10 к интеллекту

Учебный предмет: информатика

Класс: 7

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока:

  • содержательная – закрепление и отработка знаний о предмете информатика и об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (поисковые системы), умений представлять информацию в наглядной и удобной для восприятия форме;

  • деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений,

Решаемые учебные задачи:

  • закрепить знания об основный понятиях (информатика, информационные процессы, информационные технологии);

  • сформировать у учащихся умение создавать интеллект-карты;

  • обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;

  • развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии, интеллект-карта.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, листы большого формата и фломастеры (маркеры), доступ к сети Интернет. Листики небольшого формата для проведения рефлексии.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов;

  • метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять, сравнивать, анализировать, выделять главное; формировать навыки продуктивного чтения;
    умение представлять объемный учебный материал в свёрнутом виде в формате интеллект-карты (mind map, карта знаний, ментальная карта);

  • личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.

Структура урока:

  1. Этап мотивации к деятельности (1 минута)

  2. Этап актуализации (5 минут)

  3. Формулирование темы и целей (2 минуты)

  4. Этап пробного учебного действия и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (15 минут)

  5. Физкультминутка (1 минута)

  6. Этап включения изученного в систему знаний с проговариванием во внешней речи (10 минут)

  7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (10 минут)

Ход урока

Приветствие учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Дети рассаживаются в группы по 3 человека, с близким доступом к компьютеру. Проверяют наличие принадлежностей.

Записывают ДЗ в дневник.

Личностные УУД:

— формирование навыков самоорганизации,

— воспитание требований безопасности на рабочем месте.

2. Этап актуализации

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подведем итог изучению первого раздела нашего учебного предмета.

— Как называется наш учебный предмет?

— А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем?

— Мы изучили с вами много новых понятий. В любом учебном предмете их, понятий, очень много. И достаточно сложно быстро их запомнить. А можно ли упростить эту задачу? Какие у вас на этот счет имеются мнения?

— Сегодня мы научимся с вами составлять интеллект-карты, еще их называют ментальные карты.

— Что же это такое? Найдите в Интернете, что обозначает слово «ментальный»?

— То есть, они позволяют развивать разум, улучшать его.

Дети отвечают на вопросы.

— Информатика.

— ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации.

-Схемы, план, рисунки

— С помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации.

— Связанный с разумом, с умственными способностями, умственной деятельностью.

Личностные УУД:

— выработка учебной мотивации,

— ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать.

Познавательные УУД:

— поиск и выделение необходимой информации,

— применение методов информационного поиска.

Регулятивные УУД:

— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

— уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю,

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Формулирование темы и целей

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

— Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке?

— Информатика и информационные процессы и способ представления знаний с помощью интеллект-карты

4. Этап пробного учебного действия и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

— Ребята, сейчас мы посмотрим на примеры интеллект-карт и попробуем назвать ее составные части и правила ее оформления.

Учащиеся рассматривают на слайдах презентации (приложение 1) несколько примеров интеллект-карт, относящихся не только к информатике, но и к другим учебным предметам.

— Давайте обсудим, какие элементы интеллект-карты вы увидели?

— Как вы думаете, почему такой способ представления информации позволяет легко запоминать новые знания?

— А теперь попробуем назвать этапы создания интеллект-карты по изучаемому тексту?

— Правильно ли будет попытаться уместить все понятия изучаемой темы? И почему?

— Основная тема, понятие – в центре.

— ответвления, раскрывающие разные аспекты (виды, способы и т.п.) основного понятия (объекта).

Значки, рисунки, разные цвета.

— Потому что наглядно, кратко, компактно.

— 1. выбрать тему, записать ее в центре листа.

2. Изучить текст, разбить его на крупные смысловые блоки. Выделить из них названия или основные понятия. – это будут ветки.

3. Дополнить крупные ветки более мелкими понятиями, историческими данными или фамилиями людей, ученых.

— Нет, когда много информации, ее сложно запомнить, надо самые важные отразить понятия.

Личностные УУД:

— определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Познавательные УУД:

— применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

— умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм).

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

— владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа).

5.Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

— формирование здорового образа жизни (снять общую усталость).

6. Этап включения изученного в систему знаний с проговариванием во внешней речи

(групповая работа по 3-4 человека с листами и фломастерами). Можно организовать 3-4 группы.

— А теперь мы повторим изученный на предыдущих уроках материал первого раздела вашего учебника (раздел 1, Босова Л.Л. 7 класс) и составим интеллект-карты по нему. После выполнения задания каждая группа представит результат своей работы одноклассникам, будет выступать спикер.

— Кроме учебника, для уточнения понятий или добавления исторической информации, вы можете использовать ресурсы сети Интернет.

Ребятам выдаются листы ватмана с маркерами. Учебным материалом, основой для построения интеллект-карты, является материал учебника (подходит любой УМК, радел «Информатика. Информация. Информационные процессы).

После выполнения задания ребята представляют результаты своей работы (2 МИНУТЫ на представление). От каждой группы спикер выступает, коротко аргументируя причины, по которым те или иные понятия отражены в интеллект-карте.

— А теперь группы представляют результаты работы своей группы. Будьте внимательны, так как каждый следующий спикер в своей речи должен отражать только отличия от результатов предыдущих групп, на выступление – 2 минуты максимум. Причем, вы отмечаете не только + своей работы, но и -. (что не учли, или избыточно).

Выполняют упражнения на листах ватмана с использованием материала учебника и, возможно, ресурсов сети Интернет

Личностные УУД:

— оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД:

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

— умение работать в группах, развитие диалогической речи, умение слушать и анализировать информацию одноклассников, быстро ориентироваться и корректировать свои ответы

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Итоги:

Сегодня на уроке….

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего?

— Будете ли применять полученные умения в дальнейшем? Можно ли эти умения применять на других предметах?

Рефлексия:

— Как бы вы оценили свою работу?

— Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на листике подписать своё имя и оценить свою работу на уроке (поставить отметку) и оценить полезность, актуальность полученных на уроке умений :

∆ — очень полезно, буду использовать, так как это удобно

 — нейтральное отношение, возможно, пригодится

│ — не интересно или не ново. Не знаю, где применить.

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

— умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

— оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные УУД:

— структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).

  3. Другие ресурсы сети Internet.

Читать в полной версии

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Если часто рисуете схемы, попробуйте оптимизировать процесс с помощью сервиса ментальных карт или майндмэпов. Мы сравнили семь самых популярных программ, которые сэкономят ваше время и время команды

Что такое сервисы mind map

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять большие объемы информации.

Психолог Тони Бьюзен придумал ментальные карты в 1990-х годах, а в середине 2000-х появились первые сервисы. Это софт, который помогает составить ментальную карту в цифровом виде. В большинстве таких сервисов можно работать бесплатно, в офлайне и групповом режиме.

Приложения для майндмэппинга обычно используют для управления проектами, планирования путешествий, переездов, ремонта или покупки машины. Это универсальный инструмент, который помогает последовательно разложить все задачи, знания, вопросы и планы, и ничего не забыть.

Популярные сервисы для создания интеллект-карт

  1. MindMeister
  2. Xmind
  3. Coggle
  4. Mind42
  5. Bubbl.us
  6. SimpleMind
  7. Mapul

MindMeister

MindMeister — один из самых популярных сервисов для майндмэппинга. Это онлайн-сервис с минималистичным удобным интерфейсом. Ментальную карту можно полностью подстраивать под себя: менять размер, стиль, цвет блоков, или использовать бесплатный шаблон под тип задачи.

Например, сделать матрицу Эйзенхауэра, составить учебный план на ближайший год или провести мозговой штурм. При этом в MindMeister можно редактировать интеллект-карты сразу всей командой, как в гугл-доках.

Технические характеристики. Сервис работает в браузере, но есть версии для iPad, устройств на Android и даже Apple Watch.

Сколько стоит. В бесплатном тарифе можно одновременно работать с тремя разными картами. Их можно перекрашивать, менять стили и добавлять значки. Прямо из сервиса можно запустить презентацию, но чтобы ее скачать, нужно купить расширенный доступ от $4,99 в месяц. В платных тарифах больше карт, техническая поддержка, подключение домена и резервные копии.

Пример интеллект-карты в MindMeister
Пример интеллект-карты в MindMeister

XMind

XMind — программа для создания интеллект-карт и проведения мозговых штурмов. У нее понятный интерфейс и простой дизайн, — в пару кликов можно сменить тему карты, цвет ответвления и фона, структуру графика. На ментальную карту можно добавить наклейки и символы, чтобы организовать информацию.

Технические характеристики. Карту можно бесплатно скачать в формате xmind и png. Когда вы регистрируетесь, программа предлагает синхронизироваться с облачными хранилищами: Dropbox, Google Drive и Microsoft. Карты можно открыть в программе — у XMind есть версия для смартфонов и компьютеров на всех операционных системах. А онлайн-версия доступна, если войти в свой Google-аккаунт или Apple ID.

Сколько стоит. Программа дает вам тестовый период, а когда он закончится — предложит подписаться. При этом в ней можно работать дальше. В такой версии можно одновременно использовать XMind на двух устройствах. Делиться картами по электронной почте, ссылке, в соцсетях и Evernote. В платных версиях от $59,99 за год можно пользоваться программой на пяти устройствах, распечатывать интеллект-карты без водяных знаков и защищать их паролем.

Планирование поездки с помощью Xmind
Планирование поездки с помощью Xmind

Coggle

Coggle — онлайн-сервис для интеллект-карт, в котором плавные ответвления ментальных карт напоминают дерево. У сервиса простое управление — легко разобраться с первого раза. Чтобы начать работу, нужно зарегистрироваться на сайте или авторизоваться через Google-аккаунт.

Сколько стоит. В бесплатной версии можно сделать максимум три интеллект-карты, но без ограничений работать с картами других людей. В платной версии от $5 в месяц ограничение на количество карт снимут, откроют больше стилей и одновременную совместную работу над картами. А если пригласить в сервис трех человек, некоторые лимиты снимут бесплатно.

Так выглядит план поездки в Дагестан в Coggle
Так выглядит план поездки в Дагестан в Coggle

Mind42

Mind42 — традиционный вариант ментальных карт, напоминающий работу в обычной тетради в клетку. Сервис помогает создавать четкие, понятные карты без лишних элементов и украшений.

Технические характеристики. Это онлайн-сервис. Он работает только через браузер, а приложений для компьютеров и смартфонов — нет. Над интеллект-картами можно работать в команде в качестве соавторов проекта. При этом готовые карты можно выгрузить в PDF-формате.

Сколько стоит. Полностью бесплатный.

Пример ментальной карты в Mind42
Пример ментальной карты в Mind42

Bubbl.us

Чтобы создать ментальную карту в Bubbl.us, не нужно регистрироваться. Онлайн-сервис работает через браузер, и начать работу можно очень быстро. В рабочем пространстве Bubble.us есть большая кнопка «Помощь» с ответами на самые частые вопросы. Если ответа нет, можно задать свой вопрос команде поддержки.

Сколько стоит. В бесплатной версии можно создать и поделиться тремя интеллект-картами. От $4,91 в месяц снимают ограничения, дают командный доступ и место для изображений и карт в облачном хранилище. Студентам и преподавателям делают скидку 50%.

Интеллект-карта в Bubble.us
Интеллект-карта в Bubble.us

SimpleMind

SimpleMind — полноценная программа для создания ментальных карт на компьютере, планшете или смартфоне. В SimpleMind не получится сделать то, что хочется, с первого раза. Элементы интерфейса трудно увидеть на экране, а рабочее пространство на iPhone не адаптировано под масштаб экрана.

Технические характеристики. Карты работают только в офлайне. Для этого нужно установить программу на компьютер или смартфон. Есть приложение для macOS.

Сколько стоит. Бесплатная версия есть только для iPad, iPhone и смартфонов на Android. От $9,99 программу можно установить на компьютер, пользоваться бонусными макетами, а также экспортировать карты в PDF. После оплаты начинает синхронизироваться с облачными хранилищами.

План поездки в SimpleMind
План поездки в SimpleMind

Mapul

Mapul — сервис с самой яркой визуализацией ментальных карт, чем-то напоминающей сеть рек. Ключевые блоки ментальных карт соединяют яркие объемные линии, но именно они могут и запутать. Элементы ключевых блоков подписаны небрежно, поэтому лучше не создавать в Mapul большие карты для серьезных задач.

Технические характеристики. Работает через браузер, приложения для компьютера и смартфона нет. Чтобы начать работу, не нужно регистрироваться. Есть режим рисования и мозгового штурма. Можно поменять цвет фона и экспортировать карты в формате JPEG.

Сколько стоит. В бесплатной версии не получится сделать масштабную ментальную карту, — можно создать только десять элементов. От $25 в месяц, и ограничения снимут, добавят автосохранение ментальных карт, экспорт карт или отдельных частей в формате SVG и PPTX.

Пример ментальной карты в Mapul
Пример ментальной карты в Mapul

Что выбрать

Чтобы не запутаться в характеристиках, мы сравнили основные плюсы и минусы сервисов для создания интеллект-карт в таблице. У всех сервисов есть бесплатная версия или пробный период.

Сервис Русский язык Удобство Стоимость полной версии Версия для браузера Командный доступ
MindMeister Да ★★★★★ $4,99 / мес. — $12,49 / мес. Да Да
XMind Да ★★★★★ $1,24 / мес. — $59,99 / год Да Да
Coggle Да ★★★★ $5 / мес. — $50 / год Да Да
Mind 42 Нет ★★★ Бесплатно Да После регистрации
Buuble.us Нет ★★★ $4,91 / мес. — $59 / год Да Да
Simple Mind Да ★★★ $24,99 — $189,90 Нет Нет
Mapul Да ★★ $25 / 3 мес. — $49 / год Да Да

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *