АНАРХИЯ

6 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Когда босс отсутствует на работе, в среднестатистическом офисе начинается разброд и шатания.

Сотрудники гуглят котиков, обсуждают дела семейные, единственный кто работает – кофемашина.

В череде задушевных разговоров и чаепитий обязательно кто-нибудь произнесет глубокомысленно: «У нас сегодня анархия – мать порядка!».

Слово всем знакомое, но подлинное его значение покрыто мраком. Выясняем, что такое анархия – искореняем хаос в собственной голове.

Анархия: что это такое

Слово «анархия» имеет древнегреческие корни, ἀναρχία переводится как «безвластие», «безначалие». Этот термин используется в нескольких значениях.

  1. Ситуация (гипотетическая), когда государство с его властными институтами упразднено, построено безгосударственное общество.
  2. Отсутствие лидера или государственной власти в определенный момент времени.
  3. Состояние хаоса, неразберихи, произвола, возникающих в результате отсутствия или бездействия властных структур (или если начальство в командировке).

В обыденном понимании анархия – это синоним беспорядка, зачастую совмещенного с беззаконием, насилием.

Такое представление не отражает истинной картины и попросту некорректно.

Когда говорят об анархии, имеется в виду не отсутствие власти как некоей управляющей компании. Подразумевается отсутствие господства, навязывания, управления сверху.

Анархизм и его принципы

Анархические идеи получили развитие в социально-политическом учении с философским уклоном – анархизме.

Впервые о нем заговорили в середине 19 века, когда Пьер-Жозеф Прудон, автор знаменитого высказывания «Анархия – мать порядка», написал трактат «Что такое собственность».

Анархизм – это учение, посвященное вопросам построения справедливого и свободного безгосударственного общества.

Это широкий диапазон идей, иногда противоречащих друг другу. Но есть базовые принципы, более-менее устраивающие всех приверженцев анархизма.

  1. Отсутствие власти в лице человека или группы лиц, которые принуждают к чему-либо, навязывают свою волю. Неприемлема даже демократия (это как?) как форма правления.
  2. Свобода от принуждения. В любых проектах люди должны участвовать без давления со стороны. Только личная заинтересованность!
  3. Свобода ассоциаций – равноправных объединений, создаваемых группами людей.
  4. Разнообразие, на котором основывается человеческое бытие – залог максимально полноценной жизни индивидуума в обществе. Оно приводит к практической невозможности контроля за людьми.
  5. Сотрудничество и взаимопомощь, коллективное взаимодействие: люди трудятся сообща, а потому – более эффективно.
  6. Равенство, понимаемое как отсутствие иерархии (что это?). Все члены общества имеют равные возможности для удовлетворения своих потребностей в различных жизненных сферах. У каждого имеется доступ ко всем благам, научно-техническим достижениям – ровно такой же, как у соседа.
  7. Братство, подразумевающее, что никто не имеет права ставить себя выше других – свои потребности, интересы, «хотелки».

В целом анархические принципы схожи с коммунистическими (это как?), но не стоит путать понятия «анархизм» и «коммунизм».

Несмотря на точки пересечения, анархизм отрицает все виды власти и государство как таковое. Внедрение же коммунизма связано с укреплением государства в лице диктатуры пролетариата (что это?).

Знаки анархии

Анархические идеи примечательны символикой – колоритной, известной по фильмам о временах Гражданской войны и по новостным репортажам об уличных беспорядках.

Они популярны у посетителей тату-салонов, которые не всегда дают себе отчет, что означает тот или иной знак анархии, наносимый на тело.

Один из самых популярных символов – буква «А» в круге: переплетение заглавных «А» (с нее начинается рассматриваемое нами слово) и «О» (от французского «ordre» – порядок). Получается прудоновское «Анархия – мать порядка».

Известность этого символа возросла в 1970-е с развитием панк-движения. Именно тогда буква «А» в круге «пошла в массы». Тату с таким изображением призвано указывать на свободолюбие, нежелание подчиняться устоявшимся традициям, независимость от мнения окружающих.

Другой известный анархический символ – черный флаг, как противопоставление белому цвету, считающемуся традиционным цветом монархии (это как?), а также цветом капитуляции (белый флаг показывали, сдаваясь на милость победителя).

У анархистов помимо черного флага используются другие сочетания – в зависимости от разновидности учения. Так, черно-красное полотнище символизирует анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, черно-зеленое считают «своим» эко-анархисты.

Неспроста на местах своих злодеяний бандиты, преследуемые Глебом Жегловым в известном фильме, рисовали черную кошку. Это животное стало одним из анархических символов (особенно он близок анархо-синдикалистам), изображалось с выгнутой спиной и выпущенными когтями.

Есть у анархистов и другие, менее известные знаки: деревянный башмак (символ саботажа рабочих), черная роза (используется анархистами-книгоиздателями), Веселый Роджер (пиратский флаг с черепом и костями).

Кто такой анархист

Так называют приверженца анархии, считающего ее наилучшей формой взаимодействия людей.

Анархисты считают, что нужно отказаться от управленческого аппарата. На место принуждающего властного начала должен прийти принцип «инициативы снизу», когда люди сами станут решать насущные вопросы: общественные – коллективно, личные – индивидуально.

Для решения глобальных проблем предлагается создание федеративных сообществ снизу вверх – и так до всемирного уровня. Здесь не обойтись без представительства, но это будут просто делегаты (решать что-то за выдвинувших их людей они не смогут).

Многие считают, что анархисты – это агрессивные бандиты с платками на лицах, призывающие к беспорядку и насилию, организаторы уличных беспорядков под черными флагами.

Действительно, сторонники таких методов имеются. Государство видится как агрессор, а насилие против агрессора считается у них оправданным. Но это очень поверхностное представление: многие сторонники анархии предпочитают мирные способы отстаивания убеждений.

Анархисты разных стран сыграли большую роль в борьбе рабочих за свои права, активно проявили себя в социалистических революциях, внесли весомый вклад в антифашистское движение.

Во время Второй мировой войны в странах, оккупированных Третьим Рейхом, действовали партизаны-анархисты.

Многоликий анархизм: виды и направления

Анархисты, выступая против власти как принуждающей силы, по-разному трактуют, что считать за принуждение – в зависимости от конкретного направления.

Единого мнения об устройстве идеального человеческого общества и о том, какими путями достичь анархического идеала, среди них нет.

Приверженцы анархо-индивидуализма ставят в центр личный интерес и считают, что он не должен ограничиваться коллективом или властным органом.

Право свободно распоряжаться собой, присущее каждому от рождения – наиглавнейшее перед другими «посторонними» факторами (такими как идеология, социальные устои, т.д.). В отличие от анархистов иных направлений, индивидуалисты ратуют за частную собственность (это как?).

Выделяется нетривиальное направление индивидуалистического анархизма, основанное немецким философом Максом Штирнером – эгоизм. В центре внимания здесь – человек, взаимодействующий миром с точки зрения удовлетворения собственных потребностей.

Он имеет право делать то, что ему нравится, невзирая на государственные, божественные, моральные нормы.

Анархист Штирнер считал, что общество как таковое – всего лишь иллюзия, есть только «единичные личности», на основе уважения силы друг друга образующие «союзы эгоистов».

Социальный анархизм, в противовес индивидуалистическому, призывает к отказу от частной собственности, базируется на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи.

Среди сторонников этого направления нет единства, их пути-дороги разошлись, породив несколько течений.

  1. Коллективистский анархизм (его еще называют революционным). Связан с деятельностью Михаила Бакунина – сторонника революционного преобразования общества, коллективизации частной собственности.Денежное обращение предполагалось сохранить (это стало поводом для критики сторонников Бакунина другими социал-анархистами, считавшими, что деньги – это зло). Зарплату планировали выплачивать исходя из времени, затраченного на труд.
  2. Анархо-коммунизм. Общество, сформированное из самоуправляющихся коммун и общин, в которых процветает прямая демократия (никаких депутатов!). В ходу только коллективные средства производства, денежная система ликвидирована – вот идеал, к которому нужно стремиться.Согласно концепции Петра Кропоткина, теоретика направления, всю работу люди станут выполнять добровольно, потому что осознают «приятность» общественного владения предприятиями. Впрочем, кое-кто из приверженцев этого направления протестовал против даже такой демократии, видя в ней намек на государственность.
  3. Анархо-синдикализм, сосредоточившийся в большей степени на рабочем движении. Главная сила, на которую возложены радикальные общественные преобразования – профсоюзы (это что?). И далее по плану: отказ от наемного труда, уничтожение частной собственности, установление системы самоуправления рабочих. Образованные союзы должны принимать решения всем коллективом на общих собраниях.
  4. Отчасти одним из течений социального анархизма является мутуализм – порождение массовых движений английских и французских рабочих в 18 веке. Основывается на взаимопомощи, свободе ассоциаций, добровольных контрактах и федерализме.

С последователями Бакунина и Кропоткина не согласны приверженцы анархо-капитализма (его еще называют анкапом).

Выступая за свободные рыночные отношения, построенные на добровольных началах, и свободно создаваемые ассоциации, они уверены, что только так можно достичь идеального социального устройства, при котором воцарится стабильность при отсутствии государственной власти.

Анархо-феминисты в качестве главной проблемы общества рассматривают патриархат, ведь на нем базируется традиционная концепция семьи и государства.

Представители зеленого анархизма акцентируются на проблемах окружающей среды, критикуют современные технологии и заодно – анархистов других направлений.

Они пропагандируют возвращение к истокам, воссоединение с окружающей средой, выступают за создание небольших экопоселений. Среди «зеленых» анархистов есть сторонники возвращения к образу жизни древних охотников и собирателей (анархо-примитивисты).

Анархисты одновременно могут быть сторонниками нескольких течений. Например, известный практик этой идеологии, Нестор Махно, заявлял о своей приверженности идеям Бакунина и Кропоткина.

Анархия на практике: возможна ли

Анархические постулаты (это что?) заманчивы: жизнь без принуждающего начала кажется раем. Возможно ли построение подобного в реальности, или это утопия?

Анархию принято считать не моделью государственного устройства, а философской системой. Однако попытки выстраивания анархических сообществ в истории случались.

  1. Парижская Коммуна, возникшая в 1871 году. После свободных выборов у руля оказался совет коммуны, который так и не сумел выработать четкой программы действий. В него вошли представители нескольких течений, не имевшие опыта для решения подобных вопросов.

    В основном это были успешные агитаторы. Когда дело коснулось финансов, продовольствия, военных действий, выяснилась их полная несостоятельность. Анархия стала не матерью порядка, а напротив – породила хаос. Коммуна пала под натиском правительства.

  2. Вольная территория, созданная на Украине Нестором Махно и просуществовавшая с 1918 по 1921 годы. Махно захватил территорию, на которой проживало 7 млн человек, и попытался выстроить общество, управляемое рабочими и крестьянскими Советами.

    Решения по важнейшим вопросам принимались общим голосованием. На селе анархическая модель оказалась более-менее жизнеспособной, но в городе провалилась.

    В целом Нестор Иванович уставил деспотичную власть и даже печатал банкноты с изображением своего лика. Вторжение Красной Армии прекратило этот эксперимент.

  3. Провинция Шинмин, объявленная в 1929 году независимой от Китая в результате активных действий корейской коммунистической федерации анархистов.

    Здесь была создана свободная ассоциация многоуровневых местных советов, которые, принимая независимые решения, по финансовым, хозяйственным и другим важным вопросам сотрудничали друг с другом. В 1931 году этой области была отменена.

На Земле и сегодня есть место, где построено общество, по многим параметрам подходящее под анархическое. Это Зомия – труднодоступная гористая и лесистая местность с населением в 100 млн человек, включающая территории нескольких азиатских государств.

Здесь проживают самоуправляемые этнические меньшинства, сохранившие свою самобытность. Местные горцы хранят равенство в своих сообществах и противостоят государственному вторжению в их жизнь.

Есть мнение, что в ряде стран (как правило, с невысокой плотностью населения) отмечаются признаки анархического устройства.

Например, в Швейцарии сложилась мощная система местного самоуправления, где каждый прежде всего – гражданин своей коммуны, потом кантона, и только затем страны.

Краткое резюме

Анархия – не просто утопическая идея бунтовщиков-фантазеров. Это продуманная идеология с собственными принципами, с множеством концепций и направлений.

И хотя реализовать ее в полной мере невозможно (по крайней мере, на данной стадии развития цивилизации), анархизм показывает направления, в какую сторону следует размышлять и развиваться.

Заинтересовавшись анархическими идеями, имеет смысл не рисовать на заборе букву «А» в круге или глубокомысленно выкрикивать фразу про «мать порядка», а начать с изучения трудов известных анархистов. С пользой для общего развития!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

В словаре Даля

ж. греч. отсутствие в государстве или общине главы, устроенного правления, силы, порядка; безвластие, безначалие, многобоярщина, семибоярщина. Анархический, анархичный к анархии относящийся. Анархист м. анархистка ж. заступник, покровитель, любитель безначалия, смут, крамол.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: ана́рхия

В словаре Д.Н. Ушакова

АНА́РХИЯ, анархии, мн. нет, ·жен. (·греч. anarchia).
1. Реакционная утопия, предполагающая возможность перехода к обществу, в котором нет государственной власти, без политической борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии и без диктатуры пролетариата.
2. Отсутствие власти, безначалие, беспорядок (·разг. ). В учреждении царит полная анархия.
• Анархия производства (полит. экон.) — отсутствие плана, сознательной организации в производстве, характерное для капиталистического строя.

В словаре Синонимов

безвластие, безначалие, бесконтрольность, беспредел, неразбериха, беспорядок, свистопляска, бестолочь, неорганизованность, безалаберщина, бестолковщина, стихийность, неурядица, беспредельщина, дым коромыслом

В словаре Синонимов 2

сущбезвластие, безначалие

В словаре Синонимы 4

безвластие, безначалие, беспорядок, неорганизованность, стихийность

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

и, мн. нет, ж.

1. Безвластие, отсуствие всякого управления. Анархический, анархичный — характеризующийся анархией, склонный к анархии.

2. Стихийность в осуществлении чего-нибудь, отсутствие организованности, полный беспорядок. Плановое хозяйство должно исключать анархию производства.

Анархизм (от греч. ἀ(ν) + ἄρχή — «без» + «власть») — система взглядов людей, выступающих за отсутствие правительства, руководства. Отрицание принципа власти. Политическая и социальная система, при которой индивид освобождается от государственной опеки.

Анархизм часто понимается в уничижительном смысле как синоним беспорядка, хаоса и дезорганизации. А антонимы анархизма — диктатура, порядок.

Отрицать авторитет и постоянно это пропагандировать называется анархизмом. Можно сказать, что анархизм — это вера, но иногда его считают идеологией.

Кто такой анархист?

Анархист — это член анархической организации, приверженец анархизма.

Себастьян Фор (французский анархист, педагог и журналист) определил анархистов следующим образом:

«Тот, кто отрицает авторитет и борется с ним, является анархистом».

Основные принципы анархистской идеологии

Анархисты уверены, что общество может быть организовано без применения власти. Но для этого должны осуществляться некоторые важные принципы:

  • отсутствие власти (когда один человек или группа навязывают своё мнение другим);
  • идеальное общество без принуждения (участие в социальных действиях должно быть мотивировано индивидуальной заинтересованностью, а не внешним давлением социума);
  • равенство и братство (отсутствие иерархии, все люди между собой равны);
  • свобода ассоциаций (все ассоциации имеют право на независимое существование с одинаковыми правами);
  • принцип взаимопомощи (работа в коллективе, а не по отдельности ведёт к наименьшим затратам усилий);
  • разнообразие (люди взаимодействуют более непринуждённо и свободно, также их деятельность сложнее контролировать, когда их жизни построены разнообразно).

Разница между анархизмом и анархией

Анархия является состоянием жизни без вмешательства правительства, механизмов и учреждений государства.

Анархизм — это политическая философия, целью которой является анархия; это политическая теория, целью которой является создание анархии.

Анархия — это способ существования, в то время как анархизм — это то, что происходит, когда люди, которые считают себя анархистами, собираются и начинают говорить.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет «услуги за услугу», они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем «навязанное» правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Символ анархизма

В разное время и в разных обществах анархизм имел разную символику. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них, самые яркие примеры.

Буква «А» в круге

Этот символ анархии — один из самых известных на данный момент. Этот знак был создан переплетением из заглавной буквы «А» и заглавной буквы «O» (вокруг первой).
Буква «А» была взята из слова «анархия» (она одинаково выглядит в большинстве европейских языков и в кириллице). А буква «О» произошла от слова «порядок» (от фран. ordre).

Чёрный флаг

С 1880 года чёрный флаг стал символом анархизма. Однако существует несколько объяснений этому символу. Во-первых, чёрный флаг объясняется как противоположность традиционному белому цвету монархии или (также) белому цвету флага капитуляции (когда показывался белый флаг как символ сдачи на милость победителя).

Во-вторых, существует теория о чёрном цвете флага как противоположность разноцветным флагам различных государств, как «антифлаг» какого-либо государства. Существует целое множество объяснений данному символу, и он остаётся по сей день одним из самых известных олицетворений анархизма.

Также этот флаг «развился» на несколько вариаций. Таким образом, можно встретить чёрный флаг с другими цветами (красным, жёлтым, зелёным, белым и другими), которые символизируют разновидности анархизма (например, чёрно-белый флаг для анархо-пацифизма, чёрно-жёлтый — для анархо-капитализма и др.).

Происхождение анархизма и «Анархия — мать порядка»

Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), один из основоположников анархизма, французский философ и политик, был первым, кто представил идею «анархического порядка» против традиционного «государственного порядка». Один из самых авторитетных теоретиков-анархистов, считается первым, кто назвал себя анархистом.

По его мнению, «государственный порядок» является причиной обеднения населения, повышенной преступности и многих других проблем социума, так как строится на насилии.

В то время как «анархический» даёт возможность получить гармонию личных и социальных интересов, справедливость в политике и экономике.

Знаменитая фраза Прудона «Анархия — мать порядка» была несколько перефразирована. В оригинале она звучит как «Свобода — не дочь, а мать порядка» («la liberté non pas fille de l’ordre, mais MÈRE de l’ordre»). Эта фраза была опубликовала в следующем контексте:

«Республика — это организация, с помощью которой все мнения и все виды деятельности, будучи свободными, народ, силой расхождения мнений и воли, думает и действует как единый человек.

В республике каждый гражданин, делая то, что он желает и ничего кроме этого, он непосредственно участвует в законодательстве и управлении, так же, как он участвует в производстве и обороте богатства.

Там каждый гражданин — король, ибо он обладает полной властью, он правит и управляет. Республика — это позитивная анархия. Это не свобода, подчинённая порядку, как в конституционной монархии, и не свобода, заключённая в тюрьме порядка, как было бы у временного правительства.

Это свобода, избавленная от всех его препятствий, суеверий, предрассудков, софизма, спекуляций, авторитета; это взаимная свобода, а не самоограничение свободы; свобода — не дочь, а мать порядка».
Пьер-Жозеф Прудон

Основные представители анархизма

  • Эмма Гольдман (писательница);
  • Ноам Хомский (лингвист);
  • Михаил Александрович Бакунин (философ и революционер);
  • Пётр Алексеевич Кропоткин (революционер-анархист и учёный);
  • Рудольф Роккер (публицист);
  • Эррико Малатеста (активист и писатель);
  • Пьер-Жозеф Прудон (политик и философ);
  • Нестор Иванович Махно (революционер);
  • Варлаам Асланович Черкезишвили (революционер);
  • Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт; философ);
  • Пётр Никитич Ткачёв (публицист);
  • Мария Исидоровна Гольдсмит (физиолог и психолог);
  • Уильям Годвин (журналист, писатель и философ).

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Разница между анархизмом и нигилизмом

Анархизм также часто сравнивают с нигилизмом. Нигилизм означает отказ от всех существующих доктрин и веры.

Анархизм считает, что сложившаяся политическая ситуация не способствует развитию качеств индивидуума и по этой причине её следует отвергнуть.

Смотрите также значение Нигилизм.

Анархизм был влиятельным движением за границей и появился в России с русскими эмигрантами в конце XIX века. Всего существовали три наиболее видных течения: бакунисты, лавровцы и ткачевцы.

Бакунизм связан с именем знаменитого анархиста М. А. Бакунина. Главными характеристиками этого направления считаются: абсолютная свобода личности и независимость общин мелких производителей, ликвидация частной собственности, уничтожение какого-либо государства; они боролись против марксистского учения о социалистической революции и формирования политических партий.

Для лавровцев приоритетом была серьёзная и длительная пропаганда, они думали, что социальная революция произойдёт лишь в отдалённом будущем.

Лидер ткачевцев — Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — утверждал, что посредством хорошо спланированного крупного террористического заговора можно совершить социальную революцию. Сторонники Ткачёва считали, что люди установят социалистический безгосударственный строй через революционную диктатуру.

После этих движений анархизм ослабевает до начала XX века. В 1903 году в Европе П. А. Кропоткин, В. Н. Черкезов (Черкезишвили), М. Гольдсмит и другие начинают публиковать журнал с анархистскими и коммунистическими идеями «Хлеб и Воля».

Большинство активных анархистов в 1904–1905 гг. поддерживали П. А. Кропоткина. «Хлебовольцы» (от «названия журнала «Хлеб и Воля») стали лидирующей группой анархистов-коммунистов на то время в Рос­сии.

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921)

Однако они отстаивали бескомпромиссную классовую борьбу, а также насильственную революцию для реализации социализма.

В конечном итоге из-за этой несогласованности с истинами анархистской идеологии народные массы были недовольны, и в апреле 1905 года рождается новая анархистская организация под названием «безначальцы». Они тоже начали печатать свои принципы и идеи («Листок группы «Безначалие», Париж, Н. Романов, М. Сущинский, Е. Литвин).

Безначальцы уже считали, что анархизм должен был выполнять эти принципы:

  • анархия;
  • коммунизм;
  • борьба с классами;
  • социальная революция;
  • интернациональная солидарность;
  • восстание с оружием;
  • нигилизм (свержение «буржуазной морали», семьи и культуры);
  • агитация «черни» (безработных, бродяг и т. д.);
  • отказ от взаимодействия с политическими партиями.

Потом образовался самый поздний вид анархизма — анархо-синдикализм (или революционный синдикализм). Для них приоритетом было объединение всех рабочих в синдикаты (в революционные рабочие союзы).

Они поддерживали классовую борьбу. И в отличие от социал-демократии, по их мнению, любые политические организации, политическое столкновение или причастность к буржуазным парламентам оказывали пагубное влияние на рабочий класс.
Главные идеи анархо-синдикализма были взяты из работ Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Российский анархист М. А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876)

Михаил Александрович Бакунин был известным революционером и основателем анархизма. В России он был ярчайшим представителем анархизма.

Михаил Александрович родился в семье богатого дворянина в Тверской губернии. В 1840 году он переезжает в Европу, где в 1844 году (в Париже) встречается с Карлом Марксом. Он постоянно переезжает из страны в страну, знакомится с революционными идеями, интересуется политэкономией и коммунизмом.

Но большое влияние на формирование мировоззрения Бакунина оказывают идеи Пьера-Жозефа Прудона (считается первым, кто назвал себя анархистом).

В 1847 году, после его первого публичного выступления против русского самодержавия, Бакунин был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Но уже в следующем году он возвращается в Париж и принимает активное участие во Французской революции 1848 года.

Потом Бакунин участвует в восстаниях в Праге и Дрездене. А в 1851 году был арестован русской жандармерией. В России Бакунин был заключён в Петропавловскую крепость (там он пробыл до 1857 года), где он написал свою знаменитую «Исповедь».

В этом документе, который опубликовали только в 1921 году, Бакунин рассказывает о своей жизни за границей и о причинах, заставивших его участвовать в революции. В 1857 году его отправляют в Сибирь на поселение.

Бакунин скитается по Сибири и Дальнему Востоку на протяжении следующих лет. Но в 1861 ему удаётся бежать, и он попадает в Сан-Франциско.

В том же году он уже в Лондоне и продолжает свою деятельность революционера, одержимого своей идеей — объединить славян в борьбе против Османской, Австрийской и Российской империй, чтобы создать федеративное славянское государство.

Он создал тайную революционную организацию, которую назвал «Международное тайное революционное общество освобождения человечества». Потом она была переименована в «Интернациональное братство».

Главные цели этой организации были:

  • осуществление индивидуальной свободы при равенстве всех членов общества;
  • отмена права собственности и права наследования;
  • введение свободы брака;
  • провозглашение равенства мужчины и женщины;
  • организация общественного воспитания детей;
  • производитель богатства — лишь труд общества.

Эти и другие идеи вошли в его произведение «Государство и анархия», опубликованное в 1873 году. В этой работе Бакунин призывал молодёжь к революции.

По его мнению, разобщённость крестьянских общин была главной проблемой всех неудачных попыток бунтов крестьян, поэтому он призывал «идти в народ», для того чтобы установить «живую бунтовскую связь между разъединёнными общинами». Этот призыв не остался без ответа и дал начало явлению, которое называется «народничество».

Бакунин пытался отменить монархию и установить республику, уничтожить классы, привилегии и любые различия, сделать равными политические права мужчин и женщин, он пытался добиться «внутренней реорганизации каждой страны с безусловной свободой индивидов».

Смотрите также значение Консерватизм, Политический Режим и Государство.

У этого термина существуют и другие значения, см. Анархия (значения).

Формы правления, политические режимы и системы

Портал:Политика · править

Анархия (от др.-греч. ἀναρχία «безначалие, безвластие или неподвластность, независимость», «неповиновение властям, беспорядок, произвол», «год без архонта») представляет собой идею отсутствия власти в отношении общества, группы лиц или отдельно взятого человека. В 1840 году Пьер-Жозеф Прудон использовал этот термин для обозначения новой на тот момент политической философии — анархизма, — в своём трактате «Что такое собственность?». Анархия может означать следующее:

  • отсутствие государственной власти как таковой
  • гипотетическую ситуацию, когда государство заменено безгосударственным обществом (идеал анархистов);
  • ситуацию до возникновения государства как формы общественного устройства в первобытном обществе

Анархия и политическая философия

Немецкий философ Иммануил Кант рассматривал анархию в «Антропологии с прагматической точки зрения» как «закон и свобода без власти». Таким образом, по мнению Канта, анархия не дотягивает до настоящего гражданского состояния, так как закон без власти будет лишь «пустой рекомендацией». В труде «К вечному миру» он писал, что анархия является крайней негативной формой существования государства после деспотии, когда искореняются «зачатки добра», когда любое малое правомерное устройство лучше, чем никакое, подразумевая под этим безвластие.

Пьер-Жозеф Прудон пишет, что анархия подразумевает собой отсутствие суверена, господина, давая им обозначение в лице правительства. Анархия у Прудона является мерой свободы, признающей лишь власть закона, или «необходимости». В «Решении социального вопроса» 1848 года указывает, что для республики идеальна положительная анархия, а свобода является матерью порядка. Ансельм Бельжарри, анархист из окружения Прудона, несколькими годами позже опубликовал брошюру «Анархия, журнал порядка» (фр. L’Anarchie, Journal de l’ordre).

Макс Штирнер в труде 1844 года «Единственный и его собственность» анализирует понятие либерализма, показывая, что некоторые трактовки этого понятия идут вразрез соответствующим ему представлениям анархии и беззакония, заменяя их суррогатом из «разумного порядка» и «ограниченной свободы». Действительный политический либерализм порождает анархию, уничтожая господство и стирая различия между классами. Реклэр отмечает, что анархия Штирнера прежде всего беспорядок, побуждаемый войной всех против всех на остове разрушенного государства.

Михаил Бакунин полагал, что анархия являет собой единственное условие нравственности индивида наряду с равенством. Он отмечает первоначальную анархию, подразумевая под ней хаос и замешательство, и преступную анархию — рабство добродетели, выражаемое в противоборстве материи и духа. Первоначальная анархия ведёт к разрушению государства в результате его порабощения другим государством. Преступная анархия ассоциируется со свободой воли, которая разрушает всякую людскую солидарность, так как группа людей с наличием свободы воли у каждого стремилась бы «уничтожить друг друга». Бакунин отождествлял анархию со свободой, подчёркивая, что анархия является тем аналогом «вольной организации рабочих масс снизу вверх», провозглашая доктрину анархо-коммунизма.

Вордсворт Донисторп отвергал социализм и трактовал анархию как свободу индивидуальности от моральных стереотипов и устаревших положений современного ему законодательства, пытался разработать новые способы и механизмы общения между людьми (в частности кинематограф и новый язык Uropa, созданный им), воплощением его идей стали Liberty and Property Defence League (англ.)русск. и Legitimation League (англ.)русск..

Пётр Кропоткин рассматривал понятие анархии в аспекте естественных наук, конкретно используя индуктивно-дедуктивный метод для оценки обобщений, выясняя, каковыми будут пути человечества для достижения свободы, равенства и братства, если оно будет действовать в рамках анархии. Для Кропоткина анархия является миросозерцанием, в основе которого лежит механическое восприятие и которое является «идеалом масс».

В современном изложении анархия, в первую очередь, представляет собой отсутствие власти или государственности в обществе, являясь идеалом непосредственного состояния общества. Данная трактовка получила распространение в конце XX века благодаря сдвигам в понимании самого понятия, которое определялось как упорядоченное и конституционное. В уничижительном или обыденном представлении анархия олицетворяет хаос и беспорядок, в некоторых случаях вышесказанное является вторым значением данного понятия. В рамках политического реализма международная анархия подразумевает баланс сил между конфликтом и сотрудничеством между государствами.

Анархия и антропология

См. также: Анархо-примитивизм, Антропология и Первобытный коммунизм

Анархистские антропологи, такие как Дэвид Гребер и Пьер Кластр, считают некоторые общества, среди которых бушмены, тив, пиароа, анархическими, так как они явно отвергают идею централизованной политической власти.

Другие антропологи, такие как Маршалл Салинс и Ричард Боршей Ли, отвергают идею обществ охотников и собирателей, которые образовались в результате скудности ресурсов и одичания, охарактеризовав их как «состоятельные сообщества».

Эволюционный психолог Стивен Пинкер отмечает, что утверждение того, что анархия отсутствия правительства ведёт к анархии насильственного хаоса, является банальным, так как, с одной стороны, в догосударственных обществах совершалось большое количество убийств (до 60 % среди мужчин), но, с другой стороны, появление сильной культуры чести почти в любой точке мира находится вне досягаемости закона.

Некоторые анархо-примитивисты полагают, что данное понятие используется для оправдания ценности современного индустриального общества и люди перемещаются дальше от естественных среды обитания и потребностей.

Теоретики анархизма указывают на примеры, когда при отсутствии государственной власти возникали общественные механизмы, противостоящие «войне всех против всех». Например, пиратские корабли были «плавающими обществами», в которых существовали механизмы самоуправления. Перспектива получения взаимных выгод от пиратства стимулировала пиратов к налаживанию сотрудничества и поддержанию порядка. Перед выходом в море пираты договаривались о правилах поведения, иногда эти правила фиксировались письменно.

Американский антрополог Джеймс Скотт в книге «Искусство не быть управляемым: Анархистская история нагорий Юго-Восточной Азии» рассматривает жизнь горцев этого региона (также называемого Зомией) как пример того, как люди защищают свой, «примитивный», образ жизни, сопротивляясь всяческим попыткам государств установить контроль над ними. Эти горцы строго хранят равенство в своих сообществах.

Исследователи Бенджамин Пауэлл Райан Форд и Алекс Наурастел пришли к выводу, что в Сомали после 1991 года по сравнению с другими странами Африки были достигнуты определённые успехи в развитии, несмотря на фактическое отсутствие в этой стране государственной власти. Из 41 стран к югу от Сахары по уровню развития стационарной телефонной связи Сомали за период анархии переместилось с 20-го на 8-е место, по уровню обеспеченностью сотовой связью Сомали находится на 16-м месте, а по уровню интернет-обеспеченности — на 11. Во многих африканских странах телекоммуникации находятся в ведении государственных монополий, что замедляет развитие. Установка телефонной линии занимает в Сомали три дня, а в соседней Кении этого приходится ждать несколько лет. Более того, по уровню детской смертности Сомали за период анархии переместилось с 37-го места на 17-е. После краха сомалийского государства возросла роль старейшин сомалийских кланов, которые выполняют судебные функции. Судебные функции также осуществляет местное исламское духовенство, основываясь на шариате.

См. также

  • Анархизм
  • Либертарианство
  • Несостоявшееся государство
  • Формы правления, политические режимы и системы

Примечания

Ссылки

В Викисловаре есть статья «анархия»

  • Анархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *