Найти

Чтение чертежей — правила чтения для начинающих

Любое производство, любое строительство металлических конструкций нереально без предварительной разработки технической документации – монтажных схем, чертежей металлоконструкций. Практически все, что создал человек – одежда, которую носим, автомобили, в которых ездим, уличные фонари, которые освещают дороги, дома, в которых живем, здания из металлических конструкций – все это разрабатывали по схемам и чертежам.

Схемы и чертежи передают идеи проектировщиков точно также как текст – мысли писателей. Чертежи конструкций из металла нельзя по-разному читать, их должны знать, как читать и понимать, одинаково все люди, которые берут участие в изготовлении изделий по чертежам, ремонте оборудования, его эксплуатации. Разрабатывать и оформлять чертежи КМД нужно с учетом правил оформления чертежей по ГОСТ, с учетом строительных норм и правил (СНиП), по требованиям «Системы проектной документации для строительства» — СПДС, по требованиям «Единой системы конструкторской документации» – ЕСКД, а также с условными обозначениями.

Поэтому данный чертежи проектируются конструкторским бюром КБ. В проектной документации должна быть графическая часть рабочих проектов и пояснительная текстовая записка. Текстовая записка состоит из результатов расчетов, которые обосновывают принятые решения, технических и нормативных документов, которые используются во время подготовки проектной документации, ссылок на ГОСТЫ, а также описания принятых технических решений и их пояснения. Графическая часть отображает принятые технические решения и делается в виде подробных планов, установочных чертежей, больших монтажных, сборочных схем металлоконструкций, исполнительных схем и чертежей. Так, на каждый объект строительства разрабатывают рабочую документацию, которая состоит из спецификаций изделий и оборудования, рабочих чертежей узлов и из документов в текстовой форме.

Как научиться читать чертежи

1. Начинать читать чертеж нужно с изучения основных методов, правил, видов нанесения на бумагу предметов всевозможного размера и формы на плоскости, а также стандартов и условных обозначений, которые должны быть на любом чертеже, когда его оформляешь. Следует обучиться технологии обработки соответствующих изделий.

2. Чтобы правильно читать чертежи, необходимо придерживаться такой последовательности:

  • Изучите содержания главной надписи на чертежах. При помощи нее вы узнаете масштаб чертежа, материал, который используется для их изготовления, а также название деталей.
  • Определите изображения, с помощью которых представили детали чертежей.
  • Проанализируйте изображения чертежа. Представленные формы изделия или детали. Если сразу не сможете увидеть деталь, можете ее мысленно разделить на пару частей и постараться представить их геометрическую форму.
  • Изучите размеры детали – представленные ее величины.

Ознакомления с чертежом поможет представить детали, изображенные на нем: по каким принципам расположены, как взаимодействуют и прочее. Внимательное чтение чертежей поможет не только рассмотреть на нем детали, позволяющие точно представить будущую форму изделия уже в готовом виде, но и узнать массу изделия, количество одинаковых деталей, название, а также рассчитать масштаб, учитывая все стандарты и требования.

3. После этого подробно ознакомьтесь со всеми размерами, изображенными на чертеже, дабы узнать допустимое отклонение от установленных размеров.

4. В конце, нужно установить тип чистоты поверхности каждого элемента, дабы в будущем на основании информации, полученной в процессе прочтения чертежа, представить каждый этап обработки и производства изделия на всех циклах, а также проанализировать, как эта деталь или изделие будет применено в конечном продукте или узле, по какому принципу будет работать, в каких условиях будет эксплуатироваться, и, какое предназначение будет исполнять.

Рис. 1. Вертикальные форматы

Рис. 2. Горизонтальные форматы

Площадь формата А0 примерно равна 1 м2. Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата А0 на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. На уроках черчения используют формат A4, размеры ко­торого равны 210 x 297 мм. Размер формата А4 (210х297) принят за единицу измерения остальных форматов.

В таблице 1 представлены размеры форматов:

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

А0

841 × 1189

А1

594 × 841

А2

420 × 594

А3

297 × 420

А4

210 × 297

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу. Проводят её сплошной толстой основной линией. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки принимают равными – 5 мм. С левой стороны для подшивки и брошюровки чертежей оставляют полосу шириной 20 мм (рис. 3). Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.

Рис. 3. Оформление формата

Основная надпись чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.

В правом нижнем углу распола­гается основная надпись чертежа, содержащая сведения об изображённом изделии. В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой (рис. 4).

Рис. 4. Расположение рамки и основной надписи на чертеже.

ГОСТ 2.104—68 устанавлива­ет форму и размеры основной надписи. На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22×145 мм. Каждая графа надписи имеет определенные размеры. В основной надписи указывают название изображенной детали, материал, из которого она сделана, масштаб, кто чертил, кто проверил чертеж, когда выполнена работа (дата), название школы, класс и номер чертежа.

Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 5.

Прочитано раз: 35 038

Независимо от ситуации, при которой вам понадобилось экстренно научиться читать чертежи, эта инструкция поможет вам научиться понимать любой чертеж в максимально короткие сроки. Вся суть метода заключается в том, чтобы идти от большего к меньшему и не зацикливаться на мелочах. Что не понятно — сразу ищите в google, поскольку цель этой статьи не загрузить вас, а наоборот, задать нужный вектор.

Шаг 1: изучаем азы.

Типы чертежей

Для начала необходимо понять какие бывают чертежи. Чертежи принято разделять по их признакам. Они бывают такие:

  • сборочные чертежи;
  • гидромонтажные;
  • электромонтажные
  • пневмомонтажные
  • аксонометрические
  • деталировка
  • чертежи деталей;
  • план-схемы;
  • топографические;
  • общие виды;
  • теоретические;
  • габаритные;
  • монтажные;
  • чертежи электросхем;
  • фоточертежи.

Далее, чертежи можно поделить по их цели:

  • показать общий вид;
  • разрез/сечение;
  • из чего состоит деталь или узел;
  • показать способы крепления
  • изобразить все проекции детали

Делим чертежи по целевой аудитории:

  • для заказчика;
  • для строителя, на производство;
  • чертежи для студентов (сдать диплом, курсовой);

По методу использования чертежи делятся на такие кластеры:

  • оригиналы;
  • подлинники;
  • дубликаты;
  • копии;

Виды и толщины линий

Для лучшего визуального восприятия и понимания функционального назначения той или иной линии, они разбиваются на типы. Есть линии, которые изображают трубопроводы, разрезы деталей, ось и многое другое. Для большего удобства, линии имеют свою толщину, которую необходимо обязательно соблюдать. Все это упрощает чтение и понимание чертежа. Конкретно, какая толщина и у какой линии должна быть, указывается в ГОСТе. Например, ГОСТ 2.303-68 указывает назначения и толщины линий на чертежах. Детальней обо всем этом можно узнать и .

Шрифты и их размеры

Согласно ГОСТу 2.304-81, все шрифты на чертеже должны иметь определенный угол наклона, толщину линии, высоту, расстояние между буквами. То есть, нельзя просто так взять, и написать на чертеже любым шрифтом. Кроме того, в разных местах чертежа, надписи выполняются с разной высотой. Подробней о шрифтах.

Оформление чертежей

В зависимости от типа чертежа и его назначения, его оформление может отличаться. В основном, разнятся рамки и штампы.

Заполнение штампов

Основная надпись (штамп) предназначен для изображения на листе с чертежом основных данных:

  • тип и наименование детали на чертеже;
  • масштаб чертежа;
  • массу детали;
  • номер и количество листов;
  • ФИО исполнителя и проверяющего;
  • номер документа;
  • подписи;
  • даты проверки и подписи;
  • другие данные.

Все надписи, размеры положение элементов штампа установлены ГОСТом 2.104-68 (формы 1, 2, 2а, 2б и приложения, которые устанавливают разбивку чертежа на зоны и нанесение штампов для разных форматов бумаги.

Шаг 2: визуальное восприятие

После изучения основных понятий, можно приступать к изучению разных типов чертежей. Это поможет лучше их читать и понимать.

Примеры готовых чертежей

Примеры некоторых типов чертежей представлены у нас на сайте в разделе примеры. В нем представлены скриншоты и сканы 3d чертежей, принципиальных схем, чертежей для дипломов, электрических схем, сборочных чертежей и чертежей для изготовления.

Видеоуроки на YouTube

Далее, рекомендуем ознакомиться с видеоуроками по черчению в AutoCAD. Вы самостоятельно можете выполнить поиск в сети или YouTube. Но мы со своей стороны хотим порекомендовать вам действительно полезные каналы (не реклама)

  • Учебный центр ITРазвитие
  • Портал о черчении

Для начала этого будет более, чем достаточно.

Шаг 3: программное обеспечение для черчения

Чтобы открыть чертежи необходимо скачать и установить на компьютер специализированные векторные программы, которые можно поделить:

По коммерческой составляющей (платные и бесплатные)

  • бесплатные
    • A9CAD
    • LibreCAD
    • FreeCAD
    • DraftSight
  • платные
    • КОМПАС-3D
    • AutoCAD
    • CorelDRAW Technical Suite
    • VariCAD
    • Graphite

Наиболее популярными являются компас 3D и AutoCAD.

Шаг 4: практика

Помним, что для улучшения навыков для чего-либо нужна практика. Открываем, читаем, пробуем, и только так все получиться. Используйте нашу инструкцию и напишите нам о своих успехах в комментариях! Напоследок, хотим поделиться с вами видео, которое должно вас вдохновить.

Если у вас нет времени и возможности изучить эту науку, а сделать чертежи нужно — вы можете заказать у нас их изготовление или оцифровку. Мы принимаем заказы по Украине и из стран СНГ (кроме России). По ссылке ниже вы можете узнать подробней о ценах и способах оплаты.

Учебник для 7-8 класса

Черчение

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
  1. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  2. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
  3. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143. Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала ее изготовляют?
  3. В каком масштабе выполнен чертеж?
  4. Какие виды содержит чертеж?
  5. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  6. Опишите общую форму детали.
  7. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

  1. Деталь называется «направляющая».
  2. Изготовляют деталь из стали.
  3. Масштаб чертежа 1:1, т. е. деталь изображена в натуральную величину.
  4. Чертеж содержит два вида: главный и слева.
  5. Выделив части детали, рассмотрим их слева направо, сопоставляя оба вида.

    Крайняя левая часть на главном виде имеет форму прямоугольника, а на виде слева — окружности. Значит, это цилиндр. так как такие проекции характерны для цилиндра.

    Вторая слева часть на главном виде имеет форму трапеции. На виде слева она показана двумя окружностями. Такие проекции может иметь только усеченный конус.

    Третья часть, как и первая, показана на главном виде прямоугольником, а на виде слева — окружностью. Значит, она имеет также форму цилиндра.

    Четвертая часть на главном виде имеет очертание прямоугольника, внутри которой проведены две горизонтальные линии, а на виде слева — шестиугольника. Такие изображения характерны для шестиугольной призмы.

    Крайняя справа часть показана прямоугольником на главном виде и окружностью на виде слева. Мы знаем, что такие изображения определяют цилиндр.

    По штриховым линиям на главном виде и по окружности самого меньшего диаметра на виде слева можно сделать вывод, что внутри детали имеется сквозное цилиндрическое отверстие.

  6. Объединив все части, устанавливаем общую форму предмета (рис. 144). Она представляет собой сочетание цилиндров, усеченного конуса и шестиугольной призмы, расположенных на одной оси. Вдоль оси детали проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

    Рис. 144. Изометрическая проекция детали

  7. Габаритные (наибольшие и наименьшие) размеры детали таковы: длина 160 мм, диаметр 90 мм, диаметр отверстия 20 мм. Диаметр крайней левой цилиндрической части 30 мм, длина 18 мм. Высота усеченного конуса 20 мм, угол при вершине 30°, диаметр большего основания 48 мм.

    Такой же диаметр имеет следующая цилиндрическая часть. Длина цилиндра определяется как разность между размерами 75 и 38, т. е. равна 37 мм.

    Два размера части детали, имеющей форму шестиугольной призмы, нанесены на виде слева: между параллельными гранями —65 мм, между двумя ребрами —75 мм. Длина этой части не указана, она определяется вычитанием из габаритного размера (160) размеров 75 и 45. Диаметр наибольшего цилиндра 90 мм, длина его 45 мм. Диаметр отверстия 20 мм.

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145. Задание для упражнений

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовляется?
  3. Какие виды даны на чертеже?
  4. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  5. Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
  6. Изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
  7. Каковы габаритные размеры детали?

Практическая работа № 7. 1. Устное чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Рис. 146. Задания к практической работе № 7

Вопросы для чтения чертежей

  1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
  2. Какой масштаб указан на чертеже?
  3. Какие изображения передают форму детали?
  4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?
  5. Опишите форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел, образующих форму детали?

2. Решение занимательных задач

  1. На рисунке 147 дан чертеж и наглядное изображение проволочной модели. Сконструируйте аналогичную модель, выполните ее чертеж и наглядное изображение.

    Рис. 147. Задание для упражнений

  2. Выполните технический рисунок предмета, который может плотно проходить через все три отверстия в пластине (рис. 148).

Рис. 148. Задания для упражнений

Графическая работа № 8. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

  1. Выполните технический рисунок детали (рис. 149, а), сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

    Рис. 149. Задании к графической работе № 8

  2. С помощью точек на поверхности детали (рис. 149, б) показана разметка удаляемой части детали. Выполните технический рисунок измененной детали.
  3. Выполните эскиз детали (рис. 150, а), мысленно удалив ее верхнюю заштрихованную часть и заменив выступы, указанные стрелкой, выемками.

    Рис. 150. Задания к графической работе № 8

  4. Выполните эскиз детали (рис. 150, б), сделав вместо выступов выемки такой же формы и размеров на том же месте.
  5. Выполните чертеж детали (рис. 151), у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Рис. 151. Задания к графической работе № 8

Указания к работе. Задания 1—4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное,— на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

Прочитать чертеж общего вида (рис.1) это значит:

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А), сечений (рис.1, Б-Б), местных видов (рис.1 В, Г) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

Рис. 6. Штриховка материала для смежных деталей.

Узкие площади сечений, толщина которых на чертеже равна 2 мм или менее показывают зачерненными (рис. 6, поз. 3, 4).

Перемещающиеся части изделия на чертеже изображают, как правило, в рабочем положении. Допускается изображать их также в крайнем или промежуточном положениях, применяя для этого тонкую штрихпунктирную линию с двумя точками. На чертеже наносятся соответствующие размеры, характеризующие различные положения перемещающихся частей (рис. 1, 2 (размер 250…265)).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *