ближче

Наречие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния, при­знак при­зна­ка и пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: как? куда? где? отку­да? зачем? поче­му? в какой сте­пе­ни? и пр.

Выясним подроб­нее, что такое наре­чие в рус­ском язы­ке, опре­де­лив его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки.

Общее грамматическое значение наречия

Наречие име­ет харак­тер­ное для неё общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние. К при­ме­ру, сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­мет (чело­век, солн­це) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что? Эти сло­ва при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи име­ни суще­стви­тель­но­му.

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та (весе­лый чело­век, льви­ная гри­ва) и отве­ча­ют на вопро­сы какой? чей? Это име­на при­ла­га­тель­ные.

Действие или состо­я­ние (рабо­тать, при­ду­мать) назы­ва­ют гла­го­лы, к кото­рым поста­вим вопро­сы что делать? что сде­лать?

Наречие — это про­из­вод­ная часть речи, кото­рая обра­зо­ва­на от слов дру­гих частей речи. Тем не менее она вполне само­сто­я­тель­на и обла­да­ет спе­ци­фич­ным общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем. Наречие может обо­зна­чать

1. при­знак дей­ствия, если пояс­ня­ет гла­гол, дее­при­ча­стие:

  • идти (как?) мед­лен­но;
  • стре­мить­ся (куда?) вверх;
  • сооб­щить (поче­му?) неспро­ста;

2. при­знак при­зна­ка, если при­мы­ка­ет к при­ла­га­тель­но­му, при­ча­стию, дру­го­му наре­чию:

  • крайне ( в какой сте­пе­ни?) осто­рож­ный;
  • весь­ма откро­вен­ный;
  • сде­лан­ный мастер­ски;
  • очень гром­ко;

3. при­знак пред­ме­та, когда пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное:

  • стук (какой?) сни­зу;
  • сти­хо­тво­ре­ние (какое?) наизусть;
  • доро­га (какая?) наверх.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наре­чие в рус­ском язы­ке, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфичным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость.

Это про­яв­ля­ет­ся в неспо­соб­но­сти наре­чия обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода, чис­ла, паде­жа или лица. Наречие не скло­ня­ют­ся и не спря­га­ют­ся. У них нет окон­ча­ний.

Понаблюдаем:

  • гулять (как?) весело, гуляем весе­ло, будем гулять весе­ло;
  • крайне сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

Изменяются гла­гол и при­ла­га­тель­ное, а наре­чие сохра­ня­ет свою неиз­мен­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му. У него нет окон­ча­ния. Конечные бук­вы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы:

  • насухо выте­реть;
  • слева сто­ять;
  • наравне ста­вить;
  • вза­перти сидеть;
  • впри­куску пить чай.

Только наре­чия с суф­фик­сом -о могут обра­зо­вать фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния, кото­рые тоже явля­ют­ся неиз­ме­ня­е­мы­ми сло­ва­ми:

  • рано — раньше ,более рано; рань­ше всех встать;
  • радост­но — радостнее, более радост­но; радост­нее всех выгля­деть.

Знаменательные и местоименные наречия

По функ­ции все наре­чия делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные. Если наре­чие непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, при­зна­ка или пред­ме­та, оно явля­ет­ся зна­ме­на­тель­ным:

  • идти (как?) быст­ро;
  • стес­ни­тель­ный (в какой сте­пе­ни?) чрез­мер­но;
  • улыб­ка (какая?) невзна­чай.

Ряд наре­чий толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак, кон­крет­но его не назы­вая:

  • идти (куда?) туда;
  • стес­ни­тель­ный (в какой мере?) нисколь­ко.

Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые име­ют свою гра­да­цию.

Разряды наречий по значению

От слов дру­гих частей речи зна­ме­на­тель­ные наре­чия отли­ча­ют раз­ря­ды по зна­че­нию. Это посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак наре­чий. Если сло­во этой части речи обо­зна­ча­ет каче­ство дей­ствия, при­зна­ка, образ и спо­соб совер­ше­ния дей­ствия, его отно­сят к опре­де­ли­тель­ным наре­чи­ям (мило улы­ба­ет­ся). Наречия, обо­зна­ча­ю­щие раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, назы­ва­ют обсто­я­тель­ствен­ны­ми (улы­ба­ет­ся назло).

Синтаксическая роль наречий

В пред­ло­же­нии наре­чие, если пояс­ня­ет гла­гол, при­ла­га­тель­ное, дру­гое наре­чие, выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства. К это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния зада­дим обсто­я­тель­ствен­ные вопро­сы:

где? как? куда? отку­да? зачем? поче­му?

Примеры

Рассердившись, он (поче­му?) сго­ря­ча хлоп­нул (как?) гром­ко две­рью.

Я думаю, она это сде­ла­ла (с какой целью?) нароч­но.

Если же наре­чие при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му, то оно явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем.

Какое-то неяс­ное шур­ша­ние (какое?) сле­ва тре­во­жи­ло нас.

Подъём (какой?) вверх оказал­ся доволь­но труд­ным.

См. также в других словарях:

  • ближче — присл. Вищ. ст. до близько … Український тлумачний словник

  • ближче — прислівник незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

  • заблизько — присл. Ближче, ніж звичайно; ближче, ніж треба чи можна … Український тлумачний словник

  • колір — (італ. фарбування) Властивість об єктів матеріального світу, що сприймається як усвідомлене зорове відчуття. Виникає внаслідок впливу на око потоків електромагнітного випромінювання хвиль довжиною від 380 до 760 нм (спектра) або без променевого… … Архітектура і монументальне мистецтво

  • Григорий Саввич Сковорода — Дата и место рождения: 22 ноября (3 декабря) 1722 село Чернухи, Лубенский полк, Киевская провинция, Киевская губерния, Российская империя Дата и место смерти … Википедия

  • Григорий Сковорода — Григорий Саввич Сковорода Дата и место рождения: 22 ноября (3 декабря) 1722 село Чернухи, Лубенский полк, Киевская провинция, Киевская губерния, Российская империя Дата и место смерти … Википедия

  • Леонтович, Константин Константинович — Костя Леонтович Kostya Leontovich 2010 … Википедия

  • Мураталиев, Муса — Дата рождения 15 февраля 1942 Место рождения Ача Кайынды, Ат Башинский район, Нарынская область, Киргизская ССР Гражданство СССР, Кыргызстан, Россия Род деятельности прозаик, журналист, переводчик Начало творчества с 1967 Язык произведений… … Википедия

  • Околичная шляхта — Околичная шляхта (другое название застенковая шляхта) мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле. Представители этой шляхты образовывали целые… … Википедия

  • верховий — а/, е/. 1) Стос. до верху (у 1 знач.); який міститься, перебуває, діє і т. ін. зверху, нагорі. 2) Пов язаний з пересуванням верхи. Верховий кінь. 3) Який їздить верхи. || у знач. ім. верхови/й, во/го, ч. 4) Який міститься, знаходиться і т. ін.… … Український тлумачний словник

  • вимілити — лю, лиш, док., вимі/лювати, юю, юєш, недок., перех. Піднімати ближче до поверхні (леміш плуга, бур і т. ін.) … Український тлумачний словник

ими 2)Появилась новые цуды, сперва как (не)вгоды надо было колоть дрова тошить котелокподмегать двор крышу носить воду часть колодец. 3) Сделать во дворе умивальники п4) Недостатки по мрс аскосних пр.обретали достоинства 5) Вода была чистай, из колодцаможно было пить, а мы..а такой водой удовольствие. 6) Быт обретал натуральность. )Натуральный воздух, натуральные апати — травы твои дыма 8) Натуральные звуки 9) Людистосковались по земле, таскани на себе по пXIь, десь Китометров трубы, провода, цемені. 10)Вели на тачках, велосипедах 11) Корчились, надрывались, строили 12) Спервавремянкитворечники ІІ каки(то) коробок фанаты 13) Потом появдалось что-то ухо похоже на дом14) Осваивали участок првозили землю, осушали 15) Дом требовал смекалки, мужскихканс. 16) Впервые горожанин занимался архитектурой 17 Дома на участках показывалиВкусы хазаа 18) Кто как покрасил 19) Снаружи, внутри. 20) Работала изобретательская мысль— печ ки отопление, полив участка 21) Дои привлекал к работе всю семью. ) Обща хаботаобщее удовлетворение кон да что-то получалось. 23) Чувство собственности семейной былоновым. 2) Комната в комунальной квартире это всегда нужое 25) Это неизбежновременное, не моt 26) Я не ми у представить, что это назса да не хочу такое представлять 27)Дои создават новые правила отношений с соседями, да и внутри сеъи многое менялось,открывала цен ось семьи она сообда создавала Дом он становила колективнымТворением. 28) Данный дом далеко не крепость англичанина 29) Кош унальщина подходящасебе самое бе предельное проникновение на личную территорию, в личную жизнь, интимнуюхизнь. 30) Поятлание дома даёт радость обладания радость заботы 31) Дом олицетворяетверность и благодарность. 32) Он не измении, он сохраняет сделан ое для него — крышу.крыльцо. 33) Появляется особа радость земли 34) (Ничего общего с богатствомД. ГранитПлаи анализа:1.Сформулируйте основную мысль текста озат давьте сто.2 Определите, ккакомустилю речи и функционально смысловому типу речиотносится этот текст Аргументируйте свой Ответ Выпишите (с максимальным количеством примеров) языковые средства характерные для данного стиля речи, иназовите их.​

1.Наречия способа и образа действия

Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на -о/-е от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в 6 тыс. лексем.

Данный класс гетерогенен , он включает в себя:

  • наречия эмоции (весело);
  • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно);
  • наречия внешней оценки (хорошо, нечестно);
  • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески);
  • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща, вместе, порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём, впятером); см. также Числительное.

Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. п. 4. Синтаксис).

2. Наречия меры и степени

Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый, крайне откровенно, слишком поспешный, чересчур подробно. Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое, втрое, стократ(ы); см. также Числительное.

Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел.

Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий, глубоко образованный,мертвецки пьяный, ничтожно малый, смехотворно скудный и т.п.  Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией .

(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному!

Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень, страшно, исключительно; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо, намного; третьи – и с теми, и с другими: слегка,немного, сильно.

Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по-. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше, слегка посильнее.

В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше, вдвое повыше:

(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче.

3. Наречия причины и цели

К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем. Обычно почему трактуется как наречие причины, азачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск.dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему?

Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. п. 3.2.3), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну, с-проста, на-зло, на-показ и т.п.  Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

4. Наречия места и направления

Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху, дома, везде; прототипическое местоименное наречие – где.

Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой, назад, сюда, прочь, издали, отсюда; прототипические местоименные наречия – куда, откуда.

Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе, докуда, доколе (имеют также временную интерпретацию).

Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх – кверху – вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху – поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

Наречия кпереди, кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади).

5. Наречия времени

Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда. К данной группе относятся, в частности, наречия теперь, сейчас, раньше,поздно, рано, (после)завтра, сегодня, наречия срока (вмиг, сразу), намеченного срока (надолго). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? – издавна, сыздетства) и конечного предела (до каких пор? – дотемна, поныне). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени, с детства). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе, отколе (имеющие и пространственную семантику, см. п. 5.3.4).

Выделяются наречия меры длительности (долго, немного) и кратности (часто, редко, неоднократно, включая наречия от прилагательных на еже-, по- – ежедневно, помесячно, от числительных на-жды – дважды, трижды, многажды). Наречия меры длительности и кратности семантически близки к наречиям меры и степени (см. п. 5.3.2).

6. Местоименные наречия

С семантической точки зрения значительный подкласс наречий обладает свойствами служебной лексики – это так называемые местоименные наречия, семантика которых содержит указание на текущую ситуацию (дейксис), компонент неопределённости или кванторное значение (см. Местоимение). Во многих трактовках местоименные наречия не выделяются в особую часть речи. В настоящей грамматике принят двойственный подход к ним: они рассматриваются как в разделе местоимений, так и в разделе наречий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *