20 лет человеку

1. Мир пытается оставить тебя тупым. Начиная от банковских платежей и процентов и заканчивая чудо-диетами — из необразованных людей легче вытрясти деньги и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете — для того, чтобы быть богатым, независимым и счастливым.
2. Не верьте слепо в образовательные институты. Пока они готовят учебные планы, система устаревает, а иногда и успевает сломаться. Лучше учиться и зарабатывать уважение людей путём лидерства и делания, а не путём следования.
3. Читайте так много, как только можете. Освойте технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Emerson Spartz научил меня этому на слёте Summit Series. И если он читает 2-3 книги в неделю, вы вполне можете прочесть одну.
4. Старайтесь постоянно общаться со всеми. Станьте мастером общения. Учитесь находить в человеке то, что вам нравится в нём, а затем обращайтесь к этой его стороне.
5. Не теряйте времени на скромность. Скромность — это вера в то, что ваши эмоции могут стать судьями вашего процесса принятия решения, в то время как верно прямо противоположное.
6. Если вас что-то неприятно удивляет во время отношений с кем-то, скорее всего именно от этого вы освободитесь путём их разрыва.
7. Старайтесь максимально часто общаться с людьми, которые старше вас. Лично я встречаюсь с людьми на Podcamp’ах. Мой друг Грег в возрасте 13 лет встретил своего первого работодателя на соседнем кресле в салоне самолёта. Ценность общения со старшими заключается в том, что система принятия решений ваших сверстников не сильно вам поможет. А старшие к тому же знают всё то, что вы узнаете позже — потому стоит спросить у них.
8. Ищите людей круче себя и проводите время с ними. Это само по себе важно, но важно и следствие — не пытайтесь быть средненьким в вашей группе, пытайтесь стать лучшим (делайте интересные вещи, будьте честолюбивы, отзывчивы, восприимчивы и т.п.).
9. Со временем вы будете становиться всё более консервативными. Это просто факт. Те, кто окружает вас, создадут нечто вроде пузыря, который будет поддерживать «статус кво» (текущее положение дел). Именно поэтому самые сумасшедшие идеи нужно реализовать СЕЙЧАС. Потом вы станете слишком боязливы. Поверьте мне.
10. Максимально сократите расходы. Это позволит вам создать запас для осуществления той самой сумасшедшей идеи, о которой я говорил выше.
11. Вместо получения статуса с помощью объектов (что даёт только временное его повышение), повышайте его опытом. Другими словами, поездка в Париж — лучший выбор, нежели новый шкаф. Исследования показывают, что такой выбор повышает уровень удовлетворения, получаемого от жизни.
12. Если вы живёте в нужде, решите денежную проблему. Используйте интернет, поскольку он может помочь вам дёшево купить что-то на аукционах. Если сейчас вы живёте от зарплаты до зарплаты, расширьте это период на три недели вместо двух. Затем, когда дела пойдут лучше, можно планировать на месяц, потом на три, шесть и наконец на год вперёд. Цель — достичь момента, когда вы планируете на 5 лет вперёд.
13. Научитесь программировать.
14. Не набирайте лишний вес в молодости. Ваши гормоны помогут вам с этим поначалу, но не стоит терять эту возможность, поверьте мне.
15. Научитесь готовить. Это сильно упростит вашу жизнь, питание перестанет быть обыденным делом, превратится из дорогой необходимости в приятное занятие да и сэкономит ваши средства. Я большой фанат Jamie Oliver’а, но если вам нравится кто-то другой — замечательно.
16. Хорошо высыпайтесь. Сон и самостоятельное приготовление пищи помогут вам не набрать лишний вес. Если вы думаете «я отосплюсь в могиле» или «я должен ещё много сделать, нет времени для сна», то я вам скажу так — «не выспавшийся вы НЕ ЭФФЕКТИВНЫ», сокращение времени сна вам не поможет.
17. Заведите себе приложение-записную книжку. Не доверяйте памяти, встроенной в ваш мозг. Не доводите ситуацию до делания того, что «вам кажется» нужно было бы сделать. Доверяйте только записям, я использую RE.minder и Action Method.
18. Поставьте себе большую цель и позвольте случаю помочь вам. Если же вы не обозначите её, то что-то, конечно, случится, однако если вы её поставите, то случится намного больше.
19. Станьте специалистом в чём-то одном. Потратьте 5 лет на дело, а не на шатание вокруг да около. Если вы захотите затем сменить профессию — вперёд. Как я сказал, выберите что-то.
20. Не пытайтесь исправить людей. Лучше найдите тех, кто ещё не испорчен.

Всем хорошо знакомо понятие «кризис среднего возраста», которое подразумевает под собой перелом поведенческой парадигмы людей в возрасте 40–45 лет. Мужчины и женщины, столкнувшиеся с подобным кризисом, испытывают потребность в переосмыслении своей жизни: начинают задумываться о прожитых годах и о том, какое место они занимают в этом мире. Многие переживают кризис очень остро, полностью меняя сложившийся образ жизни, привычки или всячески стараясь поднять самооценку, заводя молодую любовницу или приобретая, например, дорогую машину.

Текст: Ксения Смирнова

Вопреки распространенному мнению, кризис случается и у людей гораздо младшего возраста, например, широко распространенный «кризис двадцатилетних» или, еще более раннее его проявление, — «кризис третьего курса». Такое замечание может показаться смешным, но на самом деле практически каждый второй молодой человек сталкивается в своей жизни с этим явлением. Причем с «кризисом двадцатилетних» очень тяжело бороться, ведь это состояние подразумевает ощущение неизвестности, боязни будущего, страха и растерянности.

Каждый день ты задаешь себе тысячу вопросов о том, кто ты и что намерен делать в этом мире. Ты находишься в переходном состоянии: из подростка, который совсем недавно учился в университете и в ус не дул, превращаешься во взрослого человека, которому нужно определиться в жизни и начать действовать. Закончив учебу, ты впервые не знаешь, что тебе делать, границы твоих целей расширяются: если раньше главным было сдать очередную сессию, написать курсовую или диплом, то сейчас целью должен стать свой бизнес или семья, или работа мечты, или мало ли что еще. Разве это глупость? /

Медицинский психолог Екатерина Трофимова отмечает:

— В возрасте 19–20 лет многие молодые люди заканчивают третий курс университета, который является переломным как с точки зрения учебного плана (появляется больше профильных предметов, практики), так и с психологической. Половина университетской жизни уже позади, а впереди диплом и потом взрослая жизнь. Конечно, многих это пугает. Молодые люди часто страдают от депрессий в этот период, склонны ввязываться в неприятности, процент отчислившихся студентов увеличивается.

Когда заканчивается одиннадцатый класс школы, бывшие школьники больше всего озабочены сдачей экзаменов и успешным поступлением в вуз. Создается ощущение, что ты находишься на финишной прямой, все ждут от тебя победы, — и ты до смерти боишься проиграть. Напряжение так сильно, что, когда ты наконец находишь себя в списках поступивших, твоему счастью нет предела! Наступает ощущение эйфории от того, что ты смог обойти конкурентов и поступить в вуз своей мечты, что школа осталась позади и теперь ты студент, преподаватели обращаются к тебе на «вы», и никто не возится с тобой так, как это было раньше. Ты находишься в этом блаженном состоянии примерно до третьего курса, а потом наступает резкое отрезвление. И вместе с ним приходит понимание того, что до выпуска осталось всего два года, нужно уже решать, какова будет тема твоего диплома, куда ты пойдешь после университета, чем будешь заниматься. Ты начинаешь задумываться о том, нравится ли тебе учиться, то ли ты получил в вузе, чего ожидал, достаточно ли университет подготовил тебя к профессиональной деятельности?

Ты с ужасом осознаешь, что каждый год выпускается огромное количество людей твоей специальности и тебе придется отчаянно бороться за свое место. Понимаешь, что большинство знаний, полученных в университете, — это теория, лишенная практического применения или вовсе безнадежно устаревшая, что настоящих знаний у тебя мало и получить их сейчас просто неоткуда. А что написано в твоем дипломе? Быть может, «специалист по связям с общественностью» или «менеджер» или «экономист»? Ты понимаешь, что тебе практически некуда податься с такой записью, потому что таких умных, как ты, целый выпуск. К тому же система приема на работу, построенная на принципе «тебе нужно иметь опыт работы, чтобы устроиться на работу, чтобы получить там опыт работы», убивает молодого специалиста в самом начале.

Самое страшное в такой период — это ощущение безысходности, полная растерянность и страх перед неизвестным. Ты не знаешь, с чего тебе следует начать, куда бежать и что делать. Мучаешься неразрешимыми вопросами о будущем каждый день, угнетаешь сам себя и в конце концов погрязаешь в унынии. Кризис двадцатилетних — это такое состояние, когда тебя раздражают мотивационные картинки и посты в социальных сетях, когда тебе кажется, что ты никому не нужен, а вся система трудоустройства работает против тебя. Ты начинаешь сомневаться в своих талантах и способностях, самооценка стремительно падает, и тебе начинает казаться, что единственное место, где ты можешь себя реализовать, — это «Макдональдс». В итоге ты доводишь себя до состояния полной апатии: лежишь на кровати с ноутбуком, просматривая одну серию за другой, не одеваясь и не утруждая себя что-либо готовить. Тебе хочется просто забыться и бежать от своих проблем так далеко, насколько это возможно.

А может быть, болезнь эта известна уже давно и не является открытием XXI века? Знакомое описание читается в строках пушкинского романа «Евгений Онегин»:

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Получается, что «русская хандра» и «сплин» всегда были свойственны молодым людям в возрасте 20–25 лет. Меняется быт, меняется историческая реальность, но кризис молодости остается, какие бы причины ни лежали в его основе. Если депрессия двадцатилетних существует так давно, если признается психологами и медицинскими специалистами, то, стало быть, есть и возможные способы лечения такой хандры?

Исторический пример Евгения Онегина нельзя назвать положительным: все-таки выхода из ситуации он в итоге так и не нашел, а, наоборот, лишь усугубил свои душевные терзания.

Екатерина Трофимова с сожалением говорит о том, что риск приобрести привычку к злоупотреблению алкоголем в возрасте от 19 до 25 лет чрезвычайно велик, и это может быть напрямую связано с тем, что молодой человек так и не смог найти себе места в жизни, а предпочел легкий путь в забытье.

— Человек должен обладать природной силой воли, чтобы уметь справляться с подобным состоянием. Помочь ему также должны родственники и взрослые друзья, у которых он может спросить совета и получить поддержку. Вытаскивать себя из депрессии нужно маленькими шажками. Полезно взять лист бумаги и постараться описать то, что хотелось бы иметь в жизни. Потом разработать план (до мельчайших подробностей), как реализовать свои цели, и понять, с чего следует начать. Кроме того, важно помнить, в чем заключается твой талант и где его можно будет применить для достижения своих целей.

По моему убеждению, если тебе двадцать или чуть больше и ты считаешь, что твоя жизнь закончилась, — так оно и есть. Тебе заново придется создавать свои цели, убеждения, желания и привязанности, учиться жить по-новому. Потому что процесс выхода из подобного кризиса — это колоссальный труд!

Универсального рецепта успеха, конечно, нет. И мы, в отличие от тех, кто говорит, будто знает, что нужно всем для преодоления кризиса, не делаем общих выводов и не даем абстрактных советов. Для каждого, конечно, подход индивидуальный.

Если у вас есть друг или знакомый, которому удалось справиться с глубокой депрессией, спросите, как он это сделал, и, возможно, он скажет именно то, что вам необходимо было услышать. Обратитесь за советом к родным, к людям, которые пользуются у вас авторитетом (родители, старшие друзья, преподаватели) — наверняка они тоже сталкивались с подобной проблемой в свои двадцать лет. Посмотрите на людей известных, которые сумели добиться успеха, прочтите их книги и биографии — реальная история, рассказанная талантливым человеком, воодушевляет и помогает найти ответы. Вспомните всех, с кем вы когда-то общались: быть может, кто-то из этих людей сможет помочь вам в трудоустройстве или посоветовать, куда обратиться. Задумайтесь о теории шести рукопожатий и проверьте ее на себе — результат удивит вас.

Не стоит думать, что кризис разрешится сам собой, на помощь придет счастливый случай, или однажды, гуляя по городу, вы вдруг обретете смысл жизни — скорее всего вам придется не один день работать над собой, чтобы понять, наконец, в каком направлении двигаться дальше.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.

Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости — кризис 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: — реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

Часто прибавляешь себе пару лет на свидании или поступаешь наоборот? И бывало ли так, что возраст мешал тебе получить работу твоей мечты? Сравни свои ответы с нашей статистикой.

Выглядеть старше своих лет. В этом признались 6% опрошенных девушек. А 55% могут похвастаться обратным — на вид они моложе.

Чувствовать себя не на свой возраст. 4% респонденток ощущают себя старше, чем на самом деле, а 53% — более юными.

Комплексовать из-за возраста. Чем старше девушки, тем чаще они уменьшают свой возраст в мужской компании. А те, кому до 25, прибавляют себе год-другой.

Искать мужчину помоложе. 8% опрошенных от 25 до 30 лет уверены, что для гармоничных отношений девушка должна быть старше своего молодого человека.

А компанию — посолиднее. 28% респонденток сказали, что обычно им гораздо интереснее общаться с людьми старше себя.

Получать отказы от работодателей только из-за возраста. Оказывается, 31% опрошенных сталкивались с этой проблемой — причем это были женщины в возрасте от 20 до 35 лет.

Надеяться на лучшее. 74% девушек считают, что с возрастом люди мудреют. Но 26% девушек не верят в это и живут сегодняшним днем.

29% опрошенных сказали, что сейчас лучшее время в их жизни.

Нормальность в цифрах

  • 20 ЛЕТ — ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ У БОЛЬШИНСТВА ОПРОШЕННЫХ ДЕВУШЕК ПОЯВИЛАСЬ ПЕРВАЯ ПОСТОЯННАЯ РАБОТА.
  • 22 ГОДА — ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ ВПЕРВЫЕ ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН.
  • 23 ГОДА — ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ БОЛЬШИНСТВО ДЕВУШЕК В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗАВОДЯТ ПЕРВОГО РЕБЕНКА.
  • 47% ОПРОШЕННЫХ СЧИТАЮТ ДИСКРИМИНАЦИЕЙ УКАЗАНИЕ ВОЗРАСТА В ТРЕБОВАНИЯХ К РАБОТЕ.
  • 25 ЛЕТ — САМАЯ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМАЯ РАЗНИЦА В ГОДАХ У МАТЕРИ С ДОЧЕРЬЮ.

Максимальная разница в возрасте, которая была у меня с партнером…

  • «16 лет. В пользу мужа. Но я себя чувствую старше своих лет, иначе было бы сложно». Майя (27)
  • «Мой парень был моложе меня на 9 лет. Быстро наскучило, интересы почти не совпадали». Ирина (33)
  • «3 года. Встречаюсь с людьми своего возраста». Лена (22)
  • «20 лет. Родители были в шоке. Но мы долго встречались и расстались вовсе не потому, что он был старше». Полина (24)

Не бойтесь перемен

Менять что‑то в своей жизни — это страшно. Особенно если это что‑то очень важное, вроде сферы деятельности или места жительства. Нам с детства внушают, что переезд или смена профессии — это слишком сложно, долго, дорого, словом неподъёмно. Вспомнить хотя бы поговорки в духе «где родился, там и пригодился». И в итоге мы не решаемся изменить свою жизнь, даже если она категорически нас не устраивает.

Возможно, кому‑то кажется, что сначала нужно повзрослеть, набраться опыта, накопить солидную финансовую подушку — и уж потом переезжать, открывать бизнес или заниматься любимым делом.

Но идеальный момент не наступит никогда. И чем позднее вы решитесь на перемены, тем сложнее вам будет.

Период с 20 до 30 лет — пока вы ещё не взяли ипотеку, не родили детей, не навесили на себя обязательств, — идеальное время, чтобы что‑то поменять.

Прочитайте 🤔
  • 20 жизненных истин, которые вдохновят вас на перемены

Позаботьтесь о здоровье

Наверняка ваши глаза уже закатились к потолку. Зачем заботиться о том, что и так прекрасно работает? Кажется, что, если сейчас можешь кутить всю ночь, а утром напиться кофе и как ни в чём не бывало отправиться на пары, значит, так будет всегда. Но увы.

Взять хотя бы питание и физические нагрузки. Если вы не выработали привычку есть здоровую пищу и заниматься спортом, к 30 или 40 ждите появления лишних килограммов. И сбросить их с каждым годом будет всё сложнее: обмен веществ замедляется, мышечная масса теряется, меняется гормональный фон.

А дефицит сна со временем приводит Health Effects of Sleep Deprivation к заболеваниям сердечно‑сосудистой системы и разрушает Effects of sleep deprivation on cognition память, внимание и креативность. Про курение, злоупотребление алкоголем и другие вредные привычки даже и говорить не стоит — всё давно известно. Поэтому рано или поздно придётся всё же следить за питанием, спать минимум семь часов в сутки, заниматься спортом и воздерживаться от курения. И начать делать всё это лучше как можно раньше.

Научитесь обращаться с деньгами

Первые заработанные деньги, даже небольшие, вызывают бурю эмоций. Наконец‑то! Не нужно ни у кого просить, ни перед кем отчитываться. Что хочется, то и покупай. Учёт доходов, планирование покупок? Пф, нет уж! Если на что‑то не хватит, можно и кредит взять.

Поначалу будет, конечно, весело. Но в итоге вместо того, чтобы инвестировать деньги или копить на жильё, вы будете выплачивать проценты банку за новый iPhone, вечеринку на день рождения или пышную свадьбу с толпой родственников. Ужасно обидно.

Чтобы потом не ругать себя за глупые решения и не бегать от коллекторов, лучше сразу научиться вести бюджет и планировать траты. Как только получите первую зарплату, скачайте приложение для учёта финансов или заведите таблицу в Google Spreadsheets. Записывайте все доходы и расходы, анализируйте, куда уходят деньги, на чём можно сэкономить и как начать откладывать, например, на отпуск, машину или квартиру.

Научитесь говорить «нет» чужим желаниям

Родители, воспитатели в детском саду и учителя в школе приучили нас думать, что нужно быть послушными и соглашаться с тем, что нам говорят.

В результате мы вырастаем и задвигаем подальше собственные желания, потому что боимся показаться невежливыми.

И этим с радостью пользуются любители свалить на других свои обязанности или просто самоутвердиться. Психологи иногда называют 5 Ways to Escape ‘Good‑Girl Syndrome’ такую ситуацию синдромом хорошей девочки. Это что‑то вроде ловушки мышления, в которую мы попадаем, потому что боимся вызвать недовольство других людей и оказаться в их глазах плохими. И чем раньше вы научитесь отказывать и заявлять о своих интересах, тем проще вам будет в будущем.

Заводите знакомства

После 30 вам будет очень не хватать связей, помощников, да и просто хороших друзей и знакомых. Да, в каких‑то случаях можно обратиться к платным консультантам, но они не всегда могут заменить человека, который искренне готов вам помочь или, скажем, стать вашим партнёром по бизнесу.

При этом обрасти новыми знакомствами куда проще в 20 — пока вы учитесь, пока есть силы и время на развлечения, поездки, походы в гости и так далее. Само собой, в 30 лет тоже ещё рано усаживаться в кресло‑качалку и вспоминать молодость. Но семья, дети и прочие обязательства всё-таки съедают солидный кусок времени и сил, плюс люди порой закрываются и становятся более недоверчивыми. Словом, заполняйте телефонную книжку надёжными контактами как можно раньше.

Предпочтите вещам впечатления

Наверняка вы тоже устали оттого, что вас всё время пытаются заставить что‑то купить. Со всех сторон нас пытаются убедить, что без этого новейшего телефона, этих наушников и вон той футболки с прикольной надписью мы просто не проживём. Или не сможем считаться приличными людьми. Вещи, как нам кажется, делают нас счастливее, помогают выделиться и дарят определённый статус.

Но через 10 или 20 лет от телефона последней модели или брендовых кроссовок не останется даже воспоминания.

Зато закат на берегу Индийского океана, куда можно было бы поехать за те же деньги, вы будете помнить всю жизнь. А учёба на хороших курсах подарила бы знания, которые ещё долго будут помогать вам строить карьеру, зарабатывать и участвовать в интересных проектах.

От некоторых вещей нельзя отказаться, но если вы платите не за практическую пользу, а за мифический статус, лучше купить на эти же деньги хорошие впечатления. Кстати, такое вдумчивое и осознанное потребление пойдёт на пользу и экологии: чем меньше вещей, тем меньше мусора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *