Ассасины. Крепости, самопожертвования и политические убийства

Содержание

Сегодня большинство людей, особенно геймеров, считает, что ассасины являются выдуманными персонажами, которые встречаются разве что в компьютерных играх. На самом деле это не так. Более того, ассасины берут свое начало еще с древних времен. В этой статье мы расскажем о них поподробнее, а также ответим на вопрос, существуют ли ассасины сейчас.

Кем были ассасины

Ассасины появились еще в Средние века. Под этим названием был известен рыцарский орден исмаилитов. Ордена ассасинов были основаны в восточных странах, а также в странах Средней Азии.

Вопреки расхожему мнению, ассасины не являются каким-то кланом, скорее, они были подобны японским ниндзя. Их нанимали для заказных убийств, однако они совершали убийства и на политической, и религиозной почве под воздействием «священной травы» гашиша, т.к. отличались крайним фанатизмом.

Сейчас сказать наверняка, существуют ли ассасины, довольно трудно. Однако теоретически это вполне возможно, ведь их кланы до сих пор сохранились. В частности, к ассасинам относят некоторых из представителей шиизма. Низариты в настоящее время проживают на территории Ирана, Сирии, Ирака.

Если вы хотите узнать, существуют ли на самом деле другие персонажи, рекомендуем ознакомиться с нашим разделом Существование различных существ.

23 октября на PlayStation 4 и Xbox One выйдет Assassin’s Creed: Syndicate — очередная часть ежегодного приключенческого сериала от Ubisoft. Образ ассасина, сложившийся в массовой культуре, совершенно сумасброден и далек от истины. Читайте о том, чем на самом деле занимался таинственный орден, кто в действительности придумал фразу «Ничто не истина. Все дозволено», как в этом замешан Курт Кобейн, и в чем Ubisoft оказались не хуже французских классиков.

Стереотипные представления об ассасинах в целом основаны на реальной истории религиозного ордена исламской секты низаритов. Мы собрали нетривиальные факты о них, после которых весь сеттинг вселенной Assassin’s Creed предстанет перед вами совершенно в ином свете.

Первой жертвой основателя ордена
стал его школьный товарищ

Хасан ибн Саббах, основатель ордена ассасинов по прозвищу «Старец горы», родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов. Показательно, что он был однокашником многих влиятельных и даже великих людей того времени, среди которых были Омар Хайям и Низам аль-Мульк, визирь в империи сельджуков.

Памятник Низаму аль-Мульку в Иране

Именно с Низама аль-Мулька началась история ассасинов как организации убийц. Бывшие школьные товарищи стали политическими соперниками, и в какой-то момент Хасан устранил противника: к нему был послан убийца, переодетый странником-дервишем, и визирь был убит прямо посреди своего роскошного дворца в окружении стражи и множества свидетелей.

Крепость Аламут, главный оплот ассасинов,
была захвачена ими без единой капли крови

Руины крепости Аламут

Когда Хасан ибн Саббах выбирал место для своей базы, он остановился на крепости Аламут близ Каспийского моря. Она действительно была практически неприступной для войск, но осаждать ее и не пришлось. Выдав себя за учителя и странника, будущий пророк подготовил почву для своей грядущей империи: большая часть местных жителей была обращена в его ярых последователей.

Однажды комендант крепости обнаружил, что ни единый человек не повинуется его приказам, и ему пришлось бежать, оставив свою вотчину. Так ассасины неожиданно заявили о своей независимости; после захвата Аламута ими было построено еще более сотни крепостей, а занятые ими территории по праву считались отдельным государством.

Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами

Ассасины были не совсем орденом тайных убийц. По современным представлениям их скорее можно назвать террористами, поскольку они предпочитали не столько скрытные операции, сколько громкие (и желательно кровавые) политические убийства, которые совершались при большом скоплении народа. Устранение важного деятеля было не столько самоцелью, сколько методом политического террора. Более того, многие из убийц не сбегали с места события, но оставались и яростно выкрикивали политические и религиозные воззвания к народу, до тех пор, пока не были схвачены или убиты охраной. Примечательно, что своими главными врагами ассасины провозгласили весь класс чиновников и бюрократов.

Фразу «Ничто не истина. Все дозволено»
придумали не ассасины

Существует мнение, что фраза служила ассасинам девизом во время крестовых походов. В действительности цитата принадлежит Берроузу и взята из его «Городов красной ночи». Более того, Берроуз не только был увлечен ассасинами, но и, насколько можно судить, передал этот интерес Курту Кобейну. Они записали совместный аудиорассказ «Они называли его священником» и планировали создать что-то подобное и об ассасинах. Смерть Кобейна помешала этим планам.

Ассасины и гашиш никак не связаны

Одно из расхожих мнений об ассасинах состоит в том, что они, во-первых, использовали гашиш в своих обрядах и тренировках, а во-вторых заслужили благодаря этому увлечению и свое название. Орден и вправду назывался «хашишины», но это связано либо с именем их лидера, Хасана, либо происходит от их уничижительного прозвища — «травоеды», то есть нищенствующие. Что же касается использования каннабиса в подготовке убийц, то это кажется весьма маловероятным:

«Если бы ассасины принимали гашиш, то их видения и галлюцинации сами по себе делали ненужным создание рукотворного «рая» с гуриями и реками вина. Многомесячное пребывание в чужом обличии требовало от ассасина огромного самообладания и выдержки. Они понимали, что неожиданное преждевременное разоблачение и совершение убийства для них могли закончится только неизбежной и очень мучительной смертью. Такие длительные и высокопрофессиональные действия не могли совершаться ни под действием гашиша, ни по принуждению, ни по приказу».

Отдельно по этой теории прошелся Эдди Иззард, показавший, насколько абсурдными были бы ассасины под гашишом:

Ассасины верили в сверхъестественного мессию,
который жил в их столице

Одной из центральных идей низаритов как секты было существование некоего «скрытого» имама, потомка Мухаммеда, который спасся от врагов и явит себя в качестве мессии. Саббах сумел убедить последователей, что лично высвободил «скрытого имама» из плена еще в младенчестве и даже сам воспитал божественное дитя, поселив в тайных покоях крепости. Низариты верили, что в Аламуте жил и пророк (то есть Саббах), и некий потусторонний посланник Аллаха. Последующие «Старцы горы» провозгласили этим сверхъестественным существом уже себя.

Претенденты отбирались по тому же принципу,
что и монахи в дзен-буддизме

Метод отбора претендентов в младшее звено ассасинов (фидаидов) напоминает способ отбора монахов в дзен-буддистские монастыри. Желающего стать орудием ордена встречали лишь закрытые ворота, он обязан был просидеть у них в ожидании несколько дней до тех пор пока сам глава общины не снизойдет до встречи. Все это время новичок подвергался унижению, угрозам и даже избиению со стороны старших. Выдержавшие это испытание допускались к следующим экзаменам. Идея подобной проверки при вступлении в сообщество была использована в «Бойцовском клубе».

Как минимум один европеец
действительно побывал в крепости Аламут

Низариты демонстрируют презрение к смерти

Этим человеком был Генрих, граф Шампанский. Именно ему мы обязаны рассказами о том, что люди Хасана готовы спрыгнуть с обрыва или зарезать себя ножом по одному лишь его велению. Самоубийство нескольких членов общины было продемонстрировано гостю с поистине театральным пафосом.

Ассасины активно занимались вымогательством

Придворная жизнь сельджуков

Знать турков-сельджуков и арабов была настолько напугана террором ассасинов, что даже в мирное время практически поголовно носила кольчуги. Единственным более-менее серьезным способом обезопасить себя было втайне подкупать «Старца Горы». Фактически, сложилась система, подобная рэкету: дворяне платили огромные деньги незаконной организации за «страховку от несчастного случая». Разумеется, единственной опасностью, от которой защищал страховой договор, были сами низариты.

Ассасины были побеждены монголами-крестоносцами

Сейчас это кажется удивительным, но когда-то степняки стояли на распутье в выборе религии и больше склонялись к христианству несторианского толка. Александр Невский в свое время даже побратался с сыном Батыя, который исповедовал христианство. В какой-то момент кочевники все же выбрали путь исламизации, но именно в период войны с ассасинами они развернули настоящую религиозную войну против мусульман. Этот поход был назван «Желтым крестовым походом» — его целью было освобождение Гроба Господня. Теперь такое трудно представить, но тогда монголы были восприняты как защитники христианской веры и крестоносцы стали их союзниками.

Монголы подошли к походу на Аламут и следующие за ним города Средней Азии с максимальной серьезностью. Были построены горные мосты и переправы, подогнаны осадные машины и даже китайские войска, вооруженные пороховым оружием. Таким образом, крепости ассасинов стали одними из первых сооружений, для взятия которых был использован порох.

Последняя крепость ассасинов сопротивлялась осаде 20 лет

Руины крепости ассасинов

Однако значительная часть ассасинов не сдалась даже после приказа их вождя и продолжала сопротивляться монгольскому нашествию. Самый невероятный случай — осада крепости Гирдсхук, которая длилась 20 лет (очевидно, монголам просто не удавалось пресечь тайные пути доставки продовольствия и снаряжения).

Двое из восьмерых повелителей ассасинов
были убиты своими же наследниками

Последним из «Старцев горы» стал Рукн ад-Дин Хуршах, который не только убил своего отца, чтобы занять его место, но и отдал Аламут и большую часть крепостей монголам практически без боя. Сам же Хуршах, сдавшийся на милость победителей, был ими впоследствии убит. Монголы пытались выдать это за несчастный случай, но у них, в отличие от ассасинов, в этом было гораздо меньше сноровки, и убийство получилось очень неаккуратным.

«Хуршах, молодой человек, унаследовавший власть от своего отца. Это был любитель вина и женщин, поощрявший интриги при своем дворе. Он мог бы еще долго сидеть в своем замке, но у него сдали нервы. Узнав, что ему лично обещана жизнь, он явился в 1256 г. в ставку Хулагу. Тот отправил его в Монголию, но Мункэ терпеть не мог изменников и приказал убить Хуршаха в пути».

Династия правителей ассасинов не прервалась
и существует до сих пор

Принц Карим Ага-хан IV на встрече с Владимиром Путиным

Принц Карим Ага-хан IV — мультимиллионер, духовный лидер низаритов и гражданин Швейцарии. Он получил прекрасное образование в Гарварде, лучше чувствует себя в Европе, нежели Азии и лично встречался с королевой Великобритании и Владимиром Путиным. Карим Ага-хан IV — прямой потомок последнего из «Старцев горы» и формально все еще наследник титула повелителя ассасинов.

Ассасины и тхаги-душители не только имели много общего,
но и знали друг о друге

Когда ассасины спасались от монгольского нашествия, буквально тысячи их сбежали в Индию, а значит, должны были столкнуться с другим подобным орденом — тхагами-душителями. До сих пор неизвестно, каким образом сложились их отношения и контактировали ли они вообще. Тхагов, также как и ассасинов, обвиняли в том, что в своих церемониях они использовали некий наркотик, называвшийся «сахар причастия» (гур). Считалось, что отведав этого «сахара» душители не могли противиться воле старейшин и бездумно шли убивать тех, кого им удалось выследить.

Тхаги — еще один религиозный орден убийц.

«Сахар причастия» тайного общества вполне мог стать прообразом лунного сахара и скумы из The Elder Scrolls, однако у этого наркотика есть еще один аспект, который может пролить свет на природу ассасинов и тхагов. Существует мнение, что дурманящее вещество — это вовсе не некая реальная субстанция, а метафора убийства как такового. Кроме лежащей на поверхности идеи о чисто садистском удовольствии есть и более глубокая концепция.

В жестком кастовом обществе Индии и в Персии, захваченной арабами, а затем тюрками, тайные общества убийц стали едва ли не единственным способом метафорически и метафизически взять этот мир и судьбу за глотку. Понятно, что человек, вошедший в орден убийц, сталкивался с еще более жесткой иерархией, но парадоксальным образом чувствовал себя освобожденным. Вчерашний выходец из крестьян или ремесленников внезапно оказывался в системе, которая занималась уничтожением элиты общества, которое он считал порочным и несправедливым. Причем большее удовлетворение приносило даже не само поведение хищника, а избавление от унизительного статуса прирожденной жертвы. Вот последнее и являлось тем самым дурманящим зельем, которое «Старец горы» подарил своим последователям.

Ассасины — это не только убийцы,
но и клуб богемных декадентов

В XIX веке в Париже существовал так называемый «Клуб Ассасинов». Это было литературное объединение дерзких, но популярных поэтов и прозаиков, в которое в том числе входили Бодлер, Дюма-отец, Гюго и Бальзак. Помимо экспериментов с давамеском эти столпы литературы прославились популяризацией образа ассасинов и Хасана ибн Саббаха, загадочного мистика и повелителя Аламута. Многие из клише, оставшихся в массовой-культуре, были созданы именно ими и с них же начинается традиция художественного искажения фактов о низаритах.

В каком-то смысле Ubisoft поддерживают и развивают мифологическую систему, которая будучи основанной на реальной истории, была дополнена вымыслом французских классиков и заядлых любителей гашиша.

Этот феномен средневекового мусульманского мира хорошо известен в Европе. Они пришлись ко двору ко времени расцвета ориентализма в XIX веке. Обросли многочисленными легендами. Стали объектами масс-культуры в XX и XXI веках. Одно из их названий перекочевало в английский как имя нарицательное и обозначает там политического убийцу. Именно об этой примечательной секте и пойдет наш сегодняшний разговор.

Истоки

История ислама – это перечень расколов, больших и не очень. Все началось в 632 году, когда умер Мухаммед – мусульманский пророк и основатель этой религии. У вдохновленных и объединенных усопшим арабов основные завоевания и успехи были еще впереди. Но вначале им требовалось преодолеть первое серьезное испытание – дележ наследства.
Сразу же начались выборы халифа, который возглавил бы всех мусульман, и продолжил экспансию. Не без интриг, ругани и давления, в этом процессе победило племя курайшитов – первые 4 халифа были как раз из их числа. Дела последнего из них – Али ибн Абу Талиба – шли не очень хорошо. Многочисленные бунты и гражданские войны его доконали – в 661 году Талиб был свергнут Муавией ибн Абу Суфьяном, военачальником, незадолго до того завоевавшим византийскую Сирию.
Муавия возглавил Халифат, основав династию Омейядов. С этого началось глубочайшее и древнейшее противостояние исламского мира – борьба шиитов и суннитов. Если первые яростно ненавидели убийц Талиба, то вторые показали себя политическими реалистами, и сочли за благо примкнуть к победителям.
Краеугольным камнем шиитской идентичности была уверенность, что Мухаммед назначил своим преемником именно Талиба – даже не трех первых халифов. Сунниты, разумеется, считали иначе: халифом может быть не обязательно родственник Мухаммеда или Талиба. Обе стороны ссылались на хадисы – записанные высказывания Мухаммеда. И те, и те понимали и трактовали их по-своему – что давало возможность оформить базу для раскола на века и тысячелетия.
Дальше расколы продолжались во всех направлениях, но нас интересуют именно шииты. В VIII веке они наступили на те же грабли – не смогли урегулировать вопрос о наследстве. В ходе очередной свары обошли законного претендента на наследование звания шиитского имама – Исмаила. Тот, разумеется, стал центром притяжения для группы недовольных. А через несколько лет умер при загадочных обстоятельствах.

Многим шиитам все это живо напомнило историю с убийством Талиба. От шиитов откололась новая группа, назвавшаяся исмаилитами – в честь то ли убитого, то ли самостоятельно умершего Исмаила. Но и это был не конец – в конце XI века исмаилиты вдрызг разругались между собой – причиной стали… да, вы угадали, вопросы наследования. После гражданской войны исмаилиты раскололись на последователей аль-Мустали (мусталитов) и последователей Низара – низаритов. Последние и есть знакомые нам ассасины.

Ассасины: начало

Первые годы государства низаритов безоблачными назвать было сложно. Персидская община, возглавляемая Хасаном ибн Саббахом, подвергалась гонениям со стороны суннитов-сельджукидов. Требовалась надежная база – центр операций, который нельзя будет взять без серьезного напряжения сил.
Им стал Аламут – сильная горная крепость на территории сегодняшнего Ирана. Выгодное расположение на утесе, отличная наблюдаемость всех подходов к твердыне. Огромные склады с провизией, глубокое водохранилище – это было не единственное, за что полюбился Аламут ибн Саббаху. Возможно, даже важнее было население вокруг крепости – это были, в большинстве своем, исмаилиты.
Внутри Аламута находился сельджукский наместник, но не простой, а склонявшийся к исмаилизму. Словом, идеальный объект для воздействия. Ибн Саббах мог только благодарить Аллаха за такой подарок – в 1090 году наместник сдал крепость за взятку в 3000 динаров.
Это, впрочем, было только начало – получив базу, низариты тут же принялись захватывать окрестные поселения. И, самое главное, любые мало-мальски пригодные крепости. Этого им, кстати, показалось мало, и ассасины принялись активно возводить свои. Хасан понимал, что рано или поздно сельджуки разберутся с текущими делами, и займутся им всерьез. Занятие же каждой крепости в сложных горных условиях усложняло задачу его разгрома.

Стратегия выживания

Ибн Саббаха волновало выживание общины. Шансов победить сельджуков в прямом столкновении у него не было. Если враг соберется с силами (что в Средневековье, правда, могло занимать довольно много времени), низаритов сомнут. Поэтому Хасан пошел по другому пути.
Во-первых, он основал учение «Дават-и-джадит» — «призыв к новой вере». Он использовал как шиитскую ненависть к суннитам, так и не до конца растворенную арабами персидскую идентичность. Сельджуков – чужаков и последователей неверного течения ислама – надо было вышвырнуть из Ирана. И, благодаря проповедникам ибн Саббаха, эту мысль поддерживал каждый житель контролируемых низаритами земель.
На этой базе набирались фанатичные добровольцы. Их называли «фидаями» – то есть «жертвующими». Правильно обрабатываемые проповедниками ибн Саббаха, они были готовы наносить самоубийственные удары. Готовность погибнуть во имя правого дела расширяла спектр тактических возможностей – фидаям не требовалось продумывать отход, что упрощало организацию атак.
Мало того, согласно концепции ибн Саббаха, отход только вредил. Его логика была проста: «Мы окопались в горном регионе. Сковырнуть нас с ходу не получится, поэтому противнику понадобятся значительные силы. Их надо будет собрать и обеспечить припасами для долгих осад. Все это займет время. И мы им воспользуемся».
А дальше особенности Средневековья диктовали ибн Саббаху отличный выход. В отличие от современных регулярных армий, в феодальной реальности XI века гораздо более многое зависело не только от умений командного состава, но и от авторитета. И систематическое устранение командиров наносило армии гораздо больший урон, чем сегодня.
Не менее важным было убивать демонстративно – средь бела дня, при крупном скоплении народа, невзирая на охрану. Сам факт того, что ассасина мало волновала собственная жизнь, вкупе с тем, что такие убийства происходили регулярно, был серьезным психологическим ударом. И даже обстоятельно подготовленные кампании против низаритов или теряли в ударной мощи, или не начинались вовсе.
Хассан ибн Саббах
Уже в 1092 году ибн Саббах проверил свои выкладки на практике. Тогда сельджуки устроили крупный поход и осадили Аламут. Что стоило жизни султанскому визирю, а также двум его сыновьям, попытавшимся отомстить. Через месяц внезапной смертью умер сельджукский султан. Если это и было убийство, то точно не в стиле низаритов – те предпочитали демонстративный подход. Результатом, в любом случае, стала гражданская война в стане сельджуков, и от секты ибн Саббаха отстали.
Но многие приписывали смерть султана низаритам. Что только шло им на пользу – ведь страх всегда можно превратить в оружие. Убийства средь бела дня продолжались. Авторитет ассасинов возрос, и вскоре за их деятельность стали принимать вообще любое политическое убийство в регионе. Что резко убавляло у любого «сильного человека» желания вообще лезть в это осиное гнездо.

Мнимые наркоманы

Европа узнала об ассасинах из рассказов путешественников. Её мало интересовали сложные взаимные претензии внутри мусульманского мира. Зато романтизированный образ низаритов заходил «на ура».
Особенно популярна была история про «старца горы», который набирал молодых людей в свой орден и якобы использовал гашиш, чтобы показать неофитам «ворота в рай». Те верили и были готовы наносить самоубийственные удары тем, на кого покажет «старец горы». Образованное от «гашиша» слово «хашшишин» трансформировалось в европейское «ассасин».
Все это, конечно, не так – регулярное употребление гашиша сделало бы из члена секты жалкого наркомана, а не холодно выжидающего удобного момента убийцу. Нет ничего о наркотиках ни в исмаилитских источниках, ни у их врагов-суннитов. Хотя само слово «хашшишин» раньше всего встречается именно там.
При этом сами сельджуки отлично понимали, что шиитам с их традицией мученичества, восходящей еще ко временам Талиба, не нужен гашиш, чтобы массово жертвовать собой. Вероятно, отсылка к этому наркотику была метафорой, обозначающей «изгоя общества», которыми старались представить низаритов сунниты, а не буквальных наркоманов. А европейцам все эти тонкости были не так важны, как еще один красивый миф в копилку ориентализма.
Монголы штурмуют Аламут

Финал

Государство низаритов просуществовало более двух сотен лет. Для исмаилитской общины среди бурного океана недружественных сил это не просто много, а очень много. Сгубило ассасинов нечто совершенно ультимативное – то, чему не могли противостоять и куда более могущественные силы. Этим роком судьбы стали монголы, уничтожившие государство низаритов в середине XIII столетия. Это нашествие сильно изменило регион. Ассасины сумели сохраниться как религиозная группа, но места для нового государства по образцу ибн Саббаха в этом регионе уже не было.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *