АВАНГАРД

Авангардизм, или авангард — это не единый живописный стиль, как иногда представляется, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX-XX столетий. Этот термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Представители авангардизма стали тем передовым отрядом, который шёл впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения. (Кстати, в первоначальном, военном смысле avant-garde (фр.) — это и есть передовой отряд). Но вот что удивительно: художники, о которых идёт речь, называли себя кем угодно — фовистами, лучистами, кубистами — но только не авангардистами.

Авангардизм — термин ретроспективный. Это означает, что применять его начали уже после того, как само явление сошло со сцены. Только в середине XX века искусствоведы стали использовать это слово в привычном для нас смысле: для обозначения нонконформистских художественных течений рубежа XIX-XX столетий. Такая ситуация не уникальна: например, художники-романтики не использовали для самоидентификации понятие «романтизм», а живописцы-реалисты не употребляли в самоназвании «реализм». Не использовались они и критиками-современниками, а вошли в искусствоведение благодаря исследователям более позднего времени, которые уже со стороны анализировали, структурировали, классифицировали и обобщали ключевые векторы в истории культуры.

Авангардизм заперт в довольно узкие хронологические рамки. С одной стороны, этот термин подчёркивает революционный характер новейших художественных направлений, которые объединяет, а с другой — касается только течений, возникших в конце XIX и начале XX вв. Иными словами, сейчас эти явления уже прочно заняли свои места в истории, они были авангардными в момент своего появления. По отношению к современным направлениям это название не используется.

Как военный термин стал искусствоведческим

Авангард, как уже было сказано, первоначально был военным понятием (в противоположность арьергарду — замыкающему отряду). Но в конце XVIII столетия у него появилось дополнительное, политическое значение. Связаны изменения были с Великой французской революцией. В политическом смысле это понятие стало символом революционности, передовых взглядов. Именно так был назван журнал якобинцев, вышедший в 1794 году.

В XIX веке данное понятие широко использовалось среди представителей радикальных политических групп, в частности — среди бакунинцев и анархистов. В революционном смысле это слово стало употребляться и деятелями культуры, но эпизодически.

Так, в 1910 году это понятие использовал живописец и критик Александр Николаевич Бенуа. Говоря о выставке Союза русских художников, он заявил, что участники мероприятия делятся на авангард, центр и арьергард. С арьергардом всё понятно: так Бенуа назвал художников-консерваторов, упорно держащихся за устаревшие каноны. Себя и своих товарищей он причислил к центру. А слово «авангард» он использовал несколько иронически, подчёркивая, что некоторые молодые живописцы слишком уж оторвались от художественного сообщества, слишком рьяно принялись разрушать традиции и нормы.

К таким художникам-нонконформистам Бенуа отнёс основателя лучизма Михаила Фёдоровича Ларионова и ещё нескольких молодых живописцев. Кстати, теперь лучистов действительно относят к художникам-авангардистам.

Но у Бенуа данное словоупотребление можно считать частным случаем. А в привычном нам смысле ввёл термин в широкий дискурс франко-бельгийский художник Мишель Сёфор (Michel Seuphor), причём по отношению только к русской культуре. И сейчас за рубежом авангардистская живопись нередко напрямую ассоциируется с Россией.

Модернизм — синоним или нет?

С авангардом всё очень и очень непросто. Существует ещё один термин, объединяющий художественные движения рассматриваемого периода — модернизм. Некоторые искусствоведы считают эти названия синонимами, другие их разделяют.

Водораздел провести очень сложно. Пожалуй, модернизм более широкое понятие, поскольку многие искусствоведы начинают отсчёт его истории с «Салона отверженных», открывшегося в 1863 году, и вносят в него импрессионизм, нео- и постимпрессионизм (а также ряд более поздних течений). Что же касается авангардизма, то его рамки часто сужают до русского авангарда.

Наконец, нередко под авангардистским искусством понимают вообще всё нетрадиционное, антиреалистическое творчество (такой подход был характерен для советского искусствоведения и сохранился среди некоторых критиков).

Эти терминологические нюансы следует учитывать, чтобы не запутаться при чтении статей и книг о современном искусстве.

Кого можно отнести к авангардистам?

Авангардизму предшествовал так называемый протоавангард — тенденции, свидетельствующие о сломе традиционных, классических норм и зарождении принципиально нового творческого подхода. К протоавангарду относят символизм, модерн (югендстиль, ар-нуво, сецессион), русский космизм, первые экспрессионистские работы-манифестации — такие, как «Крик» Эдварда Мунка (Edvard Munch). Всё это подготовило почву для рождения многоликого авангардного искусства.

Давайте же взглянем на его основные течения.

Фовизм — считается первой ласточкой в плеяде авангардистских стилей. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и традиционной колористики, провозгласив право художника отображать мир так, как он его видит. Картинам фовистов были свойственны яркие, кричащие краски, экспрессия и эпатажность.

Экспрессионизм — родственное фовизму явление, оказывавшее большое влияние на европейскую культуру в первые десятилетия XX столетия. Экспрессионисты стремились выразить в своих картинах эмоции, преимущественно болезненные — боль, тревогу, страх, разочарование (это было связано с последствиями Первой мировой войны).

Беспредметность — глобальный авангардистский тренд, наиболее ярко проявивший себя в творчестве Казимира Севериновича Малевича и Василия Васильевича Кандинского. Беспредметники считали отказ от изображения предметов переходом к «искусству чистых ощущений». Малевич сравнивал беспредметность с молоком без бутылки, то есть с чистым вкусом, который не зависит от того, какую форму имеет сосуд.

Следует заметить, что впоследствии многие современные стили оказались по сути беспредметными, но данный термин применяется именно к первооткрывателям этого подхода. На тот момент отказ от изображения на холсте конкретных предметов выглядел оригинально, дерзко и революционно.

Супрематизм — развитие идеи беспредметности, разновидность абстрактной живописи. Это одно из ключевых направлений русского авангарда, основанное Казимиром Малевичем.

Другим крупным мастером супрематизма был Василий Кандинский. В супрематических работах живописцы воплощали представление о «чистом творчестве», не стеснённом формой. В картинах супрематистов доминирующее значение имел цвет. Для стилистики художников-супрематистов характерны:

  • асимметрия;
  • внутренняя динамика;
  • использование простейших геометрических фигур — квадратов и прямоугольников, кругов и прямых линий.

Унизм — ответвление супрематизма, созданное Владиславом Максимилиановичем Стржеминским. Чтобы ещё больше акцентировать внимание на цвете, он призывал к отказу от множественности форм.

Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х — начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Его лозунги активно подхватили в России, где совершался революционный перелом.

Футуристы устремили взгляд в будущее, критикуя настоящее и прошлое, требуя разрушения «дряхлеющего мира». В футуризме звучали отголоски и коммунизма, и ницшеанства. Художники-футуристы:

  • делали акцент на динамике;
  • использовали симультанность (совмещение на одном полотне нескольких моментов движения);
  • вливали в свои произведения энергию;
  • любили закручивающиеся спирали, резкие углы, динамичные зигзаги.

Лучизм (районизм, от французского rayon — «луч») — направление, представители которого отражали на полотнах реальность в виде лучей, отражённых от предметов. Их живопись отличают резкие косые линии, острые углы, яркие цвета. Некоторые картины напоминают миражи, другие — сияющие потоки света. Крупнейшие представители лучизма — его основатель Михаил Фёдорович Ларионов и члены творческих объединений «Ослиный хвост» и «Бубновый валет».

Всёчество — это, скорее, теоретическая концепция. Всёки (так назывались приверженцы данного подхода) провозгласили признание пригодности всех стилей, которые когда-либо существовали или существуют, для творческого самовыражения. Сейчас такой подход назвали бы толерантным. В то время как другие творцы эпохи «сбрасывали с корабля современности» традиционные художественные каноны, всёки считали, что «прошедшие формы» тоже могут быть полезны для живописцев, а значит, требуют изучения — чтобы на их фундаменте можно было создать нечто новое. Автором идеи был Илья Михайлович Зданевич, к его манифесту присоединилось несколько лучистов.

Дадаизм, или дада — авангардисткий протест против Первой мировой войны и болезненной реальности, выраженный в коллажах. На них авторы-дадаисты сочетали несочетаемое: отдельные буквы, обрезки бумаги и ткани, части фотографий. Дадаисты намеренно делали свои коллажи «бессмысленными», чтобы подчеркнуть бессмысленность цивилизации с её разрушительными войнами и жестокой социальной структурой. Но в этой внешней бессмысленности «дада», несмотря на заявления самих художников-дадаистов, таился глубокий протестный смысл.

Конструктивизм — ещё один влиятельный тренд, который относят к русскому авангарду. Он зародился в середине 1910-х годов на фоне знакомства с творчеством кубистов, но во всю мощь развернулся в советскую эпоху, после Октябрьской революции. Поскольку идейный акцент ставился на практичности, в основном художники-конструктивисты рисовали плакаты. Конструктивисты провозгласили курс на практичность, отрицая «искусство ради искусства». Тенденции течения проявились:

  • в геометризме;
  • в упрощении и строгости композиции;
  • в чёткости линий;
  • в доминанте простых цветов — чёрного, красного, синего, жёлтого, белого, серого.

Кубизм — одно из самых известных течений начала XX века, получившее широкое распространение и давшее планете десятки признанных шедевров. Крупнейшие мастера — Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque).

Кубисты рассматривали объекты как совокупность простейших геометрических форм. Но это кажущееся упрощение реальности на самом деле представляло собой глубокий анализ реальности: художники-кубисты раскладывали трёхмерный мир на элементы, а затем складывали эти «кубики» на двумерном полотне. Что удивительно — порой им удавалось создать четырёхмерное пространство!

Орфизм — авангардное направление, возникшее во Франции в 1910-х годах. В орфизме слились экспрессионистские, кубистские и футуристические мотивы, поданные через призму музыкальности. Картинам орфистов свойственна динамика и ритмичность, взятые из мира музыки.

Сюрреализм — один из самых известных стилей XX века. Наиболее известные его представители в живописи — Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte). Для работ сюрреалистов характерна:

  • парадоксальность;
  • иррациональность;
  • фантасмагория;
  • применение аллюзий;
  • сочетание реальности с миром фантазий и сновидений.

Стоимость работ художников-авангардистов первого эшелона очень высока: миллионы долларов. Они регулярно становятся сенсациями крупнейших аукционов. Это выгодное инвестиционное вложение. Неуклонно дорожают и произведения мастеров-авангардистов, которые сейчас можно купить по сравнительно доступной цене. Для этого, кстати, необязательно лично являться на аукционные торги, они сейчас проводятся онлайн. Такую возможность предоставляет сайт VeryImportantLot, популярный у инвесторов и коллекционеров.

Авангардизм – это такая штука, о которой знают все, но мало кто ее понимает. Это, действительно, отчасти в нем заложено. Даже с названием тут неразбериха – и авангардизм, и модернизм, а некоторые даже всерьез называют все это модерном.

Сразу скажем, что последний, хоть и связан косвенно с историей авангардизма, никакого отношения к нему не имеет – это вполне конкретный стиль в искусстве и архитектуре конца 19–начала 20 вв. Мы будем использовать термин «авангардизм», т.к. он лучше выражает, на наш взгляд, смысл явления – в нем слышны бескомпромиссность, пафос борьбы и устремленность к новому.

Коротко определить, что такое авангардизм, так же трудно, как дать определение любви. В обыденной жизни все как-то обходятся интуитивным ощущением – если не похоже на старый добрый реализм, если ничего не понятно — значит, это авангардизм. На самом деле это не всегда так. Допустим, работа Ральфа Гоингза «Обед Ральфа». Это образец фотореализма – похоже на реальность, а все-таки авангардизм:

В принципе, можно сказать, что авангардизм – это совокупность всем известных течений и практик с начала 20 века до 70-х годов: футуризма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма и т.д. Это, конечно, не ответ на вопрос, но, по крайней мере, очерчивание описываемой территории. Самое же главное, что нужно иметь в виду, общаясь с этим явлением: авангардизм – не искусство, или не только искусство. Это некий род творческой деятельности, являющийся и искусством, и политикой, и философией, и публицистикой, и наукой, и религией и еще много чем. Цель этой деятельности – построение утопии путем радикального изменения мира, для чего нужно радикально изменить сознание населения.

Именно поэтому авангардизм применяет такие тяжелые методы, как шок, эпатаж и скандал – так надежнее и быстрее пробиться к сознанию — а отнюдь не потому, что так легче прославиться, в чем часто обвиняют авангардистов. Задача авангардиста – все время держать потребителя в напряжении, мучить его мозги и душу, заставлять их работать и задаваться при взгляде на очередное произведение вопросом: «Что это такое?»

Марк Ротко «Без названия»:

Отсюда вытекает, что каждое следующее произведение и направление должно быть новее, необычнее и мучительно непонятнее предыдущего. Именно это заставляет авангардистов так резко рвать с традицией «нормального» искусства, уходить от традиционных средств и материалов и применять нетрадиционные.

Тезис «если никто так не делал, то я это сделаю» становится одним из главных в авангардизме. Если раньше художник создавал произведения, то француз С. Бен сам становится своим произведением и выставляется в галерее с плакатом «Смотрите на меня – этого достаточно». Если раньше художник писал обнаженную натуру, то Ив Кляйн пишет обнаженной натурой:

Если раньше произведение было чем-то неизменным и постоянным, то кинетист Жак Тингели создает движущиеся произведения.

Так что необычность, свойственная произведениям авангардистов – качество вполне второстепенное и отражает более существенные вещи. Еще одно следствие такого подхода к творчеству – авангардистским произведением может быть все.

Слово или дело

Приведенные примеры позволяют заметить, что «чистые» авангардистские работы – а упомянутые работы именно таковы — легко можно заменить их описанием. Действительно, сами по себе произведения в авангардизме не так уж важны (профессионалам вполне хватает их описания) и существуют лишь как фиксация идей. Но художникам приходится иметь дело с косной и туповатой публикой, поэтому они вынуждены доводить свои идеи до материала. Все-таки авангардисты работали прежде всего со смыслами, а не с формами.

В среде концептуалистов ходила такая схоластическая байка. Предположим, в кафе сидит нищий, больной, голодный и, при этом, самый гениальный художник всех времен и народов. Он заказывает стакан воды – на большее нет денег – и, обмакивая в нее палец, рисует на салфетке самое гениальное за всю историю человечества произведение. После чего мгновенно умирает. Подходит официант и успевает заметить произведение прежде, чем оно высохло. Вопрос – было ли создано это самое гениальное произведение? Уверенный ответ – было, потому что официант может его описать, т.е. идея произведения сохранилась. Вообще, надо сказать, что создание и потребление произведений авангардизма – это очень захватывающий процесс.

Хорошее или плохое

Уничтожив традиционные принципы создания и функционирования искусства, авангардисты тем самым, уничтожили и критерии его качества. Раньше все было понятно – если помидор на холсте неотличим от помидора на столе – это хорошее произведение. Если же помидор содержит еще и нравоучительный смысл, то это очень хорошее произведение. А как оценивать то, что производят авангардисты, если все, от процесса стояния под дождем до самоубийства, может быть произведением? Очень просто — по релевантности тех идей, которые оно фиксирует. Причем по релевантности для развития и самого авангардизма, и общества. Этот же критерий определяет и то, кого можно называть авангардистом – ведь понятно же, что намазать на холсте квадрат черного цвета или выкопать большую яму может каждый. Просто не каждый умудрится сделать это так, чтобы подобные незатейливые действа обладали смыслами.

Несмотря на то, что авангардизм – это не совсем искусство, совсем не искусство и, временами даже антиискусство, людей, работающих в этом суровом жанре, часто называют художниками. Ну, так повелось. Все-таки авангардизм вышел из искусства, из той художественной ситуации, которая сложилась в конце 19 века. Из плавильного котла, в котором булькали поздний импрессионизм, пост- и неоимпрессионизм, символизм, модерн во всех его вариантах и поздний романтизм. Неистребимую жажду жизнестроительства авангардизм тоже приобрел у художников – у романтиков. У них же он взял образ гордого, одинокого и непонятого пророка-творца, противостоящего толпе поносящих его профанов.

И еще — всю свою историю авангардизм вел с искусством диалог, тональность которого простиралась от нецензурной брани до разговора на равных.

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q. Аббревиатура обозначает «Представляю, как хорошо у тебя в ж*пе, дорогая»:

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн. Таки чувствуются традиции раннего Ренессанса:

Не нервируй меня, Муля

Как всякие строители утопии и, следовательно, обладатели истины в последней инстанции, авангардисты в профессиональном общении были, как правило, людьми тяжелыми и нетерпимыми. Общение между разными направлениями напоминало непримиримую вражду раннехристианских сект и иногда доходило до банального мордобоя, чем особенно отличались сюрреалисты. Когда Тео Ван Дусбург, соратник создателя неопластицизма — Пита Мондриана, предложил последнему использовать не только угол в 90 градусов, как предписывалось каноном, но и в 45 градусов, Мондриан объявил его еретиком и порвал с ним всякие отношения. Мондриана можно понять – угол в 45 градусов – это высшая духовная подлость, и гаже этого мир ничего не видел.

Пит Мондриан. Композиция с красным, желтым, синим и черным. Это правильный неопластицизм:

Тео Ван Дусбург. Контркомпозиция XIV. А это неправильный, подлый неопластицизм:

Но когда тот же Мондриан приехал в Баухаус, то Кандинский, преподававший там, распорядился не пускать его на территорию школы. А когда тот поселился неподалеку с целью проводить семинары, Кандинский объявил студентам, что того, кто будет бегать к Мондриану, немедленно отчислят. Слишком уж разные у Мондриана и Кандинского были взгляды на творчество.

Василий Кандинский. Композиция 8. Сразу видно, что Мондриану не место в Баухаусе:

Мама, мама, как я буду жить?

Откуда вообще взялась у авангардистов эта идея переделки искусства, а вслед за ним и мира? Этот тренд в конце 19 – начале 20 вв. существовал не только в художественной среде. Ощущение того, что старый уютный мир заканчивается, остро переживалось элитами. Тут и превращение классического капитализма в империализм. И косяком пошедшие новые страшные виды вооружения, и как следствие — новый, жуткий характер войн, похоронивший миф о гуманизме как основе европейской цивилизации. И научные открытия, разрушившие крепкие и устоявшиеся представления о мире. Дарвин сообщил, что человек произошел от обезьяны, а не от Бога. Ницше — что Бог умер. А Фрейд – что ад внутри нас. Эйнштейн все это добил своим релятивизмом.

Переделкой мира занималось большое количество людей и за пределами художественных группировок — достаточно вспомнить разного толка многочисленных революционеров. Художники же чувствовали не только то, что старый мир рушится, но и то, что отражать изменяющуюся действительность старыми средствами уже не получается.

Чем сердце успокоилось

Утопию авангардизм, конечно, не построил. И слава Богу – как всякая утопия, она скорее всего была бы ужасна. Но в изменении мира в лучшую, как ни странно, сторону он поучаствовал сильно – мир стал более открытым, свободным и веселым. У авангардизма были для этого возможности – несмотря на всю непонятность для широких масс этого рода деятельности, миф об авангардисте, раскованном и парадоксальном, таки действовал этим массам на мозги.

Вообще в 20 веке художник-авангардист был культовой фигурой, наряду с другими культурными культовыми фигурами — киноартиста и рок-звезды. А уж без формальных решений авангардизма, как раз менее ценимых им, представить современный мир вообще невозможно. Все современные языки — архитектуры, дизайна, рекламы, оформительского искусства — созданы авангардизмом.

(или Авангардизм)

(фр. avant-garde)

название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.

☼ термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.

В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцентризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учений. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории.

К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., «бурж.», «академическим»; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. «прямого» (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.

Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.

Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.

— По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: Футуризм, Конструктивизм, супрематизм, лучизм, «аналитич. искусство», конкр. поэзия, конкр. музыка, Кинетическое искусство, Концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства (см. Абстрактное искусство), наивное искусство, Сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.

— В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: Кубизм, конструктивизм, «аналитич. искусство», кинетизм, Поп-арт, Оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), Боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. Символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, Хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.

— Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, «аналитич. искусство» с его принципом «сделанности» произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (Дадаизм, сюрреализм, лит-ра «потока сознания», алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).

— В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими «находками» обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.

— По отношению к полит. движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.

— С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.

Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он

— показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;

— довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;

— экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;

— способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).

Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) «худож. культуры» в основном по следующим направлениям:

1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека;

2) в создании супертехнизированных шоу;

3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.

Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного ностальгически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.

В.В. Бычков.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Авангард в Википедии
Авангард в Викицитатнике
Авангард в Викитеке

Русский

В Викиданных есть лексема авангард (L82992).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. аванга́рд аванга́рды
Р. аванга́рда аванга́рдов
Д. аванга́рду аванга́рдам
В. аванга́рд аванга́рды
Тв. аванга́рдом аванга́рдами
Пр. аванга́рде аванга́рдах

а·ван-га́рд

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -аван-; корень: -гард- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. военн. передовой отряд; части, находящиеся впереди основных сил армии или флота ◆ Авангард французских войск наткнулся на разведку противника.
  2. перен. передовая часть в каком-либо общественном течении, направлении и т. п. ◆ КПСС называла себя авангардом рабочего класса.
  3. перен. авангардистское искусство ◆ Шагал был одним из виднейших представителей художественного авангарда.

Синонимы

  1. ?
  2. авангардизм

Антонимы

  1. арьергард
  2. арьергард

Гиперонимы

  1. отряд
  2. часть
  3. направление

Гипонимы

  1. ?
  2. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: авангардизм, авангардист, авангардистка
  • прилагательные: авангардистский, авангардный
  • наречия: авангардно

Этимология

От франц. avant-garde «передовой отряд». Русск. авангард, раньше также авангва́рдия — то же, встречается со времени Петра I. Первое — непосредственно из франц., последнее — через польск. awangwardja, awangarda. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • в авангарде
  • второй русский авангард

Перевод

передовой отряд

  • Английскийen: vanguard, (устар.) avant-garde
  • Болгарскийbg: авангард м.
  • Латинскийla: primum agmen, acies prima, praecursores, antecursores
  • Македонскийmk: авангарда ж.
  • Немецкийde: Avantgarde ж. =, —
  • Польскийpl: awangarda
  • Португальскийpt: vanguarda
  • Украинскийuk: авангард м.
  • Французскийfr: avant-garde ж.
  • Чешскийcs: předvoj м., avantgarda ж.
  • Шведскийsv: avantgarde, förtrupp
  • Эсперантоиeo: avangardo

передовая часть в каком-либо общественном течении, направлении

авангардистское искусство

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Белорусский

а·ван·га́рд

Существительное, мужской род.

Корень: —.

  1. военн. авангард (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ?
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

От франц. avant-garde «передовой отряд».

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

    Болгарский

    Ед. аванга́рд
    Ед. об. аванга́рда
    Ед. суб. аванга́рдът
    Мн. аванга́рди
    Мн. сов. аванга́рдите
    Числ. аванга́рда
    Зв.

    а·ван·га́рд

    Существительное, мужской род, склонение 7.

    Корень: —.

  1. военн. авангард (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ариергард
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

  • существительные: авангардизъм, авангардист
  • прилагательные: авангарден, авангардистки

От франц. avant-garde «передовой отряд».

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

    Украинский

    варианты: аванґард

    а·ван·га́рд

    Существительное, неодушевлённое, мужской род.

    Корень: —.

  1. военн. авангард (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. ар’єргард
  1. ?
  1. ?

Ближайшее родство

  • прилагательные: авангардний, авангардистський

От франц. avant-garde «передовой отряд».

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

    Аванга́рд. Это слово связано прежде всего с армией: французское avant (передний) и garde (охрана) объясняют значение этого слова: «выставленное вперед охранение». Авангардистами называют и некоторых художников, а также всех, кто порывает с традициями, как бы уходит от остальных вперед. Хотя нередко оказывается, что авангардисты идут не вперед, а в сторону или вообще назад.

    Происхождение слова авангард в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

    аванга́рд

    Голландское – avant-guarde.

    Французское – avant-garde.

    Итальянское – avanguardia.

    В русском языке слово употребляется с начала XVIII в. Причем изначально была распространена форма «авангардия», которая являлась заимствованием из итальянского от avanguardia (или, по мнению некоторых исследователей, из польского –awangardja). Форма «авангард» возникла по аналогии с французским словом avant-garde из avant («раньше», «передняя часть») и garde («охрана, стража, гвардия»). Французское слово было также заимствовано немецким и английским языками.

    Таким образом, первоначально в русский язык слово попало с общепринятым значением «передовая часть отряда, передовая воинская часть». В современном русском языке слово «авангард» употребляется как в основном, так и в переносном значении «передовая, ведущая часть какой-либо группы, течения в различных видах искусств (например: «авангардная мода»)», которое возникло в середине XIX века.

    Родственным является:

    Чешское – avantgarda (авангард).

    Производные: авангардный, авангардист.

    Происхождение слова авангард в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

    Аванга́́рд. Сравните два слова: «авангард» и «арьергард». Оба они французские. «Гард» по-французски — «стража», «охрана». «Аван» (avant) значит «спереди», «до»; «арьер» (arrière) — «сзади», «назад». У нас эти слова получили значение: «передовые» и «тыловые» воинские части на походе.

    Происхождение слова авангард в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

    аванга́рд «передовой отряд», раньше авангва́рдия — то же, со времени Петра I. Первое — из франц. avant-garde — то же, последнее — через польск. awangwardja, awangarda; см. Смирнов 28.

    Происхождение слова авангард в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

    Аванга́рд. Заимств. из франц. яз. в Петровскую эпоху. Франц. avant-garde — сложение avant «впереди» и garde «стража, отряд». Авангард буквально — «выдвинутый вперед отряд для охраны остальных войск». Невоенное значение «передовой отряд какой-либо общественной группы» возникает в рус. яз. с 40—50-х годов XIX в. См. арьергард, гвардия.

    Происхождение слова авангард в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

    См. также: значение слова авангард в толковых словарях.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *