АЛХИМИЯ

Стоит поговорить о такой профессии, которую многие узнали из фильмов и сказок для детей, в которых показывали сухощавых дядей в круглых очках, с бородой и в незатейливых колпаках. Все это ассоциации, а сейчас раскроем тему, алхимик кто это такой, чем занимается. А так же дадим описание, что это за профессия, какие у нее плюсы и минусы.

Что бы дать точное определение этой профессии, обратимся к википедии. Она говорит следующее: алхимик — это человек с особым высоким мышлением, верящим в науку и свои изобретения. Он увлекается химическими опытами, любит экспериментировать, а так же в постоянном поиске философского камня. Не совсем понятно современному человеку, но в Средние века этих людей считали настоящими волшебниками.

Алхимики в прошлые столетия

С древних времен алхимиков уважали и боялись. На тот момент обычные для нас химические реакции приравнивались оккультизму. Поэтому многие из них закончили свою жизнь на костре. Считалось, что они наделены особой неземной властью и смогут навредить действующим правителям.

Но на самом деле, они всего лишь изучали строение различных веществ, изучали реакции, в которые те вступают в различных условиях.

То к чему стремились все последователи алхимии, ради чего проходили обучение всю свою жизнь – это создание Философского камня и Эликсира жизни.

Камень был нужен для создания золота из свинца и других металлов, а эликсир — для приобретения вечной молодости и долгой жизни.

Не смотря на то, что алхимики делали много полезных и нужных открытий, в Средневековье к ним не относились серьезно, а некоторые со страхом.

Что бы как можно дальше от лишних глаз алхимики обустраивали свои лаборатории. Именно поэтому в художественных фильмах нам показывают, как эти профессионалы работают в пещерах или на самых высоких этажах замков и дворцов.

Для многих состоятельных богачей считалось роскошью и хорошим тоном держать своего личного алхимика, который обучал некоторым азам их детей.

Так же среди алхимиков была высокая конкуренция, так как производились новые открытия, которые поражали своими результатами. Поэтому их надо было держать в тайне, шифровать, что бы быть более весомым в обществе и самым успешным среди коллег-конкурентов.

Именно ими был открыт порох, который известен и сейчас.

Плюсы и минусы профессии

А теперь перейдем к анализу положительных и отрицательных моментов в профессии алхимик.

Начнем с плюсов, к ним относятся:

  • Возможность подарить миру новые открытия и знания, которых не было ранее известно.
  • Открытие миру некоторых тайн вселенной (звезд и созвездий, новых планет).
  • Призвание и уважение людей. Кто-то их уважал, но большая часть людей боялась.
  • Ели человек является хорошим алхимиком, то ему не составит труда стать лекарем, так как он с помощью своих знаний может изобретать различные лекарственные средства.

А теперь о минусах. А они есть и в этой профессии, но в этой их гораздо больше.

К ним относятся следующие пункты:

  • Негативное влияние на организм паров реакции;
  • Опасность химических ожогов различной степени (кожа, роговица глаз, слизистая носовых пазух).
  • Тяжелые умственные нагрузки. Люди, увлеченные своим делом, часто пренебрегают отдыхом. Поэтому часто случается, что они становятся слегка странными. А именно с отклонениями в психике, живут в своем отдельном мире.
  • Часто не найдя единомышленников, алхимики являются изгоями в обществе и проводят свою жизнь будучи непризнанными.

Подведем итоги

В данной статье мы максимально осветили тему алхимии. Рассказали, алхимик это кто такой, что за профессия, чем занимается. Сделали описание плюсов и минусов данной профессии и в чем она заключается.

Так же сделали вывод, что в наше время практически не услышишь об алхимиках, это все- таки привет из Средневековья.

Однако, мы считаем, что данная статья будет палочкой-выручалочкой родителям, что бы дать информацию для детей, когда они зададут вопрос «алхимик это кто такой?»

Слово дня 20 мая 2014.

Русский

В Викиданных есть лексема алхимик (L85686).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. алхи́мик алхи́мики
Р. алхи́мика алхи́миков
Д. алхи́мику алхи́микам
В. алхи́мика алхи́миков
Тв. алхи́миком алхи́миками
Пр. алхи́мике алхи́миках

ал-хи́-мик

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ал-; корень: -хим-; суффикс: -ик .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Алхимик

Значение

  1. тот, кто занимается алхимией, ищет философский камень ◆ Алхимики, верные своему взгляду, отличали изменяющееся при горении (sulphur), улетучивающееся без изменения (mer-curius) и остающееся неизмененным (sal). А. М. Бутлеров, «Теоретические и экспериментальные работы по химии», 1851–1886 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг., шутл. любитель экспериментировать, проводить опыты (обычно по смешению каких-либо веществ, приготовлению новых блюд и т. п.) ◆ Или на это место мы должны поставить юриста? алхимика финансов (по выражению Дж. Сороса)? Геннадий Копылов, «Образование, придающее силы», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. химик

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: алхимия
  • прилагательные: алхимический

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    тот, кто занимался алхимией

    • Албанскийsq: alkimist м.
    • Английскийen: alchemist
    • Арабскийar: الكيميائي (al-kimiyā’iy)
    • Армянскийhy: ալքիմիկոս (alkʿimikos)
    • Африкаансaf: alchemis
    • Баскскийeu: alkimista
    • Башкирскийba: алхимик
    • Белорусскийbe: алхімік м.
    • Болгарскийbg: алхимик м.
    • Венгерскийhu: alkimista
    • Галисийскийgl: alquimista м.
    • Греческийel: αλχημιστής м.
    • Грузинскийka: ალქიმიკოსი (alk’imikosi)
    • Датскийda: alkymist
    • Ивритhe: אלכימאי
    • Идишyi: אַלכעמיקער м.
    • Идоиio: alkemiisto
    • Интерлингваиia: alchimico
    • Исландскийis: gullgerðarmaður м.
    • Испанскийes: alquimista м.
    • Итальянскийit: alchimista м.
    • Казахскийkk: алхимик
    • Каталанскийca: alquimista м.
    • Киргизскийky: алхимик
    • Китайский (упрощ.): 方士 (fāngshì)
    • Кхмерскийkm: រសវិទូ (ros vi tu)
    • Латинскийla: alchemista
    • Латышскийlv: alķīmiķis
    • Лезгинскийlez: алхимик
    • Литовскийlt: alchemikas м.
    • Македонскийmk: алхемичар м.
    • Немецкийde: Alchimist м.
    • Нидерландскийnl: alchemist; alchimist
    • Норвежскийno: alkymist
    • Окситанскийoc: alquimista
    • Палиpi: rasavejja
    • Персидскийfa: کیمیاگر (kimiâgar)
    • Польскийpl: alchemik м.
    • Португальскийpt: alquimista м.
    • Румынскийro: alchimist
    • Санскритsa: धातुवादिन् (dhātu-vādin)
    • Сербскийsr (кир.): алхемичар
    • Сицилийскийscn: archimista
    • Словацкийsk: alchymista м.
    • Словенскийsl: alkimist м.
    • Таджикскийtg: кимиёгар
    • Татарскийtt: алхимик, алхимия белән шөгыльләнүче
    • Тибетскийbo: གསེར་འགྱུར་མཁན (сэргюркен)
    • Турецкийtr: simyacı
    • Туркменскийtk: alhimik
    • Узбекскийuz: alkimyogar
    • Украинскийuk: алхімік м.
    • Финскийfi: alkemisti
    • Французскийfr: alchimiste м.
    • Фризскийfy: algemist
    • Хорватскийhr: alkemičar м.
    • Чешскийcs: alchymista м.
    • Чувашскийcv: алхимик
    • Шведскийsv: alkemist
    • Эсперантоиeo: alkemiisto
    • Эстонскийet: alkeemik
    • Японскийja: 錬金術師 (れんきんじゅつし, renkinjutsushi), アルケミスト (arukemisuto)

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Башкирский

      алхимик

      Существительное.

      Корень: —.

      Алхимик

  1. алхимик ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Особенности профессии в прошлые столетия

    Раньше, много лет назад, алхимиков считали чуть ли не волшебниками, их уважали и боялись. Считалось, что все их старания, исследования и опыты – это неземная сила, которая способна навредить кому угодно, а в частности правителю.

    Их работы воспринимали как оккультизм. Поэтому, к сожалению, большая часть алхимиков тех времен ушли из жизни, находясь на костре.

    Конечно у них не было цели свергнуть правителя или что-то в этом роде. Они просто изучали, как устроены вещества, как они реагируют друг с другом в определённых условиях.

    Основной целью всех алхимиков было создание Эликсира жизни и Философского камня.

    Эликсир – это возможность жить долго, при этом оставаться вечно молодым. А Философский камень был необходим для создания различных металлов из свинца, в частности золото.

    Наверняка вы видели в фильмах или мультфильмах алхимиков. Вспомните, какими их изображают. Чаще всего это мужчины, работающие далеко от людей, где-то в пещерах или в дальних комнатах замков. И это отчасти правда.

    В Средневековье к алхимикам уже не относились с опаской, а наоборот, считали их чудаками. Поэтому профессора и учёные алхимии хотели скрыть свои учения подальше от лишних глаз.

    Среди обеспеченных людей считалось престижным держать своего собственного алхимика, который мог познакомить с азами алхимии их детей.

    С каждым годом конкуренция среди алхимиков возрастала. Ведь начало осуществляться всё больше и больше новых, уникальных открытий. Поэтому учёные старались держать всё в тайне, дабы удержать свой вес в обществе и превосходство среди коллег.

    Знаете, кто создал порох? Да-да, именно алхимики.

    Теперь поговорим о плюсах и минусах профессии алхимика.

    Плюсы:

    • Прежде всего это возможность поделиться с миром чем-то новым, до момента открытия никому неизвестным.
    • Раскрыть людям тайны Вселенной, конечно же не все. К примеру, звёзды или созвездия, возможно даже и новые планеты.
    • Конечно же к первооткрывателю приходят популярность и слава. Люди начинают узнавать и уважать великого алхимика.
    • Имея большой запас знаний в алхимии, учёный способен стать лекарем, создавая новые лекарства. Но не каждый возьмёт на себя такую обязанность.

    Минусы:

    • Прежде всего это влияние реактивов на здоровье алхимика. Пары, или мелкая неосторожность с кислотой могут навредить любому органу. Химический ожог может случиться в любую секунду (кожный покров, роговица глаза).
    • Чаще всего эти специалисты полностью погружаются в своё дело пренебрегают отдыхом. Поэтому их поведение меняется, становится слегка странным. У них появляется свой отдельный мир, который практически не пересекается с реальностью.
    • Отсутствие единомышленников – следующая проблема этих людей. Хорошо, если есть люди, которые понимают их взгляды, желания. Но они есть далеко не у всех. В итоге, без взаимопонимания возможно великие учёные, становятся изгоями.

    Подведём итоги

    В данной статье мы рассказали алхимик кто это и чем занимается он. Описали плюсы и минусы профессии, а так же рассказали об алхимиках в прошлых столетиях.

    Наша статья станет полезной для детей, которые стремятся получить знания о профессиях в сфере науки.

    Возможно вам будет интересна статья: Биолог, особенности профессии и ее описание

    Слово дня 13 ноября 2007.
    В Википедии есть страница «алхимия».
    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. алхи́мия алхи́мии
    Р. алхи́мии алхи́мий
    Д. алхи́мии алхи́миям
    В. алхи́мию алхи́мии
    Тв. алхи́мией
    алхи́миею
    алхи́миями
    Пр. алхи́мии алхи́миях

    ал-хи́-ми·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -ал-; корень: -химиj-; окончание: -я .

    • МФА:

  1. средневековое мистическое учение, являвшееся предшественником современной научной химии, направленное на поиски «философского камня», который должен был служить чудодейственным средством для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней ◆ В них, словах, и заключена алхимия литературы. Березин Владимир, «Другой способ чтения // «Октябрь»», 2003 г. ◆ Алхимия, искавшая философского камня, сменилась химией, изыскивавшей наилучшие способы дешевого изготовления дешевых продуктов; астрология, гадавшая по звездам о судьбах человека, сменилась астрономией, предсказывавшей солнечные затмения и появления на небе комет. Л.И. Шестов, «Апофеоз беспочвенности», 1905 г. ◆ Выросла она на почве предрассудков, вскормлена предрассудками и составляет теперь такую же квинтэссенцию из предрассудков, как ее отжившие бабушки: алхимия, метафизика и философия. А. П. Чехов, «Скучная история», 1889 г. ◆ После нескольких консультаций у единомышленников Дина Мироновна окончательно уверилась в том, что древняя и порядком забытая всеми алхимия является чуть ли не последним достижением человеческой мысли, вроде сыроедения и лечения по телефону. Е. И. Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. учение

Согипонимы

  1. черная магия, каббалистика, астрология

Ближайшее родство

  • существительные: алхимик, химия
  • прилагательные: алхимический

    Список переводов

    • Азербайджанскийaz: əlkimya
    • Албанскийsq: alkimi
    • Алеманнскийgsw: Alchemie, Alchemii
    • Английскийen: alchemy
    • Армянскийhy: ալքիմիա
    • Африкаансaf: alchemie
    • Башкирскийba: алхимия
    • Белорусскийbe: алхімія ж.
    • Болгарскийbg: алхимия
    • Бретонскийbr: alkimiezh
    • Венгерскийhu: alkímia
    • Галисийскийgl: alquimia ж.
    • Греческийel: αλχημεία ж.
    • Грузинскийka: ალქიმია
    • Датскийda: alkymi
    • Жемайтскийsgs: alkemėjė
    • Идишyi: אַלכעמיע ж.
    • Идоиio: alkemio
    • Индонезийскийid: alkimia
    • Интерлингваиia: alchimia
    • Испанскийes: alquimia
    • Итальянскийit: alchimia
    • Казахскийkk: алхимия
    • Каталанскийca: alquímia
    • Киргизскийky: алхимия
    • Корсиканскийco: alchimìa
    • Латышскийlv: alķīmija
    • Лезгинскийlez: алхимия
    • Литовскийlt: alchemija
    • Македонскийmk: алхемија
    • Малайскийms: alkimia
    • Мегрельскийxmf: ალქიმია
    • Немецкийde: Alchemie
    • Нидерландскийnl: alchimie, alchemie
    • Норвежскийno: alkymi
    • Окситанскийoc: alquimia
    • Палиpi: rasavijjā
    • Польскийpl: alchemia
    • Португальскийpt: alquimia
    • Румынскийro: alchimie
    • Санскритsa: धातुवाद (dhātu-vāda)
    • Сербскийsr (кир.): алкемија
    • Сербскийsr (лат.): alkemija
    • Словацкийsk: alchýmia
    • Словенскийsl: alkimija
    • Тагальскийtl: alkimiya
    • Таджикскийtg: кимиё
    • Татарскийtt: алхимия
    • Тибетскийbo: གསེར་འགྱུར་རྩི་སྦྱོར་ཡག (сэргюрциджёръяк)
    • Турецкийtr: simya
    • Туркменскийtk: alhimiýa
    • Узбекскийuz: alkimyo
    • Украинскийuk: алхімія ж.
    • Финскийfi: alkemia
    • Французскийfr: alchimie
    • Фризскийfy: algemy
    • Хиндиhi: कीमिया
    • Хорватскийhr: alkemija
    • Чешскийcs: alchymie
    • Чувашскийcv: алхими
    • Шведскийsv: alkemi
    • Эсперантоиeo: alĥemio, alkemio
    • Эстонскийet: alkeemia
    • Японскийja: 錬金術

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)

      Болгарский

      Ед. алхимия
      Ед. об. алхимия
      Ед. суб. алхимията
      Мн. алхимии
      Мн. сов. алхимиите
      Числ.
      Зв.

      ал·хи·мия

      Существительное, женский род, склонение 47.

  1. алхимия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

  • существительные: алхимик
  • прилагательные: алхимичен

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)

Татарский

алхимия

Существительное.

Корень: —.

  1. алхимия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Ordo CadavercyanFollow Mar 12, 2014 · 12 min read

      Алхимия — великая контрнаука наук, которая, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

      Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия раскола). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более позиций, уничтожены как ереси. Однако «в бессознательном» осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, скрытым её выразителем и стала алхимия.

      Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, «философский камень» является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей «Materia prima».

      Подобные параллели не случайны и имеют психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через сложный символический ряд алхимии, о значении которого алхимики в абсолютном большинстве не имели никакого представления.

      Как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

      Юнг утверждал: «Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили». Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

      Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

      В алхимии этот механизм очень сложен, поскольку относится к глубокому слою «бессознательного коллективного», извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека недоступными.

      Архетипы активизируются в специфичных ситуациях — это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало активации архетипов. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным «экраном» для проекции содержаний бессознательного.

      Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

      Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, «третьим сыном», разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под золото добытчицу.

      «…наше золото не есть золото черни», хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.» Г. Дорн

      Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.

      Свинец

      Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как «свинцовая усталость» или «свинцовая тоска» — крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, на языке алхимических аллегорий — «попасть во власть демонического свинца».

      Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт «философский камень» — суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису «…где болезнь, там и лекарство». Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым смыслом.

      Ртуть

      Для средневековья ртуть была выразителем Меркурия — высшего и низшего Бога одновременно. Ртуть для алхимиков — это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах адепта материальным воплощением духа. Для современного сознания подобные аналогии выглядят несколько странно, но средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

  1. Она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;
  2. Она материальна и духовна;
  3. Она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;
  4. Она демон, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер, отражение Бога в природе;
  5. Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchemycum; «…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой — индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное».

Мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма, и открыть душу для целительного преобразования.

Помимо того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне, великой Богине. Меркурий (он же Гермес) — суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец великого делания, наставника, проводника и одновременно трикстора, противника и беглеца. «Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного», — писал Юнг. В алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом (сознанием) и Меркурием (бессознательным), каждый из которых представляет архетип Самости.

Сера

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи — чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. (Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла аналогично легковоспламеняющейся сере.)

Сера также связана с субстанцией Солнечной «красноты» и потому представляет принцип сознания. «Сера представляет активную субстанцию солнца, фактор мотива в сознании — с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью».

Соль

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир — ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо «…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи». Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как «засаливание тела» есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от «эго», чётко знающего свои пределы, «границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами».

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль — женский, а ртуть — андрогинный, объединяющий противоположности воедино.

Cтадии великого делания

Первичное разделение, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: «…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, тщательное исследование желаний и их мотивов».

Психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить «Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация». Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд — извлечению проекций из объекта. Поскольку я изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: «Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно».

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача — не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

Coniunctio, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне «Coniunctio» происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: «Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски».

Эта стадия представляет определённую опасность для «эго», поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика — подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Необходимо уметь «отпустить» себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

Nigredo. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние «эго» с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo — это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было «Я», открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Самое страшное здесь — субъективное ощущение того, что теперь это никогда не кончится. Отсюда необходимо заверение, что подобное состояние временное и является необходимой ступенью на пути к более высокому самосознанию. «Распад — предварительное условие искупления. Участник мистерии должен пережить фигуральную смерть, чтобы достичь трансформации». Состояние Nigredo ускоряет процесс трансформации.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

Androgen (новое рождение), стадия завершения. Противоположности объединены в новом «Я», которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: «…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов».

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Происходит много синхронистичных совпадений: «…если символизм четверичности является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность — его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности».

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности. Завершающая задача: принять изменения и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции приносят проблемы.

Несколько общих замечаний

Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в «кризисе середины», то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а приятным переживанием.

Основные тезисы

  1. Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;
  2. Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие «психе»;
  3. Основной темой алхимического искания является создание «философского камня», который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;
  4. Противоположности, нуждающиеся в объединении, символизировались химически (соль-сера); зооморфно (змея-птица; птица крылатая и бескрылая); антропоморфно (царь и царица, Адам и Ева); астрологически (Солнце-Луна); в связи со стихиями (огонь-вода, воздух-земля). Психологически это соответствует объединению сознания и бессознательного в Самости — «круге, центр которого везде, а окружность нигде».
  5. Объединение противоположностей вопреки христианскому «подъёму на небеса» у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.
  6. Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами «Великого делания». Ни один человек средневекового сознания не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.
  7. Символы алхимии часто встречаются в сновидениях и фантазиях людей, с данным предметом не знакомых, — потому знание алхимии бывает необходимо при аналитической работе со снами. Алхимические стадии в разных масштабах проходятся на протяжении всего человеческого существования, но особо актуальны в «кризисе середины жизни».

Иллюстрация № 1

Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в «бессознательном» у современных людей.

Сон тринадцатилетнего ребёнка:

«Я иду по городу и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал — на экране сразу начинается действие. Моментально я перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно — играть с вороной, которая находится в центре мира. Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, «неизменную в изменяющемся». Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он?) — адекватно описать это невозможно) — как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, я осознаю, что совершенство рухнуло «ниже уровня ада», а я каким-то непостижимым образом являюсь «им» и «не-им» одновременно. Щелчок перед глазами — я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выйдя из зала, передо мной предстаёт умирающий мир — и в то же время вроде бы всё осталось, как прежде. Меня охватывает тоска и скорбь. Я твержу себе: главное — не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: «Ты видел фильм?» Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: «Странно, что ты не плачешь — ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!» На этом сон прекращается.»

Амплификация

Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип «нарушения священного запрета» есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе — главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что указывает на алхимическую догму: «Что вверху, то и внизу». Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об «искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся». В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Приведенный сон — стадия Coniunctio, плавно переходящая в Nigredo.

Но если подобное состояние характерно, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему этот процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? В данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем «ветрам» коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное «эго» находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

Иллюстрация № 2

Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема — перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализеж

«Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше».

Данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.

Запрос «алхимик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Статьи о герметизме

Герметизм

Пантеон
Гермес Трисмегист · Тот · Гермес · Меркурий · Германубис · Агатодемон · Амон · Асклепий · Исида · Гор

Главные книги
Герметический корпус · Поймандр · Асклепий · Изумрудная скрижаль · Пикатрикс

Учения и практики
Алхимия · Астрология · Теургия · Мантика · Магия

Символы герметизма
Анх · Кадуцей · Уроборос · Алхимические символы · Философский камень · Бафомет · Таро

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) — специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء‎ (’al-khīmiyā’), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία — «флюид», χυμος — «сок», χυμενσιζ — «литьё») либо восходит к самоназванию Древнего Египта — Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

См. также: История химии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.

Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось известное тогда небесное светило:

  • серебро — Луна,
  • ртуть — Меркурий,
  • медь — Венера,
  • золото — Солнце,
  • железо — Марс,
  • олово — Юпитер,
  • свинец — Сатурн.

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

В 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.

Алхимия на Арабском Востоке

Европейское изображение Ар-Рази в книге, Герарда Кремонского «Канон врачебной науки» (перевод труда Ибн Сины), 1250—1260 гг.

После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.

В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые — ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.

Другой персидский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.

Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков.

Алхимия в эпоху Возрождения

«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sędziwój») Яна Матейка «Алхимик», гравюра Филиппа Галле по рисунку Питера Брейгеля Старшего (около 1558 г.)

В XIV—XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский лично проводил опыты в своем дрезденском «Золотом дворце». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.

Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.

Философия алхимии

Изображение алхимического андрогина-ребиса XV в.; из собрания Баварской государственной библиотеки

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, пилюль бессмертия, изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией. Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определённых упражнений — внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Уроборос. Гравюра Л. Дженниса из книги алхимических эмблем «Философский камень». 1625

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых.

Роль алхимии в истории науки

Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».

Алхимические инструменты (по алфавиту): сосуд, мензурка, кривой выпуск, капсуль, сплавниковый фильтр с выпуском, капельница или пипетка, кривой слив, закрытый омыватель, фильтр газа, отсеивалка, сборник, сжигатель с большим выхлоповником, сито или фильтр, форматор с малым сливом; и знаки: (от знака Δ по часовой стрелке) огонь, вода, воздух, земля, соль, сера, восемь неясных знаков, золото, серебро,олово, медь, ?, железо, ртуть, свинец, щёлочь, неясные знаки.

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.)русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

  • Великое делание
  • Философский камень
  • Химия
  • Научная картина мира
  • Алхимические символы
  • Герметизм
  • Даосская алхимия

Примечания

Литература

Сочинения Гермеса Трисмегиста Сочинения XVII века

  • 1600 — Василий Валентин, «Книга двенадцати ключей» (Duodecim Claves). Двенадцать ключей мудрости / Пер. В. А. Каспарова. — М.: Беловодье, 1999.
  • 1604 — Василий Валентин, «Триумфальная колесница антимония» (Currus triumphalis antimonii)
  • 1612 — Никола Фламель, «Иероглифические фигуры» (Le Livre des figures hiéroglyphiques)
  • 1618 — Василий Валентин, Алхимические трактаты / Пер. В. фон Эрцен-Глерона. К.: Автограф, 2008.
  • 16?? — Никола Фламель, Алхимия / Пер. со старофр. Г. А. Бутузова. — СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с. + цв. вкл.
  • 1653 — Сирано де Бержерак, Савиньен, «Различные произведения» (Œuvres diverses, изд. 1709 года)
  • 1677 — Mutus Liber
  • 1677 — Лемери, Никола, «Курс химии» (Cours de Chimie)

Сочинения XVIII века

  • 1758 — Дом Пернети, «Мифо-герметический словарь» (Dictionnaire mytho-hermétique)

Сочинения XX века На иностранных языках

Алхимия в Викисловаре

Алхимия на Викискладе

Ссылки

  • Алхимия в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4127921-9 · NDL: 00569397

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *