100 самых кассовых фильмов

Фильм «Аватар» американского режиссера Джеймса Кэмерона снова стал самой кассовой картиной за всю историю кинематографа. В минувшую пятницу фильм вышел в повторный прокат в Китае и за два дня собрал более $7,36 млн – примерно столько и не хватало ему, чтобы дотянуться до сборов картины «Мстители: Финал», которая с 2019 г. удерживала первую строчку в списке самых кассовых фильмов.

Премьера «Аватара» состоялась в декабре 2009 г., и фильм установил несколько рекордов по сборам. В частности, эта картина стала самой кассовой в Северной Америке, на территории бывшего СССР и во всем мире, обойдя другой фильм Кэмерона – «Титаник», который удерживал первую позицию 12 лет. В общей сложности «Аватар» собрал тогда $2,790 млрд и продержался на первой строчке 10 лет, пока в 2019 г. его не обошел фильм «Мстители: Финал» с мировыми сборами в $2,798 млрд.

Как сообщает CNBC, после повторного выхода в прокат в Китае суммарные сборы «Аватара» на 13 марта составили $2,802 млрд. Режиссеры фильма «Мстители: Финал» братья Энтони и Джо Руссо поздравили Кэмерона в Instagram, сделав коллаж из названий фильмов (в английском первые две буквы названий одинаковые). В 2019 г., когда «Мстители: Финал» обогнал «Аватара» по сборам, Кэмерон тоже поздравил братьев Руссо в Twitter коллажем с Железным человеком на Пандоре. «Эти два титана кинематографии давно бились за место на вершине Олимпа по сборам. Возвращение короны к «Аватару» в очередной раз демонстрирует важность впечатлений от просмотра фильмов в кинотеатре как в культурном аспекте, так и в плане возможностей для генерации прибыли», – рассказал CNBC старший аналитик медиарынка Comscore Пол Дергарабедян.

Китай в пандемию стал крупнейшим рынком кинопроката, отмечает Bloomberg. Кинотеатры в стране открыты уже несколько месяцев. В отсутствие крупных мировых премьер голливудских картин касса пока достается в основном местным релизам. Однако в феврале, в преддверии китайского Нового года, количество новых фильмов пошло на спад и составленная еще в 2020 г. программа Бюро кинематографии Китая по повторному прокату голливудских блокбастеров, в рамках которой демонстрируется и «Аватар», оказалась как нельзя кстати.

Права на «Аватар» в настоящее время принадлежат киностудии Disney, которая получила их, закрыв в 2019 г. сделку по приобретению киностудии 20th Century Fox. Помимо оригинальной картины Disney получила права на всю франшизу: Кэмерон подписал с 20th Century Fox контракт на съемку еще четырех фильмов, появление которых в прокате ожидается в 2022–2028 гг. «Мы гордимся, что фильм вновь вышел в лидеры проката, но больше всего нас радует сам факт проката в эти тяжелые времена, и мы хотим поблагодарить китайских зрителей за поддержку. Мы работаем над продолжениями не покладая рук и с нетерпением ждем выхода новых фильмов в этой саге», – заявил CNBC продюсер «Аватара» Джон Ландау.

Из-за закрытия кинотеатров во время локдаунов по всему миру киностудии выпустили ряд новинок в стриминговых сервисах, но потенциальные блокбастеры придерживаются до возобновления работы кинотеатров. Так, лента Disney «Черная вдова» из вселенной Marvel со Скарлетт Йоханссон в главной роли должна была выйти в мае 2020 г., но премьера переносилась уже дважды и сейчас намечена на 7 мая.

Disney, кстати, принадлежит пять самых кассовых фильмов всех времен и восемь – из первой десятки. Помимо «Аватара» и «Мстители: Финал» это «Титаник», «Звездные войны: Пробуждение силы», «Мстители: Война бесконечности», выпущенный в 2019 г. римейк «Короля-льва», «Мстители» и «Холодное сердце – 2». Два фильма в топ-10, не принадлежащие Disney, – это релизы Universal Pictures «Мир юрского периода» и «Форсаж-7».

Кассовые сборы имеют большое значение для современного кино, иначе как мы определим экономическую успешность проекта. Если, например, запуск франшизы покажет слабый старт и не соберёт нужную сумму, то студия может легко закрыть проект. И наоборот, главная голливудская примета: если самобытный фильм соберёт большую кассу, то жди сиквела. Чтобы фильм окупился в прокате, сборы должны превысить сумму затрат в два раза. А это не только общий бюджет, выделенный на съёмки, но и огромные суммы, вложенные в рекламное продвижение, и другие факторы, способствующие привлечению зрителей в кинотеатры.
Бокс-офис решает многое, покупая билет на фильм, вы всегда голосуете рублём в его поддержку, потом эти голоса суммируются, и вырисовывается общая картина вовлеченности зрителя. На успех в прокате могут повлиять самые разные факторы, начиная от возрастных ограничений и заканчивая религиозными нормами общества.
Чаще всего судить об успехе бокс-офиса можно по результату за первый уик-энд, по первым цифрам легко предсказать общие сборы фильма за время всего показа. Мы учитываем не только данные от российских кинотеатров, но и показатели сборов в странах Европы, Китая и США. Обзор кассовых сборов публикуется на нашем сайте каждый понедельник, как только появляются обновлённые данные за уик-энд.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *