1. Думают ли животные

«Пиастры, пиастры…» — кричал при виде золотых дублонов попугай капитана Флинта. Осознанно или нет произносил он эту фразу, неизвестно. Тем не менее хозяева домашних животных порой утверждают, что их питомцы прекрасно понимают человеческую речь.

Вот только отвечать не могут… Могут! В мире известно немало случаев, когда животные были способны изъясняться на простом человеческом языке.

ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

Первое место среди говорящих животных, безусловно, занимают птицы. Оказывается, некоторые попугаи способны не только запоминать и произносить до нескольких тысяч слов, но и осознанно оперировать ими. Телекомпания ВВС неоднократно демонстрировала документальный фильм, в котором попугай по имени Нкизи, обладающий словарным запасом в 950 слов, вступает с телеведущим в самый настоящий диалог.

Так, на вопрос, что он думает об ароматерапии, попугай безапелляционно заявил: «Это маленькое вонючее лекарство». Нкизи не только оказался способен разговаривать, анализировать и даже шутить, он научился сопоставлять фотографию с изображенным на ней человеком. При встрече попугая с доктором Джейн Гудолл, чью карточку в окружении шимпанзе он уже видел, Нкизи радостно воскликнул: «Получила шимпанзе?»

Можно было бы предположить, что феномен Нкизи — исключение из правил. Но нет! Подобных примеров сотни. На сегодняшний день орнитологи с фактами на руках утверждают, что некоторые виды попугаев способны оперировать словарным запасом, насчитывающим не менее 2 000 слов.

МУДРЫЙ ВОРОН

Интересную историю рассказал древнеримский историк Макроб. В 31 году до н. э. Гай Юлий Цезарь, возвращаясь с победой в Рим, при въезде в город неожиданно услышал, как сидящий на плече ремесленника ворон прокричал: «Да здравствует Цезарь, победоносный император!» Растроганный Гай Юлий тут же купил у ремесленника верноподданническую птицу, выложив за нее крупную сумму денег.

На этом история могла бы закончиться, но в толпе оказался бедный сапожник, который тоже решил поправить свои дела за счет говорящего ворона. Целый год он обучал птицу правильным словам, однако ворон никак не желал слушаться. Однажды рассерженный глупой птицей сапожнике сердцах воскликнул: «Плакали мои денежки и мое время!» Сложно сказать, что в этот момент подумал ворон, но спустя несколько недель он стал произносить требуемую от него фразу. Счастливый римлянин тут же поспешил к Цезарю с предложением купить у него говорящего ворона.

Но… Император отказался, заявив, что вторая птица ему не нужна. Сапожник был готов рвать на себе волосы от отчаяния, как вдруг ворон голосом своего хозяина отчетливо произнес: «Плакали мои денежки и мое время!» Смеялись все. Разумеется, Цезарь приобрел и вторую птицу, заплатив за нее вдвое больше первой.

Орнитологи давно подметили, что обучить человеческой речи ворона намного проще, чем попугая. Для этого необходимо приобрести 2-3-месячно-го птенца мужского пола и ежедневно произносить при нем одни и те же простые фразы. Ученые гарантируют: в течение года ворон начнет повторять их сам.

Особенно хорошо в силу строения гортани у него получаются грубые звуки, возможно, именно поэтому, лишившись общения с сородичами, в неволе вороны любят копировать кашель курильщика, ругань, лай собаки или скрип паркета. Довольно странно, почему в России люди, желающие иметь дома говорящего питомца, заводят не более доступного и легкого в обучении вороненка, а экзотического попугая.

НЕ СОЙДУ!

Однако же намного интереснее было бы иметь дома говорящего пса или кошку. И, как ни странно, ученым действительно известны случаи, когда кошки или собаки были способны осознанно произносить несколько слов на человеческом языке. Сегодня самым известным говорящим котом считается кот Мэси из Азербайджана. Сердобольная хозяйка подобрала его прямо на улице. Сутками напролет не выпускала она котенка из рук, разговаривая с ним, как с маленьким ребенком.

Котенок не только выжил, но и научился мяукать несколько десятков слов на русском и азербайджанском языках. Мэси способен отвечать, сколько ему лет, говорить «спасибо», «до свидания» и даже огрызаться. Однажды в присутствии журналиста женщина попросила кота спуститься со шторы, на что наглый кот ответил: «Не сойду».

Когда на прилавках книжных магазинов появилась книга профессора Дуброва «Говорящие животные», автор получил сотни откликов со всей страны. И выяснилось, что феномен Мэси и не феномен вовсе! Десятки собак и кошек от Калининграда до Владивостока способны произносить «папа», «мама», «пить», «гулять».

Некоторые из них могут отвечать на вопросы или даже о чем-то просить. Автор статьи и сам неоднократно общался с кошкой, которая вполне отчетливо и различимо произносила два слова: «мама» и «пить».

«ПАПА» И «ЧАШКА»

В 1916 году мир облетела сенсация: исследователь Уильям Фернис научил орангутанга произносить «папа» и «чашка». Шесть месяцев дрессировщик ежедневно по нескольку часов кряду простаивал вместе с обезьяной перед зеркалом, пытаясь научить ее выговаривать «папа». Орангутанг вместе смотрел в зеркало, ощупывал свои губы, изо всех сил пытаясь повторить мимику хозяина, и дрессировщик добился своего — орангутанг заговорил.

Позднее супруги-психологи Хейс сумели научить шимпанзе Вики также произносить «папа», «мама» и «чашка». Впрочем, язык глухонемых дался обезьянам легче, чем речь, что доказала шимпанзе Уошо, которую «разговорили» в 1966 году ученые Аллен и Беатрис Гарднер.

МОРСКИЕ БОЛТУНЫ

В 1964 году американский ученый Джон Лилли решил попытаться научить дельфина Элвара выдыхать воздух таким образом, чтобы получаемый при этом звук походил на человеческую речь. Результат эксперимента превзошел все ожидания. С тех пор дельфин каждое утро «булькал» Джону слова: Аll right, let’s go («Ну, начали»),

А в конце 1970-х годов в аквариуме «Нью Ингланд» в Бостоне появился необычный тюлень по кличке Гувер. Животное могло не только качественно имитировать человеческую речь, оно членораздельно произносило отдельные слова и даже целые фразы, вступая в диалог с посетителями аквариума. Как писала американская пресса тех лет, тюлень, пребывая в хорошем расположении духа, встречал гостей словами: «Как поживаешь?»

В 2012 году американские ученые обнаружили кита, способного имитировать человеческую речь и издавать звуки на несколько октав ниже своего диапазона. Необычная белуха обитает в прибрежных водах Калифорнии.

Если же он был сердит, то мог басом покричать на незадачливого посетителя: «Смывайся отсюда!» Ученые не раз отмечали, что Тюлень «разговаривает» на порядок лучше попугаев. А наиболее разговорчивым Гувер становился в момент спаривания, очевидно, стараясь своим красноречием произвести впечатление на очередную пассию. Умер разговорчивый тюлень в 1985 году, оставив после себя шестерых детей, которые так и не заговорили.

Иногда животное и само готово к общению с человеком, но тот его просто не слышит. Так, воспитанник американского Национального фонда морских млекопитающих белуха по имени Нокс самостоятельно выучил несколько слов и пытался поговорить с сотрудниками фонда. Но люди не обращали на попытки белухи внимания. И только после смерти Нокса, во время просмотра кинохроники, специалисты услышали его слова. Но было поздно.

СЛОН-МАТЕРЩИННИК

Исследователям хорошо знаком житель южнокорейского зоопарка слон Косик. Он способен членораздельно произносить пять корейских слов. Но самым феноменальным считается слон Батыр из зоопарка Караганды. Однажды вечером рабочие зоопарка чуть не поседели, услышав из его вольера трубный глас: «Напоите слона!».

Батыр разговаривает

Оказывается, в тот день служители зоопарка забыли оставить ведро с водой, из которого Батыр привык по ночам пить воду. История получила широкую огласку, и вскоре в зоопарк зачастили журналисты, биологи и лингвисты. К их радости, слон никого из них не оставил без внимания, без устали повторяя «Батыр хороший», «Батыр молодец». Долгое время ученые не могли никак объяснить феномен речи Батыра.

Но потом выяснилось: для воспроизведения слов слон засовывал кончик хобота в роти прижимал его губами. Самым забавным из говорящих слонов считается индийский слон Джумбо, простой сельский труженик. Наслушавшись ненормативной лексики от работников пролетарского труда Индии, Джумбо отлично овладел несколькими матерными словами.

Такие истории можно рассказывать еще долго, вывод же будет один: при большом желании и небольшом везении любой из читателей может научить своего любимца человеческой речи.

Дмитрий СИВИЦКИЙ

Человек склонен следовать определенным шаблонам поведения, подвержен стереотипам и убеждениям, которые, порой, не имеют ничего общего с действительностью. Он страдает из-за этого, принимает неверные решения, вступает в конфликты и не чувствует себя счастливым. Как с этим справиться? Возможно, поможет когнитивная терапия.
Когнитивная терапия (когнитивно-поведенческая терапия) – вид психотерапии, который фокусируется на изучении отношений между мыслями, чувствами и поведением. Во время сессий терапевт активно работает над выявлением «нездоровых» шаблонов мышления и сформированных ими саморазрушающих убеждений и моделей поведения.
Особенность когнитивной терапии в том, что терапевт не учит пациента, как тому думать правильно, а пытается вместе с ним разобраться, помогает или мешает ему привычный тип мышления. В любом случае, клиенту нужно принимать активное участие в терапии, выполнять домашние задания и относиться к этому процессу ответственно.
Хорошая новость: многие техники, о которых вы прочтете дальше в статье, можно применять в одиночку. Они требуют исключительно желания и терпения, а также дневника и ручки. Выделяйте по несколько десятков минут в день на протяжении 1-3 месяцев и вы избавитесь от негативных мыслительных шаблонов. Это позитивно скажется на общем самочувствии и качестве принятых решений.
Техники когнитивной терапии
Ведение записей о разрушительных мыслях
Это упражнение особенно полезно тем людям, которые борются с негативными мыслями и хотят выявить их источник. Сделав это, им будет легче с ними справиться, сместив свое внимание в нужную сторону.
Рабочий лист (либо файл Word или Excel) должен быть разделен на семь колонок:
В крайнем левом углу отведите место для записи даты и времени, когда возникла разрушительная навязчивая мысль.
Во второй колонке указывается ситуация. Вам нужно описать событие, при котором появилась негативная мысль.
Третья колонка предназначена для автоматической мысли. Здесь она регистрируется, а также выставляется рейтинг веры в нее по шкале от 0% до 100%.
В следующем столбце укажите эмоции, вызванные этой мыслью, а также рейтинг интенсивности по шкале от 0% до 100%.
Пятый столбец пометьте как «Когнитивное искажение». В нем вы определяете, какие когнитивные искажения становятся причиной разрушительных мыслей. Например, мышление «все или ничего», фильтрация, преждевременные выводы.
В шестом столбце вы должны записать альтернативные мысли как альтернативу разрушительной. Чем их больше будет, тем лучше.
Наконец, последний столбец предназначен для того, чтобы вы могли записать результат этого упражнения. Вы смогли противостоять разрушительной мысли?
Записали убедительные альтернативные мысли? Уменьшилась ли вера в изначальную мысль и интенсивность вызываемых ею эмоций?
2. Факт или мнение
Это разновидность шестого столбца из предыдущего упражнения. Вы убедитесь, что ваши автоматические или навязчивые мысли необязательно верны.
Сверху листа запишите цитату:
Мысли – это не факты
Конечно, очень трудно поверить в это, когда мы каждый день сталкиваемся с мыслями, которые, как нам кажется, невозможно изменить.
Рабочий лист содержит 16 утверждений и вы должны решить, факт это или мнение. Например:
Я – плохой человек.
Я провалил экзамен.
Я эгоистичен.
Я не одолжил своему другу денег, когда он меня просил.
Это не трюк: для каждого из этих утверждений есть правильный ответ. Если вам интересно, то вот они: мнение, факт, мнение, факт.
Это простое упражнение поможет увидеть, что, хоть у вас и много эмоционально заряженных мыслей, они не все объективно истинны.
3. Когнитивная реструктуризация
Это упражнение основано на методе Сократа и помогает бросить вызов иррациональным и нелогичным мыслям.
В верхней части рабочего листа описывается, как мысли появляются в голове, и как быстро они развиваются до катастрофических. Упражнение поможет ухватить некоторые из самых неприятных и проанализировать их.
Первая колонка, которую нужно заполнить: «Мысли, которые я должен поставить под сомнения». Здесь вы их записываете, если подозреваете их в нерациональности.
Затем вы записываете доказательства против этой мысли. Каковы доказательства того, что эта мысль точна? Какие факты существуют, которые ставят ее под сомнение?
После того, как вы определили доказательства, можно выяснить, основывается ли мысль на фактах или чувствах.
Затем вы отвечаете на вопрос о том, действительно ли эта мысль является черно-белой оценкой ситуации, или же реальность оставляет место для оттенков серого. Это проверка на черно-белое мышление.
В последнем столбце на этой странице вы размышляете, правильные ли доказательства и факты привели.
На следующей странице поразмышляйте о том, могут ли другие люди иметь разные интерпретации одной и той же ситуации и какими они могут быть.
Затем спросите себя, рассматриваете ли вы все соответствующие доказательства или просто опираетесь на доказательства, подтверждающие убеждение, которое уже имеете. Постарайтесь быть максимально объективными.
Затем еще более интересный вопрос: «Не преувеличиваю ли я правду?». Дело в том, что некоторые заблуждения изначально основаны на фактах, но затем мозг продолжает размышлять и приходит к катастрофическим мыслям. Важно понять, на каком этапе все выходит из-под контроля.
Спросите себя, размышляете ли вы об этой негативной мысли по привычке или потому, что она действительно основана на фактах.
Как только вы ответили на этот вопрос, возникает следующий: «Как эта мысль пришла к вам? Она ваша или другого человека?».
Эти «Сократические вопросы» способствуют глубокому погружению в мысли, которые могут вас удивить, и дают возможность анализировать и оценивать их.
4. Продольная формулировка
Это упражнение поможет вам избавиться от мыслительных шаблонов и неадекватного поведения.
Разделите лист бумаги на пять колонок.
Первая колонка называется «События/триггеры». В этом поле опишите события или стимулы, которые вызывают определенное поведение.
Следующая колонка называется «Ранний опыт». Здесь вы перечисляете опыт, который у вас был на ранней стадии, вплоть до детства, что, возможно, способствовало возникновению неадекватного поведения.
Третья колонка называется «Основные убеждения». Здесь вы записываете некоторые из основных убеждений, которые имеете относительно этого поведения.
Четвертая колонка «Старые правила жизни», в которой вы перечисляете правила, которых придерживаетесь, сознательно или подсознательно. Эти неявные или явные правила могут увековечить поведение, даже если оно не является полезным или адаптивным. Правила – это инструкции «Если – тогда», на основе которых мозг выносит решение, основанное на множестве обстоятельств. Например, у вас может быть правило «Если я ничего не сделаю, это будет полный провал».
Пятая колонка называется «Последствия старых правил». Здесь вы записываете, насколько эффективны они для вас. Они помогают или вредят? Достигаются ли цели?
Переверните страницу и подумайте о ситуации, которая создает негативную автоматическую мысль, и запускает определенные эмоции и поведение. Далее перечислите факторы, которые способны помочь вам справиться с проблемным поведением или мыслью, и, возможно, преодолеть замкнутый цикл. Суть в том, чтобы разрушить шаблон своего поведения.
А теперь создайте «Новые жизненные правила». Проанализируйте несколько сценариев и выясните, которые работают лучше всего. Возможно, в действительности все будет иначе, поэтому не останавливайтесь и адаптируйтесь.
5. Функциональный анализ
Это одно из самых популярных упражнений в когнитивной терапии. Данный метод поможет вам узнать о себе то, что приводит к конкретному поведению и его последствиям.
В середине рабочего листа находится поле с надписью «Поведение». В этом поле вы записываете любые формы поведения. На левой стороне листа находится поле с надписью «Прошлая жизнь», в котором вы записываете факторы, предшествующие определенному поведению. Это факторы, которые привели к нему прямо или косвенно.
С правой стороны находится поле с надписью «Последствия». Здесь вы записываете последствия поведения, то, что произошло в результате рассматриваемого поведения. Они необязательно должны быть однозначно негативными.
Важно понять, какое поведение является адаптивным (позитивным), а какое разрушительным.
6. Формулировка альтернативного действия
Это упражнение поможет рассмотреть проблемы или трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Перечислите все свои уязвимости (почему испытываете эти трудности чаще других) и триггеры (источники проблем).
После того, как вы определили проблемы и поняли, почему уязвимы, переходите к перечню стратегий преодоления.
Это не решения проблем, а способы, при помощи которых можно справиться с их последствиями и которые могут иметь временное воздействие.
Затем перечислите последствия этих стратегий преодоления, например, как они заставляют вас чувствовать себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также преимущества и недостатки каждой стратегии.
Наконец, переходите к перечислению альтернативных действий. Если ваши стратегии преодоления не являются полностью эффективными, найдите другие.
Желаем вам удачи.

Когда такой вопрос был сформулирован, то довольно быстро выяснилось, что он чрезвычайно важен для самих людей и для понимания их места в мире. Владение речью, умение думать и переживать считаются важнейшими отличиями человека от всего остального живого мира. Многочисленные исследования подтверждают, что эта граница не так резка. И, как показывает опыт, люди крайне неохотно признают это.

Когда начались исследования вопроса, умеют ли животные разговаривать, то оказалось, что лингвисты и этологи, то есть специалисты, изучающие поведение животных, по-разному понимают, что такое язык. Мало того, и сами лингвисты спорят о том, что такое язык, отстаивая непримиримые позиции. Поэтому было непонятно, что же должно уметь делать животное, чтобы люди убедились — оно умеет пользоваться речью.

Исключив из рассмотрения животных и птиц, способных к подражанию человеческой речи, ученые пытались обучить разговаривать обезьян. Вообще, попытки научить обезьян разговаривать известны давно. Однако среди млекопитающих лишь у Homo sapiens, то есть у человека, анатомия рта и гортани обеспечивает полноценную речь, поэтому обезьян в лучшем случае удавалось обучить произносить несколько простых слов.

В 1966 году американские психологи Алан и Беатрис Гарднеры взяли на воспитание десятимесячную самку шимпанзе по имени Уошо и попытались обучить ее упрощенной версии языка американских глухонемых — амслену. Через три года Уошо овладела 130 жестами и очень к месту их применяла, часто объединяя в предложения. Она шутила, ругалась и выдумывала новые слова. Слово «открыть» она применяла сначала к дверям дома, шкафа и холодильника, а потом и к коробкам, ящикам, кастрюлям и бутылкам и в конце концов попросила открыть водопроводный кран. Она умела говорить «ты дать мне», «я дать тебе». Служителя, не давшего ей воды, она назвала «грязный Джек». Слово «грязный» она так же, как и позже другие обезьяны, употребляла по отношению ко всему, что не любила. Например, признанный гений — горилла Коко — говорила нелюбимому служителю: «Ты плохой грязный туалет». Посмотрите ролики с Коко в интернете. Она говорит: «Я хорошая горилла Коко. Вы можете помочь мне».

Животные очень сообразительны, и поэтому их реакция на слова может быть обусловлена дрессировкой, то есть как на сигнал к ожидаемому действию. Многие ученые придерживались такой скептической точки зрения и сами работали с обезьянами. Но и их исследования подтверждали, что обезьяны умеют реагировать на слова как на символы и умеют делать обобщения.

Оказалось, что обезьян можно научить не только языку жеста. Например, знаменитого карликового шимпанзе Канзи обучили пользоваться клавиатурой, при нажатии клавиш которой на мониторе появляется условный значок слова. Глядя на экран, Канзи научился беседовать с человеком. Затем значки стали сопровождать звучанием слов. Канзи обучился и этому. Ему можно позвонить по телефону и попросить выполнить задание.

Люди до сих пор сомневаются, могут ли обезьяны разговаривать, как человек. Сами же обезьяны считают по-другому. Уошо называла себя человеком, а других шимпанзе — «черными тварями». Человеком считала себя и Вики, которая при сортировке фотографий животных и людей всегда клала свой портрет в стопку «люди».

Так что, когда вы слышите вопрос: «Умеют ли животные разговаривать?» — не говорите сразу «нет».

Поделиться ссылкой

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *