Аналитический ум, что это?

Логическое мышление - логикаКаждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

  • Что такое логическое мышление?
  • Применение логики
  • Составляющие логического мышления
  • Как этому научиться?
  • Уроки логики
  • Как проходить занятия?
  • Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги
  • Цитаты известных людей о логике

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

1

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

2

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

3

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
  • Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
  • Лучше излагать свои мысли.
  • Избежать самообмана и логических заблуждений.
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Составляющие логического мышления

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Урок 1. Логический анализ языка

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Логическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Статьи о логическом мышлении

Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

  • 4 закона логики
  • Эвристика
  • Кот Шрёдингера – суть простыми словами
  • Что нужно знать о тестах на IQ
  • Пафос, логос, этос
  • И другие статьи наших авторов

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Цитаты известных людей о логике

О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:

Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).

Рене Декарт - цитата о логике
Рене Декарт

Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.

Дейл Карнеги - цитата о логике
Дейл Карнеги

Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.

Анри Пуанкаре - цитата о логике
Анри Пуанкаре

Логика – это анатомия мышления.

Джон Локк - цитата о логике
Джон Локк

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.

Джон Стюарт Милль - цитата о логике
Джон Стюарт Милль

Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Аристотель - цитата о логике
Аристотель

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!

Если вы какое-то время читали наши статьи, у вас, вероятно, уже есть довольно элегантное резюме . Но даже если это фантастический одностраничный обзор вашего опыта работы, остается вопрос… перечислили ли вы свои аналитические способности? Если нет, можете ли вы даже определить, какими аналитическими навыками вы обладаете?

Если вам интересно, прочитайте эту статью, а затем вставьте несколько фраз в раздел «навыки» вашего резюме.

Что такое аналитические способности?

Проще говоря, аналитические навыки — это навыки, которые вы используете для сбора и обработки информации. Вот почему их называют аналитическими навыками — все они связаны с анализом. Вот пример того, как будет выглядеть применение этих навыков: кто-то просит вас приготовить бутерброд с арахисовым маслом и желе, но вы никогда раньше не слышали о таком. Учитывая, что у вас есть задача, и вы совершенно не знаете, как ее решить, что вы делаете?

Во-первых, вы захотите узнать, что такое бутерброд с арахисовым маслом и желе. Узнав, из каких ингредиентов приготовлен этот продукт, вы проигнорируете нерелевантные результаты поиска., например, инструкции по приготовлению жареных бутербродов с сыром. И каждый раз, когда вы отбрасываете нерелевантные данные и расширяете свои знания о том, как выглядят точные данные, вы тренируете аналитические навыки.

Как только вы это сделаете, вам нужно будет определить, какой именно сэндвич с арахисовым маслом и желе необходим для выполнения вашей задачи. Итак, вы спросите человека, который поручил задание, какой вариант бутерброда ему нужен. Общаясь таким образом, вы тренируете еще один аналитический навык.

Теперь вам нужно будет оценить возможные варианты решения вашей задачи. Вы знаете, что ваш клиент хочет белый хлеб, хрустящее арахисовое масло и клубничное желе, поэтому вам нужно рассчитать преимущества и недостатки найма кого-то, кто сделает бутерброд и доставит его вам, по сравнению с выходом на улицу, получением ингредиентов и приготовлением еды самостоятельно. Эта фаза оценки демонстрирует еще один аналитический навык в движении.

Почему важны аналитические навыки?

Как вы можете видеть из длинного примера, подробно описанного выше, аналитические навыки могут помочь вам перейти от незнания к знанию всего и к способности действовать. Вы видите, чем это может быть полезно. Представьте , что ваш босс дает вам задачу типа «умри, но сделай», с решением которой вы не знакомы. Как вы справитесь с этим и сохраните свою работу? Через аналитические способности. Просто примените описанную выше методологию к своей проблеме, и есть шанс, что решение появится. Вероятно, именно это и рассчитывает на вас ваш работодатель, когда дает вам задачу, требующую аналитических навыков.

И эти навыки не только могут помочь вам сохранить вашу текущую работу, но помогут найти новую работу, если укажите их в резюме.

Какие аналитические навыки нужно указать в резюме?

Есть несколько ключевых аналитических навыков, которые вы должны указать в своем резюме, поэтому мы разберем их прямо сейчас. Вы захотите включить некоторые варианты этих пунктов в раздел «навыки» вашего резюме:

  • Способность исследовать, проверять факты и собирать точные данные
  • Умение общаться и решать проблемы в командах
  • Критическое мышление и навыки сложного мышления
  • Управленческие способности (в отношении времени, рисков, команд и т. д.)

Большую часть из них вы, вероятно, в любом случае органично интегрируете в сопроводительное письмо, чтобы не тратить время на повторение информации в резюме. И не все рабочие места потребуют всех этих навыков. Кроме того, такие вещи, как «критическое мышление», не совсем новаторский материал для резюме — это скорее глупая, модная фраза с корпоративным вкусом, чем что-либо еще. Это не описывает вашу ценность. Так почему же он в нашем списке рекомендуемых навыков?

Вот здесь и вступает в игру часть наших инструкций по составлению резюме «включить некоторые варианты этих элементов». Не стоит писать прямо: «Я критически мыслящий», поскольку это приведет к контрпродуктивному эффекту, и вы будете выглядеть глупо.. Но если вы перефразируете эту идею и перефразируете ее словами, применимыми к любой работе и области, на которую вы претендуете, скорее всего, может получиться. Дело в том, чтобы донести идею о том, что вы критически мыслите, без необходимости открыто говорить об этом.

Последний момент является ключевым: важно то, как вы сформулируете свой репертуар аналитических навыков. Не начинайте массово выкрикивать аналитические модные словечки, потому что на бумаге они звучат круто. Настройте их в соответствии с вашей конкретной ситуацией.

Когда работодатели и рекрутеры смотрят резюме, они думают о том, насколько ваши навыки соответствуют задачам, которые вам будут поставлены, и сможете ли вы справиться с задачами данной роли. Кандидат, в резюме которого описываются аналитические навыки, — это кандидат, который продемонстрировал, что он готов к вызовам, выходящим за рамки того, с чем он знаком, потому что у него есть мышление, специально созданное для адаптации к новым препятствиям.

Если вы вообще не указываете никаких аналитических навыков ни в сопроводительном письме, ни в резюме, это проблема. Исправьте это! Теперь вы знаете, где и когда подробно указывать свои аналитические навыки.

Фразы «математический склад ума» и «гуманитарный склад ума» — не глупый набор слов. Эти понятия имеют под собой определенные основания. Ученые заметили, что полушария человеческого мозга развиваются по-разному. Левое несет ответственность за анализирование, техническое мышление, логику. А правое – за эмоциональность, образность мышления, творчество.

Действительно несчастными являются те личности, у которых одно полушарие целиком превалирует над вторым. Если аналитический склад ума доведен до максимума, то такой человек оказывается асоциальным, нечувствительным, полностью погруженным в науку. Но и личности с доминированием образного мышления нелегко: человек постоянно строит воздушные замки, фантазирует, он легко поддается влиянию. Но у большей части людей оба полушария развиты почти одинаково, с маленьким «перевесом» в одну из сторон.

Что значит аналитический склад ума?

Чтобы объяснить, что значит понятие «аналитический склад ума», требуется вспомнить о разных назначениях полушарий мозга. Если у индивида преобладает работа левой половины мозга, то у него аналитический ум, здесь разум превалирует над эмоциями.

Трудом, который требует анализа, способен заниматься каждый, кто умеет сопоставить данные, сделать вывод. Подобный склад мышления – это работа с программами на ПК, документами, а не с людьми. Сегодня немало тренинговых центров создают программы, помогающие развивать мышление аналитика.

К другим особенностям аналитиков стоит отнести то, что они сначала размышляют, а потом приступают к действию. Но им трудно разобраться в ситуации, если требуется воображение. К тому же, люди с умением анализировать только с виду кажутся бесчеловечными и холодными. Это только внешняя оболочка, для них главную роль играют факты. Нередко логика и аналитика переплетается с творческим восприятием мира, креативностью. В этом случае у человека возникает талант к чему-либо. Это редкое сочетание.

Аналитический склад ума. Плюсы и минусы

Аналитический склад ума имеет собственные плюсы и минусы. Нельзя говорить, что какой-то определенный вид мышления лучше. Во всем есть преимущества и недостатки. Необходимо правильно их оценивать, чтобы превращать минус в положительное качество. Люди не могут сами выбирать тип мысли, но способны скорректировать его.

Тем, кто обладает доминирующим аналитическим мышлением, требуется новая информация, анализирование данных постоянно. Человек разбирается в проблеме долго, а на итоговое решение времени почти нет. В ситуации, когда нужно быстрое реагирование, аналитики впадают в ступор. Подобные люди не любят перемены, живут по установленным распорядкам.

Как развивать аналитический склад ума

Если у вас преобладает образное мышление, то вам интересно узнать, как развивать аналитический склад ума. Существуют разнообразные упражнения. Начинать их стоит с мелких нагрузок: сканвордов, ребусов, задач на логику. Действенные тренинги – игры в слова. Неплохо способствует развитию аналитического мышления чтение качественных детективов. Ведь по мере прочтения человек размышляет над основным вопросом книги, ищет злодеев.

Отличное развитие умения анализировать – шашки и шахматы. Кроме того, созданы специфические программы, помогающие развивать навык анализа фактов. Всевозможные программы по географии, истории дарят много новой информации. Думая над различными ситуациями и событиями, человек проводит анализ информации, предполагает варианты развития, схемы.

Кроме того, в ходе работы над собой стоит помнить, что аналитика и логика неразделимы. Потому, если вы часто решаете логические задачки, то учитесь перестраивать мышление. Мы получаем базовые аналитические навыки в школе на уроках математики. Но с течением времени часто люди уделяют меньше внимания развитию, считая, что в работе это не требуется.

У людей аналитическое мышление формируется по-своему, с различным результатом и скоростью. В особенности стремительно умение анализировать совершенствуется при изучении программирования, работе с техническими приборами и механизмами, огромным количеством данных.

Итак, некоторые шаги для развития умения мыслить логично. Придумывайте ситуации. Эта техника отличается доступностью и простотой, потому что вам нужно немного времени и ваш мозг. Суть лежит в придумывании ситуаций, установке целей и формировке действенных выходов и решений. К примеру, вы решили полететь в космос. Для этого вам необходимо стать участником космической программы, или купить билет в качестве космического туриста. Если у вас имеются неполадки со здоровьем, вам много лет, а физическая форма хромает – то выход заключается только в приобретении места в шатле.

Развивая подобную мысль, трудясь над созданием решений, проводя анализ данных, вы занимаетесь развитием аналитического образа мысли. Если вам не охота тратить время зря, то планируйте бизнес, приобретение машины или дома. Проводите анализ ситуации, думайте, что вам потребуется для реализации.

Создано немало игр и специальных тренажеров для развития логики и умения анализировать. Встречаются задачи, которые направлены на поиски оптимальных решений, восстановления цельной картины на основе нескольких деталей.

Пища для мозга

В ходе развития аналитического мышления важно обратить внимание и на питание. Существует пища для мозга, которая помогает работе главного органа организма, стимулирует его работу. Тем более, что умственный труд всегда требует немало затрат энергии, а эти затраты важно восполнять правильно. Мозгу требуется много глюкозы. К другим продуктам, которые улучшают работу мозга, относятся:

разные виды орехов;
шоколад, но только горький;
сухофрукты;
ягоды (черника, клюква);
лимон;
свекла;
шпинат;
рыбы из семейства лососевых;
белокочанная капуста.

Кроме того, для нормальной работы организма, и мозга в том числе, требуются минералы и витамины. В первую очередь, нам нужны: бор, кальций, магний, цинк, железо. Важно следить за питанием, соблюдать баланс. Это поможет мозгу правильно работать и воспринимать информацию. Замените сахар полноценными углеводами, употребляйте больше белка, как можно меньше жиров.

Кому важны аналитические способности

Чтобы понять, кому важны аналитические способности, достаточно просмотреть объявления на сайтах по поиску работы от работодателей. В них указаны основные требования к кандидатам. Почти все компании желают видеть работника, который обладает умением организовывать свое время, гибкостью мышления, аналитическим складом ума.

Аналитики ценятся в следующих профессиях:

экономисты;
аудиторы;
менеджеры;
логисты;
программисты.

Эксперты по отбору кандидатов отмечают, что аналитическое мышление непременный атрибут людей, которые каждый день обрабатывают огромные объемы данных. Их роль – делать прогнозы, проводить анализ, рассматривать разные ситуации и варианты.

Подобный склад ума подразумевает под собой работу с немалым объемом бумаг (накладные, договора, отчеты) или программами на ПК. Редко аналитики работают с людьми.

Если вы не уверены в том, какой у вас склад ума, то в Сети есть немало специальных тестов. После их прохождения вы увидите собственный результат и поймете, в какую сторону требуется развиваться.

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Более подробно о мышлении вы можете почитать в одном из наших уроков по психологии (а если вас интересует развитие мышления, то у нас на эту тему есть специальный курс), поэтому мы лишь напомним, что всего в настоящее время учеными выделяются пять основных стилей мышления, а именно:

  • Идеалистический тип;
  • Реалистический тип;
  • Синтетический тип;
  • Прагматический тип;
  • Аналитический тип.

Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему.

В первую очередь отметим, что аналитический тип мышления тесно связан с логическим. Нередко даже, хотя это не совсем верно, аналитическое и логическое мышление отождествляют: чем отличаются они друг от друга – это тема другой статьи, но заметим, что первое отвечает за анализ получаемых данных, их сравнение и т.п., а второе основывается на поиске и установлении причинно-следственных связей. Аналитическое мышление также предполагает способность осуществлять логический анализ и синтезировать информацию. Так, его особенности проявляются в том, что человек достаточно кропотливо изучает проблему или ситуацию или строит подробные планы, одновременно анализируя все данные и взвешивая все преимущества и недостатки.

Принцип работы аналитического мышления основывается на двух базовых процессах:

  • Творческий процесс, сопровождаемый поиском новых знаний и информации;
  • Формальный процесс, сопровождаемый анализом и синтезом данных, а также выводами и закреплением итогового результата в сознании.

Формальный процесс выстраивается, главным образом, на законах физики и математики, т.к. если основываться на них, то все материальное обладает общими свойствами, сходными признаками и структурой (здесь в большей мере проявляется логика). А творческий процесс характеризуется тем, что он отвечает за все, что либо не связано с материальными законами, либо выходит за рамки знаний и опыта конкретного человека (в этом случае задействуется интуиция).

Исходя из всего этого, задача аналитического типа мышления состоит в систематическом и всестороннем рассмотрении вопросов и проблем, задаваемых объективными критериями. При этом данному стилю характерна методичная и тщательная манера работы с проблемами и трудностями, акцентированная на деталях.

Для чего развивать аналитическое мышление

Развитие аналитического мышления – вопрос очень важный, т.к. аналитические навыки сами по себе требуются каждому из нас, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Если же попытаться найти какой-то общий знаменатель, то формирование аналитического мышления требуется для:

  • Быстрого определения главного и второстепенного;
  • Решения сложных бытовых, жизненных и профессиональных проблем и задач;
  • Поиска преимуществ и недостатков в происходящих событиях;
  • Выявления ограничений и возможностей;
  • Анализа полученного опыта;
  • Создания обоснованных выводов и заключений;
  • Принятия решений, основанных на статистических данных;
  • Планирования своей работы и деятельности, исходя из реальных целей;
  • Грамотного разделения процесса достижения целей на этапы.

Формирование аналитического мышления (как, собственно, и развитие мышления вообще) полезно для человека и в его обычной повседневной жизни, и в учебе, и в профессиональной деятельности.

Развитие аналитического мышления

В этом блоке нашей статьи мы представим несколько способов развития аналитического мышления. Среди них будет несколько упражнений, описания некоторых способов и ряд эффективных рекомендаций. Независимо от того, есть у вас способность к аналитическому мышлению или нет, данная информация будет для вас крайне полезна.

Итак, давайте начнем с того, какие вообще существуют способы для тренировки аналитического мышления.

Способы тренировки аналитического мышления

Развитие аналитического мышления возможно следующими путями:

  • Если в данный момент вы получаете образование и учитесь, например, в вузе, вам не составит большого труда больше упражняться в решении математических и физических задач, а также задач по другим естественным наукам.
  • Хотя бы раз в неделю выполняйте упражнения, разминающие мозг: разгадывайте кроссворды, решайте ребусы и шарады, головоломки и загадки, играйте в логические игры, маджонг и т.д.
  • Если позволяет время и есть возможность, играйте в развивающие компьютерные игры, например, в квесты (в том числе и на поиск предметов) или стратегии.
  • Смотрите новости. Да, именно это мы и имеем в виду. Несмотря на то, что в одних случаях они попросту засоряют мозг, в других – они могут стать классным способом тренировки аналитического мышления. Смотря по телеку новости, не воспринимайте их просто с критической точки зрения, а проводите собственный анализ фактов, занимайтесь поиском причинно-следственных связей, делайте выводы и даже разрабатывайте свои способы решения проблем.
  • Читайте книги. Причем следует уделять больше внимания детективной и фантастической литературе, к примеру, произведениям Роберта Хайнлайна, Эрла Гарднера, Агаты Кристи и других авторов.
  • Разгадывайте всевозможные коды и шифры. Такое занятие также послужит отличной тренировкой аналитического мышления. А найти эти коды и шифры можно в интернете или, играя в те же самые квесты на компьютере.
  • Собирайте паззлы. Они тоже очень хорошо подходят для тренировки ума. Сегодня можно найти великое множество паззлов с самым разным количеством деталей в книжных магазинах. А еще лучше делать свои собственные паззлы, к тому же будет тренироваться креативность и творческое мышление.
  • Играйте в настольные игры. Даже самые привычные традиционные настольные игры помогут вам в ваших занятиях. Но выбирать среди них нужно такие, где требуется не просто бросить кубик и сделать выпавшее количество ходов, а продумывать свои дальнейшие шаги, вырабатывать тактику и мыслить стратегически. Отличным вариантом послужит «Миллионер» или «Монополия». Помимо общего развития аналитического мышления, вы будете развивать конкретно навыки распознавания действий других людей и понимания логики их действий, предвидения возможных решений и выбора наиболее конструктивных вариантов реакции на действия соперников.
  • Играйте в онлайн-игры. Отличным примером одной из таких может послужить игра «Эрудит», способствующая тренировке быстрого анализа и оценки данных и развитию умения правильного выбора формулировки того или иного понятия.

Заметим также, что люди, у которых от природы есть способность к аналитическому мышлению, любят играть в игры на подсознательном уровне, а также предпочитают участвовать в мероприятиях, где так или иначе требуется задействовать логику и анализировать. Однако и остальным нельзя всем этим пренебрегать, ведь логическая и аналитическая компетенция крайне важны в жизни и деятельности. Не забывайте и о том, что мышление нужно развивать в принципе, для чего очень полезно овладевать новыми мыслительными техниками (кстати, более чем с десятком интересных техник вы можете познакомиться ).

Упражнения на развитие аналитического мышления

Здесь мы предлагаем вашему вниманию четыре хороших и эффективных упражнения:

  • Моделирование ситуаций. Выполнять первое упражнение очень легко и просто, т.к. все, что вам потребуется, – это немного свободного времени и ваш ум. Смысл состоит в том, что вам нужно придумать конкретную ситуацию, поставить цель или несколько целей и разработать эффективный метод ее достижения. Пусть вашей целью станет, к примеру, полететь на орбиту Луны. Чтобы осуществить эти затею, вам понадобится или поучаствовать в какой-то космической программе, или отыскать определенную сумму денег, чтобы купить билет на космический тур. Помимо прочего, если у вас какие-то нелады со здоровьем, просто никудышная физическая подготовка или по возрасту вы уже не тянете на человека в полном расцвете сил, выход у вас лишь один – покупать билет.

Так вот: начните развивать эту идею, придумывайте всевозможные выходы из ситуации, анализируйте то, что знаете, и разрабатывайте стратегию действий. А в случае, если тратить время на фантазирование вам не хочется, попробуйте спланировать развитие собственного бизнеса, кругосветное путешествие или приобретение дорогущего авто – главное создать условия для активизации аналитического мышления.

  • Второе упражнение тоже касается моделирования ситуаций, но выполняется оно в несколько ином ключе. Для начала придумайте для себя какую-то не очень сложную или просто обыденную ситуацию, а затем постарайтесь разрешить ее так скоро, как только можете. Разработайте несколько вариантов действий, но учтите, что для их реализации вам не должно требоваться много усилий и времени. Как только ситуация будет готова, проведите ее анализ, определите, почему она вообще возникла, подумайте о том, как она может развиться в дальнейшем и каковы могут быть ее отрицательные или положительные последствия. Только после тщательного взвешивания всех «за» и «против» принимайте решение.

По большому счету, выполнять такое упражнение можно не только с выдуманными, но и с реально возникшими ситуациями, правда применимо оно лишь в тех случаях (по крайней мере, для тренировки), где всегда есть какое-то время на размышления, иначе можно совершить ошибку.

  • В представленном упражнении вам потребуется провести несколько мысленных экспериментов. Подробно о них, а также о самых популярных из них вы можете узнать, прочитав эту статью. Мы же хотим сказать лишь о том, что основываются они по большей степени на вопросе «Что будет, если…?». Так, вы можете провести собственный мысленный эксперимент «Комната Марии» (вместо «Марии» подставьте свое имя).

Вообразите, что вы талантливый и способный исследователь. Вы сидите в специальном помещении и смотрите на окружающий мир через особые стекла, устроенные так, что мир видится вам черно-белым. Вы, естественно, знаете и про цвета, и про световые волны, однако ваши сведения носят исключительно теоретический характер. Вам ни разу не доводилось выходить на улицу и наблюдать реальное положение вещей. Подумайте, что будет, если вы все-таки выйдете из помещения? Что случится, когда перед вами предстанет настоящий мир? Сумеете ли вы определить, какой цвет каким является? Смысл такого эксперимента заключается в том, чтобы вы проанализировали ситуацию и выработали и обосновали все вероятные варианты распознавания цветов.

  • Вероятно, вы слышали про тест Тьюринга, а если нет, то почитайте . Проведите подобный тест с собой и кем-то из друзей. Вам понадобится собеседник и парочка (или хотя бы один) людей в жюри. Начните спор со своим соперником на какую-то тему. Сначала выслушайте аргументы оппонента, затем проанализируйте, а потом примените в своей речи таким образом, чтобы никто из членов жюри не догадался, кто истинный автор аргументации – ваш соперник или вы.

Это упражнение позволит вам потренировать свои навыки анализа противоположной позиции, а также станет хорошим развлечением для всей компании. В том же случае, если вы считаете себя большим эрудитом, возможно, вас заинтересует поиск ответов на неразрешенные вопросы научного характера, например:

  • Способен ли человек в принципе быть объективным, и если да, то в каких именно жизненных ситуациях?
  • Обладает ли человек свободой воли или же представляет собой нечто вроде запрограммированного существа, и даже не подозревает об этом?
  • Что на самом деле дает каждому из нас право утверждать, что он и окружающий его мир – реальны, а не иллюзорны?
  • По какой причине человеческий мозг есть совокупность атомов, а сознание, считающееся продуктом мозга, никакого отношения к атомам не имеет?

Помните о том, что даже сегодня есть вопросы, ответов на которые не может дать никто: ни философы, ни ученые, ни обычные люди. И любой такой вопрос всегда будоражит ум, и даже простая попытка осознать и воспринять его глубину вовлечет вас в игру разума, простимулирует к поиску ответа и заставит мозг работать на «полную катушку».

И напоследок несколько рекомендаций на каждый день.

Рекомендации на каждый день для развития аналитического мышления

Здесь мы вряд ли «откроем Америку», т.к. эти советы – прописные истины, следовать которым надлежит каждому из нас:

  • Старайтесь хотя бы отчасти систематизировать свою жизнь, чтобы быть в состоянии анализировать происходящее;
  • Во всем и всегда стремитесь видеть закономерности;
  • Формируйте полезные привычки, развивающие мозг, например, считать в уме, читать, сопоставлять, осознанно делать выводы;
  • Читая книги или смотря фильмы, представляйте себя на месте персонажей, определяйте причины их действий и думайте о том, как поступили бы вы;
  • Анализируйте все свои поступки и действия, а также действия тех, с кем вам приходится сталкиваться в повседневной жизни;
  • Ищите причины происходящих с вами событий, побед и поражений;
  • Прежде чем что-то сказать или сделать, просчитывайте наперед: какие могут быть последствия;
  • Учитесь на своих и чужих ошибках, чтобы не совершать их в будущем.

Следуя этим рекомендациям, вы заметите, что ваше сознание стало более гибким и закрепило в себе склонность анализировать, а сами вы стали гораздо лучше понимать, почему что-либо происходит в вашей жизни. Также советуем вам развивать не только аналитическое мышление, но и мышление вообще, а первым шагом к этому может стать овладение двенадцатью техниками мышления, собранными нами в специальном курсе.

Помните, что хороших аналитиков встретишь не часто, поэтому систематические занятия, даже если это всего лишь игры или простейшие упражнения, помогут вам значительно в этом плане поднатореть. Желаем вам успехов и гибкого ума!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Когда мы говорим «аналитическое мышление», у нас в голове сразу формируется образ человека с задумчивым выражением лица. Потому что аналитика однозначно ассоциируется с очень умными людьми. И это не зря, потому что данный способ мышления основан на поиске самого верного и выгодного решения.

Но то, что ваш ребенок часто задумчиво смотрит вдаль, еще не означает, что он и есть прирожденный аналитик. Возможно, он мечтает о каникулах или походе в кино. Здесь следует отличать мечтательность от реальности. Тогда возникает закономерный вопрос: можно ли определить наличие врожденных аналитических способностей в раннем возрасте? Как развить эти способности мышления у ребенка? Как вообще общаться с ребенком-аналитиком? И чего не стоит делать по отношению к такому ребенку? Об этом наша книга.

О том, как не упустить момент и уже сейчас направить мыслительные способности вашего ребенка в нужное русло. Проще всего сказать ему, чтобы не умничал и не задавал ненужные вопросы. Но ребенок познает мир. По-своему, по-детски. И если сразу дать взрослое понимание мира, не факт, что ему это понравится. Можно просто отбить у него охоту думать, ведь жить чужим умом всегда проще. А из таких вот детей со временем вырастают великие полководцы, гениальные финансисты, удачливые банкиры и маркетологи. Люди, которые не просто умеют просчитывать ходы на раз-два, а на всю партию вперед.

Ответы на вопрос, как вырастить из вашего ребенка того самого финансового гения, вы получите в этой книге. Здесь вы найдете практические советы, игры и упражнения. Заметим, что, несмотря на всю серьезность темы, написана книга простым языком, к тому же проиллюстрирована веселыми рисунками, которые очень способствуют восприятию материала. Вам осталось ее только прочитать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *