на обочине» →

купить

Град обреченный

книги братьев стругацких: град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».

roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец — это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Читать «Град обреченный» →

купить

К написанию этого труда меня побудило чувство вселенской справедливости. Так как авторы являются моими любимыми писателями, но порой я слышу от людей удивленные возгласы, типа «почитал я этих ваших Стругацких, и, честно сказать, так себе», и это меня настораживает. После недолгого допроса выясняется, что по большей части неофиты начинали знакомство с творчеством АБС с заведомо слабых или неактуальных книг, оставив за бортом истинное наследие братьев-писателей.

Поэтому, стиснув зубы, я написал очень краткий обзор повестей авторов, которые рекомендую к прочтению в первую очередь, а потом уже можно и переходить к изучению всего собрания сочинений.
Сразу отмечу, что я практически не знаком с современной отечественной фантастикой, а от того, что я читал, у меня начинают болеть зубы. К моему счастью, мнение о загнивании российской фантастики разделяю не только я, и собственно статья предназначена для тех читателей, кого тошнит от нынешней графомании Лукьяненко, книжек для домохозяек М. Фрая и прочих унылых авторов, но по каким-то удивительным причинам до сих не знакомых с классиками жанра.
1. Пикник на обочине (1972)
Не факт, что книга должна стоять на самом первом месте списка, но, каюсь, это моя самая любимая повесть. Сюжет: на нашей планете появилась зона, где законы физики ведут себя странно и неожиданно. Эта Зона источник ценных научных сведений и артефактов, однако соваться туда опасно для жизни и запрещено. Главный герой нелегально ходит в Зону за артефактами для перепродажи на черном рынке. Книга скрывает в себе мощный импульс человеколюбия, ярко выраженный в последних строках произведения. Отмечу, что фильм Тарковского «Сталкер», а также серия игр и книг «S.T.A.L.K.E.R.” не имеют ничего общего с замыслом повести. Любители вышеперечисленного, решившие обратиться к первоисточнику, скорее всего разочаруются.
2. Улитка на склоне (1965)
На мой взгляд — самая сложная повесть. Каждый раз, перечитывая ее, обнаруживаю какие-то новые смыслы и слои. Авторы сами признавались, что написание вышло из-под контроля и произведение получилось сложнее, чем задумывалось. Несмотря на это читается очень легко и увлекательно. Считаю, что «Улитка на склоне» недооценена даже поклонниками творчества АБС.
В повести два параллельных сюжета. Первый происходит в некоем Управлении, занимающимся вопросами Леса, который начинается рядом, сразу за обрывом. Сюда прибывает главный герой и мечтает посетить Лес, но вместо этого оказывается пленником странного учреждения, заплутав и запутавшись в абсурде бюрократической организации.
Во втором сюжете действие идет непосредственно в Лесу, где заблудился работник биостанции. Он пытается добраться до Города, но Лес не хочет отпускать его и затягивает, опутывает своими непонятными и странными порядками.
Суть произведения заключена в описании прогресса, который всегда непонятен и чужд, но медленно и неумолимо надвигается, сколько ему не сопротивляйся и не препятствуй.
3. Второе нашествие марсиан (1968)
Одна из самых актуальных повестей для всех времен. Что должно выбрать человечество: вечный рай и конец истории или постоянный дискомфорт и возможность свободы. Кем лучше стать: овцой или пастухом, рабом у идеального хозяина или хозяином без штанов? Мещанство или прогресс?
Здесь Стругацкие задали каверзный вопрос, на который очень трудно ответить. И это в 60-е годы прошлого века, когда критика нещадно «раздолбала» повесть. Ответ отдельного человека нам известен, объясняли авторы, но что ответит человечество в целом?
Сюжет прост: на Землю прилетают инопланетяне, но не проявляют никакой агрессии и даже не замышляют скрытых планов покорения человечества. Наоборот, они стараются улучшить жизнь всех жителей планеты вплоть до последнего забулдыги в маленьком городке.
4. Гадкие Лебеди (1967)
Повесть о том, что наше будущее вряд ли будет интересоваться, что мы думаем о нем и хотим ли мы его. Рано или поздно наступит переломный момент, когда будущее переступит через нас и прогонит прочь. И мы пойдем, плача, взывая к справедливости, жалуясь и беснуясь.
Сюжет повести рассказывает о писателе Викторе Баневе, ветеране войны, который приехал в маленький городок, где всегда идет дождь. А еще в этом городе живут люди, пораженные странной болезнью, и эти люди чем-то притягивают к себе детей, отчего дети становятся чересчур умными и перестают разделять взгляды родителей на жизнь, современность и т.п.
По мотивам книги Константином Лопушанским снят довольно неплохой одноименный фильм, хоть и в собственной интерпретации сюжета.
Чаще всего повесть издается в связке с повестью «Хромая Судьба» (1982), где является вторым сюжетом – романом, который пишет главный герой.
Сильная и сложная книга, написанная легким и красивым языком.
5. Отягощенные злом или 40 лет спустя (1988)
Последняя совместная повесть (а точнее роман) братьев и самая тяжелая по философскому содержанию. Авторы переосмыслили свою жизнь и творчество и пришли к выводу, что светлое будущее невозможно в рамках политической или еще какой-то идеологической системы. Надо подходить к строительству светлого будущего с другой стороны. От того, что эта сторона до сих пор никем не рассматривается как основная и главная для закладки фундамента будущего, роман еще долгое время будет актуальным.
Итак, спустя две тысячи лет после первого явления, на Землю вновь приходит Христос, но он уже другой – уставший и разочарованный. И он уже не несет свет и истину, а ищет Человека, хотя бы одного.
Огромный интерес в книге представляет альтернативная библейская история. Кроме того имеется три сюжетных линии, одна из которых историческая, а две впоследствии переплетаются.
Роман оставляет тягостное впечатление (хоть и концовка очень оптимистичная), и вообще относить его к жанру фантастики можно лишь по недоразумению.
6. За миллиард лет до конца света (1977)
Данная повесть в кои-то веки не касается социальной проблематики, а затрагивает глубинные вопросы Мироздания. Что если Вселенная не хотела бы, чтобы человечество занималось наукой? Как бы могла она сопротивляться прогрессу затерянных в космосе органических пылинок, называющих себя людьми?
Занимательное чтение, оставляющее кучу вопросов и предлагающее читателю сделать собственный выбор.
7. Град Обреченный (1972)
Лично, я считаю, что с этого романа не стоит начинать знакомство с творчеством Стругацких, так как, несмотря на его эпичность и глубокий философский подтекст, он немного утратил актуальность. А утратил потому, что роман создавался как своеобразный ответ коммунистической идеологии. Писался «в стол» и его публикация в советские времена была немыслимой.
Тем не менее, прочесть его стоит обязательно немного позже, когда станет ясен стиль и мастерство авторов. И, возможно даже, прочесть стоит неоднократно.
Для меня откровением стал монолог одного из героев – Изи Кацмана – о строительстве Храма Культуры, который заменяет пресловутые смыслы нашего существования (диктуемые тоталитарными системами: религиозными или политическими), на вклад в строительство особенного Храма…
Сюжет книги трудно описать в двух словах. Непонятный город, непонятно где. В нем живут люди, участники непонятного эксперимента. Главный герой с его коммунистическими идеалами и моралью попадает в Город, но со временем его мировоззрение круто меняется.
Всё это происходит на фоне необъяснимых загадочных событий, которые происходят то ли по замыслу экспериментаторов, то ли вопреки их желанию. А может, Город вообще брошен на произвол судьбы и нет никакого Эксперимента…
8. Сказка о Тройке (1968)
Повесть в нехарактерном для авторов жанре сатиры. Хотя место и время действия – СССР времен застоя, ситуация с отношением науки и невежеством бюрократии по-прежнему не меняется. Достаточно вспомнить Петрика с его угольными фильтрами или очередной проект Сколково.
Герои произведения перешли из предыдущей фантастической весьма позитивной повести «Понедельник начинается в субботу». А вот замысел и стиль книги абсолютно другой.
Главный герой вынужден присутствовать на заседаниях комиссии по рационализации необъяснимых явлений и приходит в недоумение и даже ужас от действий и решений этой комиссии, которая состоит из фееричных бюрократов и невеж.
И, как любая сатира, книга смешная только поначалу. А потом замечаешь, что это тонкое завуалированное описание реальности.
9. Жук в Муравейнике (1980)
Вторая часть трилогии о Максиме Каммерере (можно читать без оглядки на первую часть). В этой повести авторы поставили интересный эксперимент, как поведут себя спецслужбы светлого будущего перед неизвестностью. Не хочу раскрывать сюжет, но вывод окажется печален: полиция всегда будет полицией даже в самом светлом, самом добром обществе.
Сильная вещь, написанная в интересном стиле. Но в то же время принадлежит к циклу романов о т.н. «Мира полудня» про далекое светлое будущее построенное землянами.
10. Волны гасят ветер (1986).
Завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере. Опять далекое светлое будущее подвергается серьезному испытанию. На этот раз проблема настолько глобальна и драматична, что книга оставляет после себя ощущение оглушенности и обиды. Что будет, если человечество однажды разделится на обычных людей и сверхлюдей? И следствием будет отнюдь не война или геноцид. Это будут не люди-Икс и не злобные супер умные мутанты, как в американской фантастике…
Я и так слегка заспойлил, поэтому не буду продолжать. Стиль повести также необычен, а само повествование не отпускает с момента начала чтения и до конца. Считается, что этим произведением братья «похоронили» Мир Полудня.
***
Вот такая моя десятка произведений братьев Стругацких. Я сюда сознательно не включил самые известные повести «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом», так как именно с них и разочаровывается современный читатель. Я всего лишь упомянул мистическую «Хромую судьбу» и совсем не рассказал о грустной пьесе «Жиды города Питера» — последнем произведении авторов. А сколько еще произведений осталось «за кадром»? Про тот же «Мир Полудня» — если честно не так давно я взялся перечитывать «Полдень XXI век» и он сильно мне не пошел. Зато наивную «Попытку к бегству» или завораживающую повесть «Малыш» мне нравится перечитывать наравне с более мощными авторскими творениями. Но, как я уже писал выше, эти неупомянутые повести будут восприниматься по-родному после знакомства с топовыми произведениями.
Я не претендую на исключительность своего мнения и даже не утверждаю, что канонично описал содержание произведений. Однако, надеюсь, что статья кого-то мотивирует обратиться к творчеству АБС и новых поклонников творчества прибавится.

Темы: фантастикастругацкие

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *