фанфик по фэндому
«Фикбук и всё, что с ним связано»

18+

Результаты приходят с опытом. А потому ежедневная зарядка для писателя творит чудеса. Простая, смешная, непривычная, с выпадами, гантельками и танцем хулахупа на талии Музы. Стоит ввести в привычку один короткий текст в день – и вы измените себя навсегда. До кончиков пальцев. Идеи наполнятся силами, строчки будут складываться легче, а писательство обернется удовольствием, игрой и страстью, с которой сердце забьется чаще.

До чуда всего три шага:

  • 15 минут
  • готовность слушать
  • и неожиданная тема.

Начнем по порядку?

  1. Время, которое есть. Из полутора тысяч минут мы находим 15. Всего 15 минут в день. Ставьте таймер или пишите урывками – на бумаге, салфетках, в заметках телефона… Воруйте время как поцелуи. Ищите возможности, а не оправдания.
  2. Расслабьтесь и слушайте. Это лучший совет, который я получила из двух десятков писательских книг. Ничего не надо выдумывать, выжимать и выписывать из головы. Все уже есть, и оно глубже, чем мы способны раскопать старательной лопатой. Все слова, запятые и буквы уже готовы вылиться на бумагу. Просто найдите для них место и время и будьте готовы слушать.
  3. О чем писать? Главный вопрос-тормоз. И у меня есть решение, которое на годы вперед избавит вас от оправданий отсутствия тем.

Ниже вас ждет подарок – генератор случайных тем. В нем уже больше 1000 ответов, и в сентябре станет на 500 больше.

Я буду расширять его, собирая идеи по свету. Чтобы в любую писательскую погоду вы могли опустить руку в море — и выловить свою жемчужину.

Пусть они дарят вдохновение. Пусть становятся точками входа. Пусть ложатся первыми строчками или раздражают, заставляя чувствовать, отряхивая нужное.

Просто нажмите на кнопку – и судьба подарит тему.

Если она совсем не тронет, нажмите «еще». Но не увлекайтесь, верьте случаю, ему виднее) Когда в июне мне досталась чужая «затравка» про сопли, что героиня «размазывала рукавом», я потратила несколько дней, сопротивляясь теме. А потом сделала ее первой строчкой – и написала самый драматичный и важный для себя рассказ.

Не повторяйте моих ошибок, не теряйте время. Нажимайте на кнопку – и пусть смелость дарит новые горизонты. Пробуйте то, что кажется глупым. Ведь помните, как было классно в июле, когда мы устроили катапульту из уютных тапочек?

Играйте, пишите, пробуйте! Копите черновики, а не сомнения. А если вам захочется поделиться написанным текстом, почитать других, спросить совета или почувствовать дружескую руку, двери «Домика Писателя» всегда открыты.

P.S. Чтобы вернуться к генератору идей в любой момент, вы можете поделиться им в своих соц.сетях (кнопочки ниже справа) или заходить через слово «шкатулка писателя» >> «1000 идей» в шапке блога.

Хочу еще

В какой-то степени, процесс написания рассказа каждый раз разный. Во введении к Американским Богах Нил Гейман цитирует Джина Вулфа:

«Ты не можешь научиться писать романы. Только роман над которым ты работаешь в данный момент»

Это справедливо и для коротких рассказов.

Однако существуют некие шаблоны которым, каждый автор неосознанно следует. Это не конкретные правила и они могут или не могут быть применимы к конкретно вашему произведению. Я же хочу поведать о них в надежде, что когда — то они упростят вам процесс написания рассказа.

Прежде чем начать рассказ, вам понадобятся три вещи:

— Около 10 — 20 часов — В зависимости от длины рассказа (от 200 слов для сверх коротких рассказов до 5000 слов для традиционных) это может занять от 5 до 50 часов. Но я обнаружил что написание рассказа объемом в диапазоне от 3000 до 5000 слов занимает около 10-20 часов.

— Идея — Предполагается что она у вас есть. Хотя бы зачатки.

— Письменные принадлежности — Это очевидно. Вам надо чем-то записать свою историю

7 шагов для написания короткой истории

1. Написать основную историю в один присест.

Это может показаться странным, начинать список шагов по написанию истории с «написать историю». Позвольте объяснить.

Существуют два типа историй. Первый — художественная форма. «Рассказы». В которых есть прописанные персонажи, сюжет, образами и стилем.

Второй тип это смешные, забавные или сумасшедшие истории что вы рассказываете друзьям при встрече.

История и рассказ это разные вещи. Первый — это просто истории что мы все время рассказываем. Второе — искусство.

Первый шаг к написанию короткого рассказа — написать историю первого типа, ту которую вы можете рассказать другу. И обязательно не отрываясь от бумаги. Просто расскажите историю. Не думайте об этом слишком много, не проводите исследований, не делайте перерывов. Просто расскажите историю.

2. Затем найдите главного героя

После того, как вы написали основную историю, сделайте шаг назад. Вы можете быть горды или смущаться. Игнорируйте эти чувства, поскольку они не имеют никакого отношения к тому, насколько хорош или плох рассказ на самом деле. И что более важно, насколько он хорош.

Следующий шаг — прочитать свою историю в поисках главного героя.

«Главный герой — это персонаж, судьба которого больше всего важна для истории». — Стивен Кох

Сейчас время решить кто ваш главный герой, но в зависимости от вашей истории это может быть сложнее, чем вы думаете.

Ваш главный герой не обязательно рассказчик, и не обязательно «хороший парень». Главный герой — это тот кто принимает решения, которые ведут историю вперед.

Ваш главный герой это центр истории. Он управляет сюжетом и его судьба придает истории смысл. В процессе написания истории важно выбрать правильного героя.

3. Напишите идеальную первую строку

Великие вступления захватывают читателя с головой настолько что ему и в голову не взбредет отложить в сторону произведение, пока он его не закончит. Если вы хотите удержать читателя, надо начинать с первой строчки.

4. Разбейте рассказ на сцены

Рассказы состоят из сцен, которые происходят в определенном месте и времени. Список сцен поможет держать под контролем структуру рассказа, добавлять детали и наполнять сцены жизнью.

Списки сцен делают две основные вещи:

Структурирует вашу историю.

Показывает какие части нуждаются в дополнительной работе.

Вам не нужно точно придерживаться данного списка, но он определенно поможет в работе над историей, особенно если вы пишете в несколько заходов.

5. Только теперь вы должны исследовать.

Если вы похожи на меня, то вы хотите углубиться в тему, как только появятся первые ростки сюжета, дабы найти как можно больше интересных деталей.

Проблема в том, что если начать слишком рано, то найденный материал исказит вашу историю, что может привести к её разрушению под тяжестью найденного материала. Некоторые авторы никогда не проводят исследований, что оставляет их рассказы несколько неточными и слаборазвитой. Не останавливайтесь, пока не поставите вашу историю на ноги. Лишь тогда можно отвлечься на словари и справочники. К тому времени у вас появятся понимание того какие детали требуют уточнения.

6. Пишите / редактируйте / пишите / редактируйте / пишите / редактируете

Время настало! Когда вы знаете, своего главного героя, написали захватывающее вступление, подготовили список сцен и провели необходимые исследования — пришло время создавать. Все мы пишем по-разному. Кто-то быстрее и сразу несколько черновиков, другие медленно и сразу же редактируют. Это зависит только от вас. Делайте как вам нравиться. Главное сделайте.

7. Публикация

Я твердо верю, что публикация — это самый важный шаг к тому, чтобы стать писателем.

Написанная история без публикации не есть законченным произведением.

Вам не обязательно сразу отсылать её в журнал или в издательство. Получите отзывы друзей или сообщества в интернете. Вступите в группу по интересам или создайте её.

Самое ужасное, что вы можете сделать для своего произведения — это спрятать его из-за страха или притворного безразличия.
Источник

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование».

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Эту статью хорошо дополнит другая наша статья как написать рассказ, если ты новичок?

Вступление

Хочу предупредить сразу: это не инструкция по созданию опусов, способных затмить Хемингуэя, Шукшина и О’Генри. Да ты вообще слышал эти имена? Нет? Так я и думал. Да, ты совсем недавно (по историческим меркам) сдал ЕГЭ, потом на деньги папы и мамы окончил (кстати, правильно в русском языке будет именно «окончил», а не «закончил»!) бакалаврат, может быть, даже магистрат чего-то там и теперь готов поведать urbi et orbi о своём – о, конечно же! – богатейшем внутреннем мире, без знания о котором человечество обречено на жалкое прозябание и культурную деградацию.

Прежде, чем выбрать тяжёлую и неблагодарную писательскую стезю, ты, конечно же, ознакомился с современной библиографией. Ну и как? Кто же они – российские властители дум? Ну, выбор довольно-таки широк: от писателя-патриота Захара Прилепина до шизоидного автора романа со сценами каннибализма, где домашние с гостями поедают молодую девицу, только что запечённую живьём в печи. Последний даже удостоился сжигания своих книг на площади движением «Наши», и совершенно напрасно, я считаю, ибо «нашисты» только составили автору дополнительный пиар. В промежутке между ними разместилась эстетствующая дама с её погрязшими в бытовухе персонажами; разговаривающий с публикой через губу кудрявый поэт и русофобствующий эстет, живущий уже вне России. Есть ещё гламурная, пожилая девушка с украинским именем и псевдонемецкой фамилией, пишущая в стиле мобильных СМС о тяжёлой доле российского олигархата и сосуществующих с ним приживалок. Это основные.

Ну, что, поехали?

Как начать писать рассказ

Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.

Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.

Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:

Экспозиция.

Она же предисловие. Писательский приём, вводящий читателя в сюжет и определяющая его рамки.

Завязка

Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.

Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.

Развитие

Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.

Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.

Кульминация

Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.

Развязка

Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.

Эпилог

Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.

О чем можно написать рассказ

О чём угодно! Это могут быть даже фантастические размышления старого дерева, много повидавшего на своём веку. По ходу повествования могут всплывать картины из его прошлого, которые определят ход событий в рассказе, а в финале под деревом могут появиться люди или животные, которые круто изменят ход событий, сделав концовку рассказа парадоксальной и неожиданной.

Или о старой, покрытой пылью и погрызенной мышами соломенной шляпе, висящей на гвозде в чулане. И о её новой жизни в качестве головного убора для огородного пугала. Ну, а что? Всё лучше, чем сгореть в костре вместе другими старыми вещами! Всё-таки новая жизнь…

Как придумать рассказ

Наблюдая жизнь, делая какие-то обобщения. И, естественно, не стоит браться за прозу, имея нулевой жизненный опыт. И хотя литературоведы утверждают, что всё великое многообразие мировой литературы сводится к всего нескольким, как бы не к семи, базовым сюжетам, поток прозы не иссякает. Сколько, по-вашему, можно оставить сочетаний из семи цифр? Около 10 миллионов. Написано ли и опубликовано столько за всю историю человечества? Сомневаюсь.

Мало жизненного опыта, чтобы написать рассказ, стать автором истории? А уши на что? Есть великолепные рассказчики, являющиеся авторами только устной формы рассказа. Это то, что называется «байками» (не путать с двух-трёхколёсными средствами байкеров-мотоциклистов). Слушай, мотай на ус, творчески переосмысливая услышанное, добавляй, наконец, своё! Возьми рассказчика в соавторы – если он амбициозен, или не бери, а просто упомяни о нём, как источнике сюжета, в завязке или в финале рассказа.

К финалу стоит добавить несколько соображений о роли пейзажа и интерьера в написании рассказа. Не верь снобам, утверждающим, что эти атрибуты повествования изжили себя. Они просто не умеют этого описывать. Живое, сочное описание пейзажа или интерьера, в которых происходят события, может стать отличной и оригинальной рамкой для сюжета, подчеркнуть характеры героев, да и просто доставить эстетическое наслаждение манерой описания.

Одна проблема – для этого нужно найти свежие, незатасканные метафоры, синонимы, антонимы и прочие элементы литературного слога. Что трудно – имея в виду, что все мы пользуемся и в творчестве, и в обиходе одними и теми же словами.

Талант писателя и состоит в том, чтобы из известных слов-кирпичиков выстроить оригинальное, никем ещё не виданное, здание. И пусть оно не будет дворцом: крепкий, добротный деревенский дом тоже может доставить эстетическое удовольствие.

Дерзайте!

Владимир Тамбовцев

Тренируйтесь на рассказах

Короткие истории никогда не выходили из моды. Практичный формат позволяет читателю ознакомиться с ними очень быстро, не тратя много личного времени – перед сном, за чашкой утреннего кофе, по дороге на работу или в обеденный перерыв.

Маленький объем текста (обычно от 2–3,5 тыс. до 20 тыс. слов) не сковывает автора, а, напротив, позволяет его таланту проявиться в полной мере. Если придуманный мир и действующие лица не умещаются в формат рассказика, но корпеть над целым романом писатель-дебютант пока не готов, можно создать сборник рассказов. Действие будет происходить примерно в одном месте и в одно время, персонажи будут одними и теми же и при этом истории останутся краткими и емкими.

Пробуя свои творческие силы, литератор-новичок может написать любой рассказ – от комедийного до фантастического. Никаких жанровых, стилистических и тематических ограничений нет. Рассказы одинаково успешно пишут авторы реалистической прозы, юмористы, фантасты, сказочники и т.д. Мини-произведения могут быть выдержаны в классическом стиле или оказаться экспериментаторскими, новаторскими. Темы также абсолютно любые.

Если написанный текст получит теплые отзывы, это, бесспорно, вдохновит не прекращать творческую работу. Можно будет продолжить оттачивать мастерство в малых формах или даже замахнуться на целый роман.

Особенности формы

Действие в хорошем рассказе движется стремительно – без пространных диалогов и лирических отступлений, лишних деталей и описаний. Быстрый переход к сути, минимум сюжетных линий (как правило, одна, но бывают и две-три), крутые повороты сюжета и эффектная развязка – главные признаки этой литературной формы.

Образы героев должны быть узнаваемыми, запоминающимися, оригинальными и не одномерными. Пара реплик и ярких штрихов к портрету – и персонаж становится понятен и интересен читающей публике. При этом он должен быть живым, что-то чувствовать и, возможно, как-то меняться на протяжении повествования.

Для начала – читайте

С чего начать, если вы решили попробовать себя в качестве создателя рассказиков? Первый совет, который дают все состоявшиеся литераторы – читать как можно больше.

В мире создано немыслимое количество коротких произведений в самых разных жанрах. Для начала стоит освежить в памяти классиков, а затем и познакомиться с современными рассказчиками. У них можно черпать вдохновение, и они научат вас лаконичности.

Не переусердствуйте с количеством действующих лиц

Персонажей в рассказе не должно быть много. Ведь, опять же, это не роман. Даже в детективных рассказиках подозреваемых, в отличие от объемных произведений, довольно мало.

Масса героев, которые что-то делают в разных локациях коротенькой истории, запутают читателя. И все их конфликты не удастся разрешить за маленькое по объему повествование. Если вы не сможете вырезать ненужные сюжетные линии, тормозящие развитие основной идеи, и убрать лишних персонажей, лучше сразу браться за повесть или роман.

Кроме того, события нужно описывать с одной точки зрения – от лица главного героя или второстепенного персонажа, наблюдающего за жизнью главного героя, либо от лица автора. Дать взгляд на происходящее глазами антагониста или еще одного персонажа-протагониста в данном формате будет сложно.

Поразите началом и финалом

Начать рассказ надо с чего-то неизбитого, необычного, внезапного. Это может быть какая-то тайна или интересная проблема, требующая незамедлительного решения.

Кстати, не обязательно первый абзац останется неизменным после того, как вы завершите свою работу. Возможно, вы перепишите его, когда закончите свой опус. Но в любом случае вступление и завязка должны привлекать внимание, интриговать читателя, провоцировать вопросы, а также предвещать дальнейшие события.

Финал небольших литературных форм обычно неожиданный, пробуждающий у читающей публики ярчайшие эмоции. Не менее важно, чем эффектное окончание – разрешение центрального конфликта. Неопределенность редко когда уместна для завершения прозаического произведения любого формата. Впрочем, концовка может быть и открытой, когда читатель сам собирает воедино все выводы. Также она может быть окончательной (с понятным исходом) или кольцевой (возвращающей к началу истории через образ либо действие).

Разработайте структуру

Прежде чем приступить к созданию текста, желательно написать план рассказа. В него надо включить перечень действующих лиц, содержание сюжета, а также примерное начало и концовку истории – это самые важные части текста, его ударные акценты.

Сочиняя будущий мини-шедевр, необходимо избегать долгого введения. Это не роман. Привлечь аудиторию нужно буквально с первых строк.

В остальном структура малой и большой прозы примерно одинакова:

  1. Вступление с представлением героев, времени и места действия.
  2. Завязка, служащая началом главного конфликта.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – пик действия или драматически напряженный поворот сюжета.
  5. Развязка – последствия кульминации.
  6. Заключение, в котором история завершается.

Конечно, вы имеете полное право на эксперимент. В литературе есть примеры, когда история начинается с конца или не имеет четко выраженного конфликта.

Отредактируйте себя

Литературный дебют – почти как родной ребенок. Все в нем кажется замечательным и совершенным.

Однако буквально каждое предложение можно улучшить при помощи тщательной редактуры. Надо лишь не жалеть «резать» созданный с такими стараниями, с душой и полной самоотдачей шедевр. Помните – правки пойдут только на благо.

Так что, последняя точка в вашем рассказике не означает завершения работы. Первый готовый вариант – далеко не финальный.

Прежде чем редактировать написанный материал, стоит на время вообще забыть про него – на несколько дней, а лучше на неделю. После перерыва вы взглянете на свой труд свежим взглядом. Так легче заметить логические ошибки, неувязки в сюжете, неестественные диалоги, ненужных персонажей и просто лишние или повторяющиеся слова. Каждая строка должна развивать действие либо как-то характеризовать персонажа. Иначе ее следует исключить.

Главное – быть при этом объективным, строгим и даже беспощадным к себе. Скажите честно – захотели бы вы сами прочитать такой рассказ, не скучен и не банален ли он.

Как написать хороший рассказ

Итак, резюмируем. Чтобы написать свой первый рассказик, нужно:

  1. Много читать и учиться у предшественников.
  2. Определиться с темой произведения.
  3. Создать несколько многогранных героев, за которыми будет интересно наблюдать.
  4. Продумать завязку и финал.
  5. Составить план текста и, опираясь на него, написать свое произведение.
  6. Отредактировать написанное (если понадобится, несколько раз). Для контрольной проверки прочитать текст вслух.
  7. Придумать креативный, интригующий заголовок. Сочинять его лучше в последнюю очередь, когда перед вашими глазами будет полное повествование. Обычно заглавие создает интригу либо обозначает ключевых героев, темы или объекты истории.
  8. Выслать рукопись литературному журналу или издательству, которое специализируется на коротких рассказах, либо представить ее на литконкурс. Еще один способ донести свой труд до читателей – разместить его в интернете (в своем блоге, на писательских сайтах или в онлайн-журналах). Предварительно нужно уточнить требования к рукописи в каждом конкретном случае (тематика, минимальный и максимальный объем и т.п.).

Если вы хотите пойти по стопам раннего Чехова, Аверченко и Зощенко, обязательно посмотрите это видео. Оно подскажет начинающим авторам комедийных рассказов, как сделать текст смешнее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *